 | Барбье Ф. Европа Гутенберга: книга и изобретение западного модерна (XIII-XVI вв.): пер. с фр. - М.: Ин-т Гайдара, 2018. - 496 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч61-Б246
| |
Предисловие ..................................................... 9
Введение. Медиа и изменения .................................... 11
О других медиареволюциях ..................................... 11
Каролингская реформа ......................................... 14
Промышленная революция и экономика знака ..................... 19
ЧАСТЬ I. ГУТЕНБЕРГ ДО ГУТЕНБЕРГА ............................... 25
Глава 1. Условия новой экономики медиа ......................... 27
Пространство модерна: город .................................. 27
Рынок образования ............................................ 44
Событие политики ............................................. 57
Глава 2. Экономика книги ....................................... 71
Производство рукописей ....................................... 72
Перемены: содержание ......................................... 82
Изменения: объекты и их практики ............................. 89
Глава 3. Рождение рынка ....................................... 108
Рынок и его регулирование ................................... 108
Религиозная парадигма или выход на сцену больших масс ....... 116
Письмо: труд и профессии .................................... 131
ЧАСТЬ II. ВРЕМЯ «СТАРТАПОВ» ................................... 149
Глава 4. Пути и принципы инновации ............................ 151
Бумага и ее изготовление .................................... 153
Ксилография ................................................. 160
Пуансоны и формы ............................................ 173
Глава 5. Гутенберг и изобретение книгопечатания ............... 192
Исторический портрет города ................................. 192
В Страсбурге ................................................ 201
Возвращение в Майнц ......................................... 210
Глава 6. Инновация ............................................ 227
Технологии: инновация процесса .............................. 227
Практики .................................................... 234
Общество мастерских ......................................... 261
Изобретение графосферы ...................................... 284
ЧАСТЬ III. ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ МЕДИА ............................. 293
Глава 7. Книгопечатание завоевывает мир ....................... 295
Распространение инновации ................................... 295
Классификация городов ....................................... 314
Конъюнктура и специализации: рынок и инновация .............. 333
Глава 8. Природа текста ....................................... 362
Система-книга ............................................... 365
Смысл текста ................................................ 388
«Книга-машина» .............................................. 416
Глава 9. Крах медиа ........................................... 423
Новая парадигма: продукция и репродукция .................... 423
Реформация и печать ......................................... 440
Ограничения: порядок книг ................................... 457
Печать и власть ............................................. 476
Заключение .................................................... 479
Хронологии .................................................. 479
Семиология и виртуальность .................................. 482
Продукт и рынок ............................................. 485
Европа Гутенберга ........................................... 487
Список сокращений ............................................. 489
|
Важные фазы трансформации общества сопровождаются параллельными трансформациями систем общественной коммуникации -того, что мы называем медиа. Первая «медийная» революция на Западе -это изобретение Гутенбергом книгопечатания в середине XV века. Эта книга показывает, как рост потребностей в письменных документах в ХИ-ХШ веках запускает логику изменений, кульминацией которой станет Гутенберг. XV век -«время стартапов»: капиталисты вкладываются в исследования и разработки, чтобы отладить и использовать инновационные технологии, в том числе книгопечатание. Далее описываются основные черты этой первой «медийной» революции: рост техники, организация современного литературного поля, развитие надзора и цензуры и изобретение самого процесса медиатизации. Это новое прочтение революции Гутенберга позволяет не только лучше понять ряд проблем, относящихся к культурной истории западного мира, но также проводит множество сравнений с самыми актуальными явлениями.
|
|