Rambler's Top100

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
На вопросы газеты «Университетская жизнь» отвечает Председатель ордена Ленина Сибирского отделения АН СССР академик В.А.КОПТЮГ.

Вопрос: Валентин Афанасьевич, в этом году Сибирское отделение отметило свое 25-летие. Трудовые успехи его коллектива отмечены высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Какой вклад внес Новосибирский университет в становление и развитие СО АН СССР?

Ответ: Новосибирский государственный университет имени Ленинского комсомола сыграл и продолжает играть решающую роль в формировании кадрового потенциала институтов и конструкторских бюро Новосибирского научного центра, а через него - многих академических подразделений, расположенных в других городах Сибири. Сегодня в организациях Сибирского отделения АН СССР работают около 3 тыс. выпускников НГУ, в том числе свыше 900 кандидатов и 20 докторов наук. Это огромный вклад в становление и развитие Сибирского отделения АН СССР.

Он оказался возможным по двум причинам.

Во-первых, благодаря тому, что в основу функционирования университета был положен важный принцип интеграции науки и высшего образования. Проявления этого принципа многоаспектны - привлечение к преподавательской работе ведущих ученых Новосибирского научного центра (ННЦ), широкое использование материальной базы институтов для учебной и научной практики студентов, научно-исследовательская работа как обязательный элемент обучения и формирования будущего специалиста и т.д.

Во-вторых, потому что университет существует не просто как вуз, готовящий специалистов исследовательского профиля, а как центральное звено многоуровневой системы подготовки кадров СО АН.

В Постановлении ЦК КПСС (1977 г.) о деятельности Сибирского отделения отмечалось: «На базе Новосибирского государственного университета и научно-исследовательских институтов отделения создана система подготовки кадров для научных центров, высших учебных заведений, промышленности, сельского хозяйства Сибири». Эта система включает в себя разнообразные формы работы со школьниками (олимпиады, краткосрочные специализированные школы, ЗФМШ и физико-математическую школу-интернат, в адрес которой следует сказать много добрых слов, и т.д.), объединение усилий высшей школы и Отделения в подготовке молодых специалистов, проведение научных и прикладных исследований, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием. Многие ее аспекты закреплены специальным соглашением Минвуза РСФСР и СО АН СССР и сегодня творчески, с учетом традиций и особенностей других вузов развиваются во всех научных центрах на территории Сибири. Все шире вовлекаются в эту систему вузы города Новосибирска. Так, весьма эффективным является сейчас сотрудничество с НЭТИ.

О важной роли НГУ в становлении и развитии сибирской науки можно было бы сказать еще очень много. Награждение Отделения за успехи в проведении научных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и большой вклад в развитие производительных сил Сибири орденом Ленина мы расцениваем и как успех коллектива университета, создававшегося и росшего вместе с Сибирским отделением АН СССР. Президиум рассматривает НГУ как очень важный элемент общесибирской интеграции академической науки и системы высшего образования, проводимой в жизнь Отделением и Минвузом РСФСР.

Вопрос: Каковы перспективы развития Сибирского отделения в ближайшие 5 - 10 лет? Каким направлениям будет уделено особое внимание?

Ответ: Темпы развития материальной базы Отделения в одиннадцатой и двенадцатой пятилетках будут примерно такими же, как в предшествующие две пятилетки. В Новосибирском научном центре должны сбалансировано развиваться все исследовательские институты. Изыскиваются дополнительные возможности для укрепления ряда молодых опытно-конструкторских организаций. Будет создан институт биоорганического профиля. Интенсивно будут расти научные центры в Иркутске, Красноярске, Томске, Якутске, Улан-Удэ. Предмет особой заботы Президиума СО АН СССР в ближайшие годы - развитие наших подразделений в Барнауле, Горном Алтае, Кемерове, Омске, Тюмени, Чите. Думаю, что вашей газете целесообразно было бы рассказать студентам НГУ подробнее о всех точках роста Отделения, а заодно и о комплексной программе «Сибирь», так как под углом зрения этой программы становится более ясной и понятной стратегия развития науки в Сибири.

Вопрос: Сейчас в Сибирском отделении происходит сокращение штатного состава. Скажется ли это на привлечении молодежи в институты?

Ответ: Не скажется. Прием стажеров-исследователей, набор в аспирантуру СО АН сохранится практически неизменным. Для остальных молодых специалистов после стажировки будет, как и прежде, действовать система протока в организации с более высоким темпом роста.

Вопрос: Вы хорошо знаете университет, его проблемы. В чем Вы видите наши главные недостатки, над чем коллективу следует усиленно поработать?

Ответ: Нетрадиционная структура университета требует большой постоянной организаторской работы. Необходимо продолжить ее совершенствование с целью приведения в четкую, поэтапно контролируемую систему.

Но главной заботой коллектива должно быть непрерывное движение вперед по пути поиска, отработки и совершенствования современных форм организации учебного процесса. Министерство определило НГУ как базовый вуз для развития новых форм на основе интеграции академической науки и системы высшего образования. Среди них сегодня важнейшей считаю широкое использование ЭВМ в учебном процессе, позволяющих создавать творческие условия для глубокого овладения студентами изучаемым материалом. В этом направлении НГУ имеет исключительные возможности благодаря большому опыту институтов ННЦ по использованию ЭВМ в научных исследованиях. Не вызывает сомнения, что этот путь переведет учебный процесс в высших учебных заведениях на качественно новый уровень.

Вместе с Президиумом СО АН СССР необходимо активно искать пути дальнейшего укрепления материальной базы университета и улучшения условий жизни и отдыха студентов.

Вопрос: Ваши пожелания студентам.

Ответ: Успехов в овладении знаниями и удовлетворения выбором специальности. Напутственное пожелание первокурсникам - помнить, что первый семестр первого курса особенно ответствен. Переход от школьной системы повседневного контроля к системе самостоятельной работы с эпизодическим контролем требует психологической перестройки. «Вольная» жизнь студента первого курса обычно оборачивается неприятностями на первой экзаменационной сессии.

Студенты НГУ всегда отличались активностью своей жизненной позиции. Достаточно вспомнить размах участия в научно-исследовательской работе и научных студенческих конференциях, зарождение студенческих строительных отрядов, походы по местам боевой славы, Неделю интернациональной солидарности. Сохранение и укрепление этих традиций, формирование новых - важная задача студенческого коллектива.

Вопрос: Мы берем у Вас интервью для первого номера нашей многотиражки. Хотелось бы услышать Ваше напутствие газете.

Ответ: Хотелось бы, чтобы газета «Университетская жизнь» стала такой же я   ркой «визитной карточкой» университета, как, скажем, Неделя интернациональной солидарности.

 СО РАН 
  
 
Коптюг В.А. Интеграция науки и образования // Университетская жизнь. - 1982. - N 1 (31 августа). - С.1-2.
 
Статьи В.А.Коптюга разных лет (полные тексты)

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск | Eng

  © 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Модификация: Wed Jul 13 10:14:07 2011 (10,766 bytes)
Посещение 633 с 13.07.2011