![]() В марте 1937 г. Н. А. Желтухин арестован по доносу, в 1939 г. оказался на лесосплаве на реке Сухоне под Котласом. Благодаря своим знаниям и опыту, полученным в годы учебы на математическом отделении физико-математического факультета Воронежского государственного университета и во время работы на Воронежском машиностроительном заводе им. Коминтерна, Н. А. Желтухин подготовил и представил лагерному начальству предложение-заявку на изобретение по зажиганию авиационных моторов. Это предложение по каналам Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) было направлено в Москву и попало к профессору Б. С. Стечкину, известному ученому и конструктору тепловых и авиационных двигателей. Б. С. Стечкин и работавший с ним профессор Ю. Б. Румер дали на заявку довольно обтекаемое, но положительное заключение. Это заключение позволило Н. А. Желтухину в июле 1939 г. попасть в Москву, в Тушино, в числе репрессированных технических специалистов, направленных туда из пункта сбора и распределения в различные КБ, так называемые «шарашки», организованные при НКВД. Попав благодаря заочному содействию профессоров Б. С. Стечкина и Ю. Б. Румера в сеть технических «шараг» НКВД, Н. А. Желтухин до октября 1940 г. трудился инженером-конструктором в КБ Тушинского машиностроительного завода N 82 при 4-м спецотделе НКВД, затем инженером-расчетчиком СКБ НКВД на Казанском авиамоторном заводе N 16. Здесь он оказался рядом с будущими знаменитыми советскими конструкторами ракетно-космической техники В. П. Глушко и С. П. Королевым и быстро подключился к работам по созданию авиационных жидкостных ракетных ускорителей. С 1942 г. Н. А. Желтухин работал в подразделении К. И. Страховича, где стал руководителем расчетной бригады. За успешное создание ракетных ускорителей с ЖРД РД-1ХЗ В. П. Глушко, С. П. Королев и ряд других сотрудников ОКБ-СД при заводе N 16 в августе 1944 г. были досрочно освобождены из заключения. Н. А. Желтухин стал вольнонаемным сотрудником руководимого В. П. Глушко ОКБ в июле 1945 г., после истечения срока заключения его официально назначили начальником расчетной бригады ОКБ-СД. С окончанием Великой Отечественной войны характер работы сотрудников конструкторских организаций не изменился. Теперь, вместо сиюминутных задач военного времени, на передний план вышли перспективные работы по обеспечению стратегической безопасности Советского Союза: разработка проектов по созданию атомного оружия и соответствующих средств его доставки до территории потенциального противника. С 1945 года ОКБ специализировалось по мощным жидкостным ракетным двигателям. Богатый опыт, накопленный при разработке семейства ЖРЛ (РД-1 — РД-3) и их самолетных реактивных установок, послужил солидным фундаментом, на базе которого ОКБ разработало несколько десятков типов мощных жидкостных ракетных двигателей, нашедших широкое применение на ракетах различного назначения. Работа Желтухина в ОКБ-456 успешно продолжалась, и его вклад в создание новой ракетной техники оценивался по достоинству. В 1946 г. Н. А. Желтухин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», в 1956 г. орденом Трудового Красного Знамени (за создание первой советской ядерной ракеты Р-5М), в 1957 г. он стал лауреатом Ленинской премии (за создание МБР Р-7 и запуск первого искусственного спутника Земли). |
||
Источники:
Подробнее о работе в Сибирском отделении РАН: |
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13 • e-mail: branch@gpntbsib.ru © 1997–2025 Отделение ГПНТБ СО РАН |
Документ изменен: Wed Sep 3 09:28:41 2025 Размер: 16,013 bytes Посещение N 18 с 02.08.2025 |