 | Теория и методология научного исследования / ред. В.А.Песоцкий. - М.: МГОУ, 2017. - 199 с.
ШИФР ГПНТБ СО РАН Ч215-Т338(01)
| |
Введение ........................................................ 3
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ........................... 5
Глава 1. НАУКА КАК СФЕРА ПОЗНАНИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 5
1.1 Наука как сфера познания и человеческой деятельности ....... 5
1.2 Сущность и структура науки ................................. 9
Глава 2. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ...... 14
2.1 Наука и философия, наука и искусство ...................... 14
2.2 Роль науки в современном обществе и формировании
личности, ее функции ...................................... 28
Глава 3. СУЩНОСТЬ И СМЫСЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАУЧНОМ
ИССЛЕДОВАНИИ ................................................... 37
3.1 Теория познания как основа научного исследования .......... 37
3.2 Сущность и структура процесса познания в научном
исследовании .............................................. 40
3.3 Истина и ее критерии в научном исследовании ............... 43
Глава 4. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ....... 52
4.1 Понятие предмета, объекта и субъекта научного
исследования .............................................. 52
4.2 Субъективные предпосылки эффективности научного
исследования .............................................. 57
4.3 Синергетический подход в деятельности субъекта научного
исследования .............................................. 61
Глава 5. ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ........................................ 66
5.1 Логика исследовательской деятельности и ее
гносеологические формы .................................... 66
5.2.1 Планирование научного исследования, его
организационные формы .............................. 70
Глава 6. ТВОРЧЕСТВО И НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ В НАУЧНОМ
ИССЛЕДОВАНИИ ................................................... 76
6.1 Сущность творчества, его содержание, критерии и роль в
научном исследовании ...................................... 76
6.2 Научное предвидение - важнейший элемент творчества, его
роль в научном исследовании ............................... 83
ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................... 91
Глава 7. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ,
СОДЕРЖАНИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ .......................... 91
7.1 Понятие методологии, метода и методики в научном
познании и исследовании, их соотношение ................... 92
7.2 Современные представления о методологии научного
познания и научного исследования .......................... 98
7.3 Роль методологии в научном исследовании .................. 106
Глава 8. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В СИСТЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................... 110
8.1 Диалектика как система элементов и их регулятивный
характер в научном исследовании .......................... 110
8.2 Границы и сфера действия диалектического метода в
научном исследовании ..................................... 116
8.3 Метафизика и ее значение для научного познания и
исследования ............................................. 123
Глава 9. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА И
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ......... 131
9.1 Методология формационного анализа общества и
общественных явлений в научном исследовании .............. 131
9.2 Цивилизационно-технологический подход в научном
исследовании общественных явлений ........................ 135
9.3 Методология социокультурного анализа общества и
общественных явлений в научном исследовании .............. 141
9.4 Основы методологии целостного анализа общественных
явлений и ее роль в научном исследовании ................. 147
Глава 10. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОМ
ИССЛЕДОВАНИИ .................................................. 153
10.1 Общенаучные эмпирические методы научного исследования .... 154
10.2 Общенаучные теоретические методы познания и их роль
в научном исследовании ................................... 157
10.3 Общелогические методы и приемы познания и их роль
в научном исследовании ................................... 161
Глава 11. ЧАСТНОНАУЧНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 173
11.1 Частнонаучные методы и их значение для научного
исследования ............................................. 173
11.2 Взаимодействие методов в научном исследовании ............ 177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 180
ЛИТЕРАТУРА .................................................... 182
ГЛОССАРИЙ ..................................................... 189
|
Монография содержит систематическое изложение общих проблем теории, методологии, методов и методики научного исследования. Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования новых подходов (методологической парадигмы) с учетом общей тенденции интеграции научного и вненаучного знания в период социальных трансформаций и деформаций системы ценностей. В работе излагаются общие вопросы современной науки и теории философской, общенаучной и частной методологии научного исследования, его организации и планирования.
Монография адресована аспирантам, магистрантам, ( научным работникам, соискателям ученых степеней, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами теории, методологии применительно к планированию, организации и проведению научного исследования.
|
|