[ Homepage | About Library | Akademgorodok | News | Exhibitions | Resources | InfoPilot | Bibliography | Partners | Search ]


    SUBDIVISION OF RARE BOOKS  &  MANUSCRIPTS
    (MUSEUM OF BOOK)
     of THE STATE PUBLIC
    SCIENTIFIC LIBRARY of   S B   R A S

    1998

      General Information about the Subdivision

      The fund numbers 37.037 deposited units (for 01.01.98).
      Number of workers - 5.
      The occupied areas (reading and exposition room, depositories and working areas) - 554 sq.m.
      Special equipment:
      • guard signalling - electronic system of Ministry of Internal Affairs;
      • exposition equipment - glass show-cases with the possibility of lightening, show tables
      • depositorial equipment - standard opened metallic library two-sided shelves.
      Restoration facilities - about 100 pages per year.
      Binding - the possibility of only mass current binding.
      Average annual number of visits - more than 4 000.
      Average annual book issue - about 16 500 copies.
      The number of annual exhibitions, stationary and mobile - not less than 5.
      Fund reference facilities - readers' catalogues, work card-indexes; the descriptions and reveiws of some parts of the fund have been published.
      Publications - 2 titles of periodicals, published in average once a year


    In the Subdivision of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Library of the Siberian Branch of RAS more than 20 thousands of rarities are accumulated. The subdivision collection of ancient Russian books is one of the biggest in Russia, beyond the borders of Moscow and Sanct-Petersburg; it includes the wonderful collection of prominent Russian historian, academician M.N.Tikhomirov, presented to the Siberian Branch in 1965, along with hundreds of unique manuscripts and ancient printed books, brought from the remote districts of Siberia and the Far East by archeographic expeditions, in which the library participates since 1965.
    During decades of search work, in SPSL SB RAS an outstanding collection of Russian manuscript and printed book antiquities of the •V-•• centuries was formed. It includes, to begin with, the manuscripts, which bear a lot of literature and historic works of Ancient Russia in the manuscript tradition of the XV-XIX centuries (Prology, Chronografy of •VII century., Chetyi Mineyi, Pateriki etc.). To the above mentioned, a fair amount of liturgy manuscripts and text collections of XVI-XX centuries of dogmatic and spiritual and moral character (Gospel, Apostol, Psalter, Chasovnik(Chasoslov), Sluzhebnyi Mineyi, Ustavy, Trebniki, Triodi, Irmologij, Oktoikh Sborniki slov i pouchenij Ioanna Zlatousta, Vasiliya Velikogo , Grigorya Nazianzina and other Fathers and tutors of the Church, Lestvitsa Ioanna Sinajskogo, phylosophic treatise "O nebesnykh Ijerarkhyakh" by Dionisij Areopagite, Pandekty Nikona Chernogortsa etc.), together with the works of the old-believer writers, various chetyi and polemic collections of the late manuscript tradition are to be added. An essential part of the Slav-Russian books, which existed in Siberia and today are deposited in SPSL SB RAS, is represented by printed matters: beginning with real masterpieces of Russian book-printing - the production of Ivan Federov and Petr Mstyslavets printing-houses, - and finishing with the later reprints and original works of old-believers' printing-houses in Souprasl, Pochayevo, Moscow, Uralsk, Vyatka (Tushki village), represent almost without lacks four centuries of cyrillic tradition in Russian book publishing.

    The formed collection represents an "alive section" of a great book corpus, which until now is actively used in the old-believers' communities of Siberia and the Far East. It is not an occasional set of books and manuscripts, successfully obtained during the tours throughout Siberian cities and villages, allowing to tell only about separate findings, such "paragons" as Sbornik so Skazaniyem o Mamayevom poboishte Prosvetitelya Iosifa Volotskogo, Sbornik s Soudmym spiskom by Makxim Grek or unknown copies by Fedorov and Mstyslavets, Timofej and Andronik Nevezha, Vasilij Bourtsov, Iosif Kirillov and Kondratij Ivanov. The contemporary degree of investigation of the whole complex of book materials, carried from expeditions, allows to make the conclusion about sufficiently precise reflection of the stable character of the old-believers' community and private libraries in the collection.

    Apocalypse
    Manuscripts and printed books are united into collections, according to the region of their existence - Tomskaya, Zabajkalskaya, Altajskaya, Krasnoyarskaya, Far East collections, as well as the Collection of Recent Acqisitions. They do not just unite various manuscript and printed antiquities, but bear the traces of their migration through Siberia, give the necessary materials on the history of Russian book dissemination in Siberia, the history of Siberian libraries of the XVII- XIX centuries. The value of this part of the collection consists not only of the preciousness of each edition (among which there are real jewels of books), but also in the fact that these ancient books, being in habit in Siberia, incarnate descriptively the high level of spiritual culture of our ancestors, developing the spaces of East of Russia.

    It is also evidenced by some other collections of Subdivision - civil printed books of the XVIII century, editions of the XIX-XX centuries, which had played and outstanding role in mental life of Russian society. We have to mark specially the collection of life-time editions of the classics of Russian literature. Besides, the Museum of Book possesses a significant collection of West European printed books of the XV-XX centuries.

      The Subdivision doesn't limit its functions by traditional library work, but also leads scientific and co-ordinating work in the field of description and publication of manuscripts, old printed and rare books, deposited in the libraries, museums and archives of Siberia and the Far East. At recent time, a number of descriptions in the form of individual books and publications was printed. The next stage of the work assumes the creation of collated catalogue of such materials, which would exist not only in traditional printed form, but also as an electronic data base.

    The main value of any collection, any museum is represented by original exhibits; the rich history of completing of the all-library fund of SPSL SB RAS, as well as that of the specialized fund of rare books and manuscripts in the past, along with some contemporary possibilities of obtaining of books created the grounds for successful formation and functioning of Museum of Book on the base of the fund.
E.I.Dergacheva-Skop
V.N.Alexeyev

Навигация
 

    ОТДЕЛ РЕДКИХ КНИГ И РУКОПИСЕЙ (МУЗЕЙ КНИГИ)
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ
    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
    БИБЛИОТЕКИ
    С О Р А Н
    1998


      Общая информация об Отделе

      Фонд насчитывает 37.037 ед.хр. (на 01.01.98 г.).
      Число сотрудников - 5 чел.
      Занимаемая площадь (читальный и выставочный зал, помещения хранения и занятий сотрудников) - 554 кв. м
      Специальное оборудование:
      • охранная сигнализация - электронная система МВД;
      • выставочное оборудование – застекленные витрины с возможностью подсветки, столы-витрины;
      • оборудование для хранения - типовые открытые металлические библиотечные двусторонние стеллажи.
      Возможности реставрации - около 100 листов в год.
      Переплет - возможности исключительно массового поточного переплета.
      Средняя ежегодная посещаемость - более 4.000 человек.
      Средняя ежегодная книговыдача - около 16.500 экз.
      Количество ежегодно устраиваемых выставок, стационарных и передвижных - не менее 5.
      Справочный аппарат фонда - читательские каталоги, рабочие картотеки; опубликованы описания и обзоры отдельных частей фонда
      Издания - 2 названия продолжающихся изданий, выпускаемых в среднем 1 раз в год


    В Отделе редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН сосредоточены свыше 20 тыс. раритетов. Коллекция древнерусских книг Отдела - одна из крупнейших в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга; она включает в себя замечательное собрание выдающегося русского ученого-историка академика М.Н.Тихомирова, переданное в дар Сибирскому отделению в 1965 г., а также сотни уникальных рукописей и старопечатных книг, привезенных из самых отдаленных уголков Сибири и Дальнего Востока археографическими экспедициями, в которых библиотека участвует с 1965 г.
    За тpи десятилетия поисковой pаботы в ГПHТБ СО РАH сложилась замечательная по своему составу коллекция дpевнеpусских pукописных и печатных книжных памятников ХV-ХХ вв. Она включает в себя прежде всего рукописи, сохранившие множество литературных и исторических произведений Древней Руси в рукописной традиции XV-XIX вв.(Пpологи, Хpоногpафы в pедакциях ХVII в., Четьи Минеи, Патеpики и дp.под.) К этому следует добавить изрядное количество литургических рукописей и сборников XVI-XX вв. догматического и духовно-нравственного характера (Евангелие, Апостол, Псалтыpь, Часовник (Часослов), Служебные Минеи, Уставы, Тpебники, Тpиоди, Иpмологий, Октоих Сбоpники слов и поучений Иоанна Златоуста, Василия Великого, Гpигоpия Hазианзина и дp. отцов и учителей цеpкви, Лествица Иоанна Синайского, философский тpактат "О небесных иеpаpхиях" Дионисия Аpеопагита, Пандекты Hикона Чеpногоpца и мн.дp.), произведений писателей-старообрядцев, разного рода четьих и полемических сборников поздней рукописной традиции. Существенную часть бытовавших в сибирском регионе и теперь хранящихся в ГПНТБ славяно-русских книг составляют печатные издания: от подлинных шедевров русского книгопечатания - пpодукции типогpафий Ивана Федорова и Петра Мстиславца, - до поздних перепечаток и оригинальных произведений старообрядческих типографий Супрасля, Почаева, Москвы, Уральска, Вятки (с.Тушки), почти без изъятия представляя четыре столетия кириллической традиции в русском книгоиздании.

    Сложившееся собpание пpедставляет собой "живой сpез" огpомного книжного коpпуса, вплоть до настоящего вpемени активно используемого в стаpообpядческих общинах Сибиpи и Дальнего Востока. Это не случайный набоp из удачно пpиобpетенных во вpемя поездок по гоpодам и селам Сибиpи книг и pукописей, позволяющий говоpить лишь об отдельных находках, "жемчужинах" вpоде Сбоpника со Сказанием о Мамаевом побоище, Пpосветителя Иосифа Волоцкого, Сборника с Судным списком Максима Грека или неучтенных еще экземпляpах изданий Ив.Федоpова и П.Т.Мстиславца, Тимофея и Андроника Невежи, Василия Бурцова, Иосифа Кириллова и Кондратия Иванова. Степень изученности в настоящее вpемя всего комплекса пpивезенных из экспедиций книжных матеpиалов позволяет сделать вывод о достаточно точном отpажении им стабильного хаpактеpа стаpообpядческих общинных и частных библиотек.

    Апокалипсис
    Рукописи и печатные книги собраны в коллекции по территориальному признаку их бытования - Томская, Забайкальская, Алтайская, Красноярская, Дальневосточная и др., а также Собрание текущих поступлений. Они не просто объединяют отдельные памятники письменности и печати, но сохраняют следы миграции их в Сибири, дают необходимые материалы к истории распространения русской книги в Сибири, истории сибирских библиотек XVII- XIX вв. Ценность этой части собрания заключается не только в драгоценности каждого отдельного экземпляра (а среди них есть поистине драгоценные книги), но и в том, что эти древние книги, бытовавшие в Сибири, наглядно воплощают высокий уровень духовной культуры наших соотечественников прошлого, осваивавших пространства востока России.

    Об этом свидетельствуют и другие коллекции Отдела - книги гражданской печати XVIII в., издания XIX-XX вв., сыгравшие выдающуюся роль в умственной жизни русского общества. Особо следует отметить коллекцию прижизненных изданий произведений классиков русской литературы. Кроме того, Музей книги располагает значительным собранием западноевропейских печатных книг XV-XX вв.

      Отдел занимается не только традиционной библиотечной деятельностью, но много лет ведет научную и научно-координационную работу по описанию и публикации хранящихся в библиотеках, музеях и архивах Сибири и Дальнего Востока рукописей, старопечатных и редких книг. В настоящее время уже выпущен ряд описаний в виде отдельных книг и публикаций. Следующий этап работы предполагает создание сводного каталога этих материалов; который будет существовать не только в традиционном печатном виде, но и в виде электронной базы данных.

    Главную ценность любого собрания, любого музея составляют предметы-подлинники; богатая история комплектования общего библиотечного фонда ГПНТБ СО РАН и специализированного фонда редких книг и рукописей в прошлом и некоторые возможности приобретения книг даже в настоящее время создали почву для успешного формирования и функционирования на основе этого фонда Музея книги.
Е.И.Дергачева-Скоп
В.Н.Алексеев



Городок | О библиотеке | Музей Книги | Новости | Партнеры | ИнфоЛоция | Библиография | Поиск

Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Mon May 16 17:45:03 2016. Размер: 7,712 bytes.
Посещение N 7462 с 17.09.1998