Ученые Сибирского отделения РАН - ветераны Великой Отечественной войны. Христианович Сергей Алексеевич
Ученые Сибирского отделения РАН —
ветераны Великой Отечественной войны
 
Христианович Сергей Алексеевич
 
С. А. ХристиановичС. А. Христианович (27.10(09.11).1908 — 28.04.2000). Действительный член АН СССР (1943), доктор физико-математических наук (1938), профессор (1939). Специалист в области механики.

С 1940 г. — заведующий лабораторией Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского. С самого начала Великой Отечественной войны Сергей Алексеевич Христианович включается в работы по оборонной тематике. С июля 1941 г. вместе с другими известными учеными входит в состав физической секции Научно-технического совета Государственного комитета обороны, созданного с целью организации оборонной работы по физике. Работы Христиановича в период Великой Отечественной войны посвящены изучению течения газа при больших скоростях, знание которых было необходимо для проектирования и строительства скоростной авиации. Была решена задача совершенствования реактивных снарядов «Катюши». Недостатком в первые годы войны было значительное рассеяние. Под руководством Христиановича удалось доработать снаряд и добиться его вращения в полете. Как следствие, увеличилась кучность стрельбы. Это позволило уменьшить расход боеприпасов, усилить плотность огня. Это стало большим достижением, существенно увеличившим боеспособность советской apтиллерии в годы войны.

Награжден 2 орденами Ленина (1943, 1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945; 16.09.1945), Сталинской премией I степени (1942) — за научные работы «Обтекание тела газом при больших дозвуковых скоростях», «Влияние сжимаемости на характеристики профиля крыла», «О сверхзвуковых течениях газа» (1940, 1941), Сталинской премией II степени (1946) — за экспериментальные исследования по аэродинамике больших скоростей.

 

«…Таким образом, к началу войны мы имели исключительную экспериментальную базу — такой не было у немцев. Результаты проведенной работы сказались во время войны. Вот в этих трубах и в лаборатории прочности, где целый самолет мог быть нагружен по определенным законам или доведен до разрушений с проведением необходимых измерений на других установках, на которых можно было имитировать фляттер и вибрацию, фактически были доведены наши новые самолеты, которые поступали на вооружение к началу войны. В значительной мере благодаря наличию этого оборудования и людей, которые им овладели, нам удалось оказать помощь конструкторам. Так что наши самолеты, в сущности, с сорок третьего года начали качественно превосходить соответствующие немецкие машины. Но важно было не только созданное перед войной оборудование, важна была плодотворная работа людей, понявших суть явлений и создавших соответствующие теории…»

С. А. Христианович

 

Источники:

 

Подробнее о работе в Сибирском отделении РАН:

 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997–2025 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Tue Sep 2 15:03:01 2025
Размер: 15,821 bytes
Посещение N 28 с 12.07.2025
Главная           Алфавитный указатель           О проекте