 | Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии: пер. с англ. - М.: Дело, 2018. - 383 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН С55-Ф944
| |
Введение ........................................................ 7
Глава 1. Место интеллектуальной жизни: университет ............. 11
Университет как институциональное решение проблемы знания ... 11
Отчуждаемость знания в нашем так называемом обществе
знаний ...................................................... 15
Общество знаний как капитализм третьего порядка ............. 31
Сможет ли университет выжить в эпоху менеджмента знаний? .... 36
Постмодернизм как антиуниверситетское движение .............. 47
Как вернуть университету критическую функцию через
историзацию учебных программ ................................ 64
Affirmative action как стратегия восстановления баланса
между исследованием и преподаванием ......................... 73
У академиков все-таки есть душа: возрождение академической
свободы ..................................................... 83
Глава 2. Состав интеллектуальной жизни: философия .............. 99
Эпистемология как «всегда уже» социальная эпистемология ..... 99
От социальной эпистемологии к социологии философии:
кодификация профессиональных предрассудков? ................ 117
Интерлюдия: начала альтернативной социологии философии ..... 134
Пролегомены к критической социологии англоязычной
философии XX века .......................................... 140
Амбивалентность аналитической философии в ее отношении к
эмпирическим наукам ........................................ 152
Профессионализм как различие между американской и
британской философией ...................................... 162
Заключение: англоязычная философия как жертва собственного
успеха ..................................................... 173
Глава 3. Население интеллектуальной жизни: интеллектуалы ...... 183
Могут ли интеллектуалы выжить, если академия - не место для
шутов? ..................................................... 183
Как интеллектуалы стали вымирающим видом: след
психологизма ............................................... 200
Генеалогия антиинтеллектуализма: от невидимой руки к
социальной заразе .......................................... 217
Переопределение интеллектуала в качестве агента
справедливого распределения ................................ 232
Критика интеллектуалов в эпоху прагматической
порабощенности ............................................. 248
Пьер Бурдье: академический социолог как публичный
интеллектуал ............................................... 294
Глава 4. Импровизационная природа интеллектуальной жизни ...... 313
Академики между плагиатом и пустозвонством ................. 313
Пустозвонство: когда лекарство хуже болезни ................ 322
Научный метод: пустозвонство - быстрее, выше, глубже ....... 340
Заключение: как импровизировать на всемирно-исторической
сцене ...................................................... 348
Резюме ........................................................ 359
Библиография .................................................. 365
|
Предлагаемая книга представляет очерк социальной теории знания XXI века. С характерной тонкостью и живостью Стив Фуллер исследует мир, в котором университеты и академическая среда уже не принимаются по умолчанию как самое лучшее место для интеллектуальной жизни. Хотя автор и защищает привилегии академиков, он очень серьезно относится к историческим расхождениям между академиками и интеллектуалами, специально обращаясь к различным типам производства знания, которые среди них ценятся.
В этой книге вы найдете разбор проблематичных отношений между постмодернизмом и университетом как институцией, критический обзор новых исследовательских полей социальной эпистемологии и социологии философии, дискуссию об этике и политике публичной интеллектуальной жизни, в особенности с учетом ее импровизационного (или, как называет это сам Фуллер, «пустозвонского») характера.
|
|