Канн С.К. Информационный образ библиотечного сайта: создание и развитие
Навигация
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА*МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 31.07.2013  
 
Титул

КАНН С.К. (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)
 
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ БИБЛИОТЕЧНОГО САЙТА:
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Нематериальный смысл информации передается в разных формах и на разных носителях (книги, журналы, CD-ROM и т.д.). С появлением Интернета информация (в форме www) становится глобальной, мобильной, интерактивной и постоянно актуализируемой. В мировой «паутине» посредниками информационного обмена выступают сайты - в качестве круглосуточного «интерфейса» веб-коммуникации. При этом они имеют разное назначение и могут значительно отличаться друг от друга как по внешним (структура, дизайн), так и по внутренним (контент) характеристикам. Так, например, задачи библиотечных сайтов по предоставлению информации библиографического характера обусловливают некоторые особенности подготовки и визуализации графических данных, предполагают преобладание текста над «картинками», особую четкость структуры и прозрачность навигации.

Индивидуальное «лицо» сайта определяет его информационный образ, под которым подразумевается единство количественных и качественных характеристик, отражающих свойства сайтов с точки зрения их внешнего оформления, структуры, контента и навигации. Естественно, описание информационного образа сайта (ИОС) должно опираться на точные цифры и критерии, позволяющие проводить сравнение сайтов между собой. Однако чтобы получить эти параметры, нужно не только дальнейшее улучшение инструментов веб-аналитики, но и совершенствование всей теории «сайтостроения». В настоящее время можно говорить лишь о субъективных оценках, отзывах и рекомендациях, в которых ИОС выступает обобщенным отражением свойств сайта в сознании потребителей. По аналогии можно утверждать, что ИОС формируется пользователями сайтов точно так же, как рыночная цена формируется спросом.

Этот подход сближает понятие ИОС с экономическими понятиями маркетинга и менеджмента, с улучшением «имиджа» библиотеки и созданием «бренда». Определяя задачи формирования ИОС библиотеки, отметим, что они вытекают из условий жесткой конкуренции, сложившейся в сетевой среде. Вебсайт представляет собой эффективный инструмент «стратегических коммуникаций» библиотеки и ее PR, но он не может полноценно выполнять данные функции без собственной «раскрутки» и продвижения.

ИОС библиотеки складывается из 3-х компонентов - дизайна, контента и навигации. Все они должны соответствовать критериям доступности, «прозрачности» (интуитивной понятности), грамотности, достоверности. Электронная библиотека так же, как и традиционная, служит отражением реальной картины мира, для чего не может не встраиваться в общие нормы, профессиональный «язык» и системные характеристики библиотечной отрасли, игнорировать требования интеграции ресурсов, унификации протоколов и т.п. Однако ключевым критерием ИОС библиотеки является уникальность ее ресурсов, обозначающая неповторимость ее места (англ. «site») в Интернете.

15-летний опыт сайта www.prometeus.nsc.ru позволяет обозначить некоторые существенные черты формирования ИОС библиотеки.

В первую очередь, следует указать на его фрагментарность. Более 95% пользователей решают узкую информационную задачу и получают крайне отрывочное представление обо всем сайте. Только «ядро» пользователей видит его более полно, формируя общую картину за счет частоты посещений.

До 80% посетителей приходят на сайт с помощью поисковых машин и покидают его в пределах первых 30 секунд. О мобильности ИОС также свидетельствует увеличение обращений с мобильных устройств (телефонов и КПК), цифра которых за последний год выросла в 2 раза. Еще одну черту ИОС - необходимость непрерывной актуализации ресурсов - подтверждают всплески обращений к prometeus.nsc.ru, происходившие после каждого очередного вливания новых массивов информации в мемориальные библиотеки академиков В.А.Коптюга и Н.Н.Яненко (к юбилеям ученых).

Наконец, самой существенной чертой ИОС, как уже говорилось, является оригинальный, неповторимый характер контента. Быстрое развитие сетевой и «массовой» культуры, когда весь Интернет становится, по существу, одной большой библиотекой, умножает число пользователей, но убивает сайты, не готовые к конкуренции. Выжить позволяет создание «высоколиквидных» ресурсов. На сайте ГПНТБ СО РАН представлен один из таких уникальных электронных ресурсов, посвященный лидерам сибирской академической науки - биобиблиография «Научные школы Новосибирского научного центра». Для его продвижения он был «прописан» в Википедии, ставшей, в свою очередь, основным источником трафика к prometeus.nsc.ru (до 25% всех посещений).

Немаловажную роль для формирования ИОС играют и репутационные характеристики. Они зависят от размеров сайта, длительности пребывания в сети, востребованности ресурсов («ликвидности»), энергичности продвижения и даже от моды... Хорошую репутацию заслужили так называемые «трастовые сайты» - их копируют, цитируют, рекомендуют в блогах и традиционной печати, включают в рейтинги. На наш взгляд, репутационные характеристики должны включаться в систему показателей деятельности библиотечного сайта наравне с другими ведущими «блоками» статистики, описывающими объем и наполнение сайта, его целевую аудиторию и посещаемость.

Так уж сложилось, что количественные характеристики играют в нашей жизни первостепенную роль. На сайте www.worldometers.info любой желающий в режиме реального времени может наблюдать, как бегут счетчики глобальной демографии, экономики, экологии (сколько людей родилось, сколько выпущено велосипедов, куплено компьютеров, издано книг)... Но так ли уж бесспорна магия цифр? Может ли она отменить вопросы качества?

Ухудшение статистики библиотечных учреждений и сайтов, о чем немало говорилось на Всероссийском библиотечном конгрессе в Пензе (май 2013 г.), - скорее всего, явление временное и сменится новым подъемом. Так давайте же уже сегодня думать о качестве библиотечных продуктов, о привлекательных образах электронных библиотек и вечном предназначении «храмов знаний».

 

Опубликовано в сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 июля 2013 г.). Часть 3 / М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013. - С.72-74. Лого
 
Презентация доклада на Конгрессе РБА [Пенза, 14.05.2013] ПубликацииПубликации С.Канна  
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:28 2019. Размер: 17,424 bytes.
Посещение N 1755 с 9.09.2013