Валентин Афанасьевич Коптюг. Коптюг В. А. Задачи научной смены. Молодежь и НТП: шаги ускорения (Наука в Сибири, 1986)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Задачи научной смены.
Молодежь и НТП: шаги ускорения

Из выступления председателя СО АН СССР академика В. А. Коптюга на совеща­нии «Формы участия научной молодежи в ускорении научно-технического прогресса»

Сибирское отделение внимательно следит за той работой, которую вы ведете по объединению сил молодежи на решение задач, в той или иной степени специфичных для молодых ученых и специалистов. Мне хотелось бы высказать несколько дополнительных соображений по этой работе. Прежде всего, во главу угла надо поставить более четкое осмысление и пропаганду принятой XXVII съездом КПСС стратегии интенсификации народного хозяйства. Надо ясно понимать, что научно-технический прогресс - исключительно сложное социально-экономическое явление, не все его аспекты полностью осознаны не только молодежью, но и уже сформировавшимися специалистами. Не случайно и в материалах съезда, и в послесъездовских выступлениях М. С. Горбачева подчеркивалась необходимость изменения психологии всех специалистов, участвующих в решении народнохозяйственных задач.

Нужно, чтобы в каждом коллективе — научном, инженерно техническом, конструкторском, было очень ясно осознано место работ данного коллектива в наших народнохозяйственных планах и место каждого работника в этом коллективе. Если это фундаментальные исследования, то нужна полная уверенность, что они ведутся на важнейших направлениях науки. Если это прикладные разработки, то надо быть уверенными, что они отвечают концепции революционного ускорения научно-технического прогресса. Простое совершенствование, улучшение какого-то одного элемента технологического процесса или машины - это не есть кардинальное решение. Нужны принципиально новые технические и технологические решения, обеспечивающие малую операционность, существенную экономию сырьевых и энергетических ресурсов, резкое повышение производительности труда.

Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда лаборатории или группы, работающие, скажем, над созданием принципиально новой машины, выполняют свои части работы разрозненно, не имея представления, во что это выльется в конечном счете, не знают, какие именно рубежи или параметры должны быть достигнуты, чтобы они наилучшим образом вписались в общее решение. В этом скрывается большая опасность, потому что при такой системе работы каждый не чувствует своего вклада в решение общей задачи. Сегодня нам нужна не слепая исполнительская дисциплина, а активная творческая позиция каждого, ясное осознание целей и задач работы каждого в рамках коллектива, и этого коллектива — в интересах страны.

Это переплетается, конечно, с задачей ускорения профессионального роста молодых ученых и специалистов. Система стажировки, система молодежных школ и конференций, которые сейчас советы научной молодежи очень активно проводят, обеспечивают расширение кругозора и повышение квалификации, более быстрое вхождение в различные научные проблемы. Аспирантура (хотя в ней много недостатков) является все же хорошей школой подготовки специалистов, так как воспитывает логику мышления, изложения материалов. С этой точки зрения на сегодня ничто аспирантуру заменить не может.

Важная задача — расширение кругозора. Сейчас даже на уровне доктора наук приходится сталкиваться с узкими специалистами. Само развитие науки толкает к этому: надо все больше специальных знаний, за счет этого теряется широта. Но при этом весьма характерно, что более широкий взгляд имеют люди, которые, кроме углубленного занятия фундаментальной наукой, связаны с прикладными исследованиями, с промышленностью. Одним из средств расширения кругозора молодежи может быть установление связей с предприятиями, выяснение и изучение их проблематики.

На состоявшемся совещании прозвучала мысль о том, что нет чисто молодежной проблемы внедрения и что нельзя внедрение вообще разделить на «молодежное» и «немолодежное», равно как и всю науку. Но есть сферы, где молодежь более активна, и может сыграть большую роль, чем люди старшего возраста, потому что она менее консервативна, более восприимчива ко всему новому. Очень правильно, что советы молодых ученых стали заниматься привлечением молодежи к внедрению передовых методик исследований. Много хорошего делает наша молодежь в области автоматизации и вычислительной техники. Я хочу привлечь ваше внимание еще к одной новой области, где молодежь может сыграть большую роль. Исключительно важными для ускорения научно-технического прогресса являются информационные технологии. Если они не освоены, это становится тормозом во взаимоотношениях науки и промышленности.

Дело в том, что в стране существуют довольно серьезные базы и банки данных о новых технологиях, материалах и т.д., но отрасли и конкретные предприятия пока пользуются ими слабо. Не умея найти нужную информацию, они нередко ставят перед наукой проблемы уже решенные, мы это хорошо знаем и по собственному опыту. Но чтобы быстро обнаружить это, нужна технология проработки, прокачки запросов промышленности через соответствующие банки информации, для чего их сначала еще надо перевести на «технический» язык. И здесь открывается новая сфера для участия советов молодых ученых в создании подразделений, которые бы взяли на себя это дело (например, лабораторий информационных технологий при ГПНТБ), где можно было бы на правах совместительства организовывать такие разработки. Это связано и с вычислительной техникой, и с организацией АСУ, и с вычислительными технологиями. Напомню вам, что с недавнего времени в программах подготовки аспирантских экзаменов по новым специальностям присутствуют элементы информатики и вычислительной техники. Задачи советов молодых ученых и специалистов - проследить, чтобы соответствующие требования были представлены и в аттестационных критериях, в экзаменах кандидатского минимума.

Исключительно важным является участие советов научной молодежи и молодежи вообще в преподавании основ информатики и вычислительной техники школьникам. Здесь нам надо из университета, из институтов привлекать старшекурсников, выпускников, стажеров, молодых сотрудников, которые вели бы этот предмет. Надо организовать своеобразные конкурсы и соревнование между школами и между шефствующими над ними советами молодых ученых — кто создаст лучшую программную «начинку» для обучения, у кого эффективнее методика преподавания. Мы готовы объявить премии за лучшие программы и разработки, чтоб максимально оживить эту работу.

В целом Президиум Сибирского отделения удовлетворен работой, которую вели и ведут советы молодых ученых, и готов серьезно поддержать все их начинания, направленные на усиление активности молодежи по различным направлениям развития научного творчества, внедрения связей со средней и высшей школой, повышения квалификации.

СО РАН Коптюг В. А. Задачи научной смены // Наука в Сибири. — 1986. — 19 июня. — С. 3.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:33 2021
Размер: 22,554 bytes
Посещение N 2206 с 01.06.2011