Валентин Афанасьевич Коптюг. Коптюг В. А. Подготовка научных кадров для Сибири (Вестник Академии наук СССР, 1978)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Подготовка научных кадров для Сибири

Член-корреспондент АН СССР В. А. Коптюг

В постановлении ЦК КПСС о деятельности Сибирского отделения Академии наук СССР отмечалось, что «на базе Новосибирского государственного университета и научно-исследовательских институтов отделения создана система подготовки кадров для научных центров, высших учебных заведений, промышленности и сельского хозяйства Сибири». В настоящее время только в институтах и конструкторских бюро Сибирского отделения АН СССР работают более 2 тыс. выпускников НГУ, в том числе, по неполным данным, 670 кандидатов и 11 докторов наук, а всего за 19 лет своего существования университет выпустил 7820 высококвалифицированных специалистов. Без гибкой системы подготовки кадров научные центры Сибири и Дальнего Востока не могли бы расти столь бурными темпами, которые диктовались необходимостью быстрого развития производительных сил восточных районов нашей страны.

Овсянников Л.В. 
Директор Института гидродинамики СО АН СССР член-корреспондент АН СССР Л. В. Овсянников читает лекцию студентам НГУ.

Краеугольный камень этой системы заложили академик М. А. Лаврентьев и его соратники на самом первом этапе создания Сибирского отделения АН СССР. Ее принцип — интеграция науки и образования, причем термин «образование» в этой формуле всегда понимался достаточно широко. Не удивительно поэтому, что в Новосибирском научном центре — первенце Сибирского отделения — тесно переплетаются направления и формы работы в области школьного (а в ряде случаев и дошкольного), вузовского и поствузовского образования. Подобное переплетение — естественное следствие упомянутой интеграции — неизбежно ведет к разрушению межведомственных барьеров. Координируемая на разных уровнях (Президиумом Сибирского отделения, ректоратом НГУ, Научным советом по проблемам образования, Комитетом по проведению олимпиад, Советом молодых ученых и другими органами) система подготовки кадров в Новосибирском научном центре представляет собой единый развивающийся организм, несмотря на различную ведомственную принадлежность его отдельных частей. Под этим углом зрения мне и хотелось бы осветить опыт взаимодействия Новосибирского университета Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР с Сибирским отделением АН СССР, и в частности с научными институтами отделения, в деле подготовки кадров.

 Во время лекции
Во время лекции в летней физико-математической школе.

Взаимодействие начинается на уровне работы со школьниками. Я коснусь только одного аспекта этой работы — формирования контингента студентов университета. На начальном этапе развития Сибирского отделения университет был призван в первую очередь обеспечить высококвалифицированными кадрами быстро растущие научные центры отделения. Действительно, первые выпуски специалистов на две трети поглощались научно-исследовательскими институтами отделения в различных городах Сибири и Дальнего Востока.

Однако деятельность НГУ с самого начала рассматривалась в свете более широкой общегосударственной задачи — максимального содействия через сферу высшего образования интенсивному развитию производительных сил и культуры восточных районов страны. Одним из необходимых условий решения этой проблемы было возможно более полное вовлечение в сферу высшего образования наиболее одаренной молодежи региона. Задача эта весьма непростая, так как в силу объективных причин уровень подготовки выпускников школ крупных городов, с одной стороны, и районных центров и сел — с другой, значительно различается, а следовательно, запас знаний школьника не может служить единственной мерой его творческого потенциала. Не менее, если не более, важно оценить его аналитические способности, умение рассуждать, находить нестандартные пути решения и на основе этих оценок помочь ему выбрать дальнейший жизненный путь. Для этого было необходимо организовать индивидуальные контакты представителей системы высшего образования со школьниками, по крайней мере старших классов, во всех уголках обширнейшего региона.

С.Т.Беляев и М.А.Лаврентьев 
Академики М. А. Лаврентьев и С. Т. Беляев на защите фантастических проектов в летней физико-математической школе.

Совместными усилиями Сибирского отделения АН СССР, Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Министерства просвещения РСФСР эту задачу удалось решить. Во время региональных олимпиад, которые организует Министерство просвещения РСФСР, Комитет по проведению олимпиад Сибирского отделения совместно с НГУ направляет десятки студентов старших курсов университета, а также аспирантов и научных сотрудников НГУ и институтов СО АН СССР в различные города Сибири и Дальнего Востока для активного участия в проведении городских и областных туров олимпиад и бесед со школьниками.

Прямые контакты со школьниками устанавливаются и в ходе работы ежегодной геологической олимпиады, проводимой на базе Института геологии и геофизики СО АН СССР и Дворца пионеров Новосибирска, а также школы юных кибернетиков, организуемой ежегодно секцией информатики Научного совета по проблемам образования СО АН СССР.

В 1968 г. при НГУ была организована заочная школа по физике и математике для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, в 1976 г. было открыто также ее химическое отделение. Цель школы состоит в том, чтобы, не выходя за рамки школьных программ, путем заочного общения со школьниками углубить и расширить их знания по тем разделам физики и математики, которые обычно усваиваются недостаточно, но важны для успешной учебы в вузе, способствовать развитию самостоятельного мышления школьников. В течение года учащиеся должны выполнить 6-7 высылаемых по почте заданий. Только в 1977 г. 10-й класс заочной школы закончили 500 учащихся.

Олимпиады и заочная школа помогают выявить одаренных ребят не только в больших городах, но и в самых глухих уголках нашего обширного региона.

Следующим шагом, направленным на индивидуализацию отбора, стало проведение Сибирским отделением и университетом ежегодной трехнедельной летней физико-математической школы в Академгородке. В эту сравнительно краткосрочную школу приглашаются около 600 учащихся 9 и 10 классов. Цель школы — закрепить интерес юношей и девушек к естественнонаучным дисциплинам и содействовать расширению их кругозора. С лекциями по общим проблемам науки и народного хозяйства, а также по социальным аспектам жизни общества в летней школе выступают крупнейшие ученые Новосибирского научного центра.

Важную роль в обеспечении равных возможностей школьникам на получение высшего образования при неодинаковом уровне школьного преподавания в крупных городах, районных центрах и селах сыграло создание при НГУ в 1962 г. физико-математической школы-интерната (ФМШ). Формировать контингент учащихся ФМШ позволяют те же олимпиады, заочная и летние школы. В 1977/78 учебном году в ней обучались около 500 школьников (семь девятых и четырнадцать десятых классов), из них треть — дети из небольших рабочих поселков и сел. В среднем же доля детей рабочих и колхозников составляла 37% и могла бы быть существенно увеличена при решении некоторых материальных вопросов.

Для непосредственной работы в ФМШ и для обеспечения должного уровня научно-методического руководства школой привлекаются высококвалифицированные специалисты НГУ и Сибирского отделения АН СССР. Среди преподавателей-совместителей — 2 доктора и 26 кандидатов наук. В ученый совет школы входят 2 члена-корреспондента АН СССР, 5 докторов и 6 кандидатов наук. Высокий уровень методической работы и самого преподавания в ФМШ помогают школьникам расширить и систематизировать свои знания по основным общеобразовательным дисциплинам и успешно конкурировать в дальнейшем на вступительных экзаменах в вузы. Так, из 336 выпускников школы 1977 г. 330 поступили в различные высшие учебные заведения страны, в том числе примерно 60% — в НГУ.

Показательны также следующие цифры: среди выпускников ФМШ, поступавших в НГУ, доля успешно сдавших вступительные экзамены и принятых в университет составляла 75%, тогда как среди выпускников школ Академгородка, качество преподавания в которых, несомненно, выше среднего уровня, эта доля составляла 33%. Промежуточное положение занимали абитуриенты, окончившие заочную школу при НГУ, что указывает на необходимость дальнейшего развития этой формы работы со школьниками.

Перейдем к рассмотрению взаимодействия НГУ и Сибирского отделения АН СССР на уровне высшего образования.

Хорошо известно, что в своей основе принципы организации Новосибирского университета весьма напоминают принципы интеграции науки и высшего образования, опробованные в ленинградском Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе АН СССР совместно с Ленинградским политехническим институтом и получившие развитие в Московском физико-техническом институте. Использование этих принципов для построения системы высшего образования в Новосибирском научном центре оказалось особенно эффективным по многим причинам. Университет и множество научно-исследовательских институтов расположены рядом, эти институты охватывают практически все области естественных, технических и общественных наук и организационно едины. А главное — проблема подготовки научных кадров была, есть и будет жизненно важной для Сибирского отделения, так как отделение сознает свою ответственность за уровень и темпы развития производительных сил Сибири. Все это, естественно, создает особенно благоприятные условия для тесного взаимодействия университета и научно-исследовательских институтов Новосибирского научного центра.

В чем же выражается это взаимодействие?

Прежде всего — в привлечении к обучению студенчества кадров высшей квалификации из институтов центра. В университете читают лекции, ведут семинарские занятия и практикумы, руководят курсовыми и дипломными работами свыше 400 сотрудников научно-исследовательских институтов, среди них 13 академиков, 20 членов-корреспондентов АН СССР и более 100 докторов наук. Это обеспечивает высокий научный уровень обучения студентов и делает систему преподавания чрезвычайно отзывчивой на требования времени. И НГУ постоянно идет работа по определению оптимальной последовательности и взаимному согласованию базовых курсов, регулярно пересматриваются специальные курсы.

Использование квалифицированных кадров позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту на завершающей стадии обучения. Ежегодно примерно по 600 студентов 4 и 5 курсов направляются в академические институты для выполнения курсовых и дипломных работ. При этом университет требует, чтобы руководителями дипломных работ назначались кандидаты и доктора наук по специальности, соответствующей профилю подготовки студента. Это создает очень благоприятные условия для освоения студентом методологии и техники ведения научных исследований, для изучения им последних достижений в избранной области науки или техники.

Как правило, темы курсовых работ получают развитие в дипломных работах, в результате студент добивается достаточно завершенных научных результатов. Например, только в 1977 г. институтами Новосибирского научного центра было направлено в печать 227 статей, содержащих результаты студенческих дипломных работ.

Не менее важна возможность использовать в учебных целях уникальное оборудование научно-исследовательских институтов: ускорители, аэродинамические трубы, мощные ЭВМ, новейшие типы спектрометров и т.п.

Чтобы подготовить современного специалиста, следует обстоятельно познакомить его с современными установками и аппаратами, которые используются в избранной им области науки или техники. Именно с теми, которые используются, а не только с учебными образцами, демонстрирующими лишь некоторые общие принципы. Краткосрочные экскурсии не могут решить этой проблемы. Поэтому перенос центра тяжести специализации студентов в базовые научно-исследовательские институты очень полезен. Выгоден он и в экономическом плане, поскольку существенно снижает расходы университета на дорогостоящее оборудование, необходимое для обучения.

Работа студентов в научно-исследовательских институтах решает еще одну важную задачу — разрушает психологический барьер, осложняющий адаптацию выпускника вуза в научном коллективе. Два года, проведенные студентом в исследовательском институте во время выполнения курсовой и дипломной работ, не только позволяют ему окунуться в реальную жизнь современного научного или научно-технического коллектива, стать участником его дел, но и освобождают его от робости и неуверенности в собственных силах.

Огромное значение имеет и тот факт, что в курсовой и дипломной работах решаются не надуманные учебные задачи, а части серьезных научных проблем.

Использование научного потенциала и материальной базы Новосибирского научного центра позволяет университету мобильно изменять специализацию студентов, быстро налаживать выпуск специалистов для новых важных направлений науки и техники.

Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что объединение усилий НГУ и исследовательских институтов Новосибирского научного центра обеспечивает очень высокий уровень профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

Это отчетливо проявляется, в частности, в работе Всесоюзной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» , проводимой ежегодно в Академгородке. В 1977 г. в конференции приняли участие 762 студента из различных вузов страны; из 319 дипломов, присуждаемых на конференции, студенты НГУ получили 150, в том числе 66 с рекомендациями для публикации предложенных работ. Достойно представляют студенты НГУ свой университет и на других всесоюзных конкурсах и смотрах. В 1974 г. НГУ и МГУ разделили первое место в Союзе за лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов. Особенно урожайным на медали и грамоты был прошедший 1977 г. — студенты НГУ завоевали 7 медалей Министерства высшего и среднего специального образования СССР и 2 (из 5) медали Академии наук СССР.

Было бы неправильно думать, что взаимодействие НГУ и Сибирского отделения АН СССР кончается подготовкой специалистов с высшим образованием. Достаточно тесно сотрудничают НГУ и Сибирское отделение при подготовке кандидатов наук через аспирантуру.

Сейчас в аспирантуре НГУ обучаются 240 человек. Как правило, их руководители — ученые, работающие одновременно в университете и в исследовательских институтах центра, что позволяет использовать все уже упоминавшиеся преимущества кооперации двух ведомств.

Следует, однако, заметить, что жизнь подсказывает необходимость еще более тесной координации работы аспирантуры НГУ и Сибирского отделения. Целесообразно иметь общие экзаменационные комиссии по приему кандидатских экзаменов по специальности, согласованно распределять целевые места академической и университетской аспирантур между научно-исследовательскими институтами и вузами Сибири и Дальнего Востока, создать объединенные комиссии по распределению выпускников аспирантуры.

Сибирское отделение укрепляет, расширяет и создает новые научно-исследовательские институты в различных городах Сибири. Это требует ускоренной подготовки кадров высшей квалификации и на местах, и в уже сложившихся центрах с тем, чтобы в дальнейшем перебросить их в недавно созданные или создаваемые институты. Те же проблемы стоят перед Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР, в частности, в связи со сравнительно недавним созданием новых университетов в Омске, Кемерове, Красноярске, Барнауле. Необходимость объединить усилия двух ведомств в этом направлении очевидна, тем более, что в Сибирском отделении уже накоплен большой опыт формирования целевых научных и педагогических групп для постоянной работы в научных учреждениях и вузах различных городов Сибири и Дальнего Востока. Так создавались Геологический институт в Улан-Удэ, Вычислительный центр в Красноярске и многие другие научные подразделения. На этом же принципе базируется совместная помощь Новосибирского научного центра и НГУ молодым университетам в Красноярске, Кемерове, Омске, Барнауле. Эту работу необходимо всемерно расширять.

Перспективно сотрудничество НГУ и Сибирского отделения и в таком весьма важном деле, как переподготовка кадров высокой квалификации.

В условиях научно-технической революции эта задача приобретает государственное значение. С 1967 г. в НГУ работает факультет повышения квалификации вузовских преподавателей математики, его окончили 1443 слушателя; с 1973 г. работает Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук, переподготовку в нем прошли около 700 преподавателей. Среди слушателей факультета и института повышения квалификации много специалистов с большим опытом преподавательской и исследовательской работы в вузах. Поэтому основной упор здесь следует делать на развитие научно-методический работы, обобщение коллективного опыта кафедр различных высших учебных заведений Сибири и Дальнего Востока.

B 1977 г. по инициативе Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР в НГУ был открыт специальный факультет по экономическому прогнозированию и перспективному планированию. Главная задача этого факультета состоит в том, чтобы помочь руководящим работникам министерств и ведомств, руководителям предприятий и преподавателям вузов овладеть современными методами оптимального планирования и управления производством. Учебный процесс ориентирован на разнообразные активные формы освоения нового материала, включая проведение с помощью ЭВМ деловых игр. Организовать новый факультет удалось благодаря эффективному сотрудничеству экономического факультета университета, Института экономики и организации промышленного производства и Вычислительного центра СО АН СССР. Первые результаты работы специального факультета весьма обнадеживают.

Накопленный опыт подсказывает целесообразность создания в Академгородке специального научно-методического центра, который мог бы, тесно взаимодействуя с НГУ и академическими институтами, обеспечить переподготовку научных, преподавательских и руководящих кадров на уровне, отвечающем быстро растущим требованиям жизни нашего общества.

Студенты НГУ на исследовательской практике в Сибирском отделении АН СССР
Студенты НГУ на исследовательской практике в Сибирском отделении АН СССР.

Кратко коснемся вопроса об участии НГУ в научных разработках Сибирского отделения АН СССР. Выше уже упоминалось о широком привлечении студентов и аспирантов университета к фундаментальным исследованиям, проводимым академическими институтами Новосибирского научного центра. В эти исследования вовлечены и многие штатные сотрудники университета.

Принципиально новые возможности появились после организации в НГУ в 1962 г. научно-исследовательского сектора. Учитывая специфику университета, этот сектор ориентирован на решение задач двух основных типов: проработка новых (преимущественно комплексных) направлений, которые могут в дальнейшем войти в долгосрочные программы фундаментальных исследований академических институтов, и, наоборот, развитие тех результатов фундаментальных исследований академических институтов, которые имеют большую прикладную перспективу. Не удивительно поэтому, что многие работы ведутся по трехсторонним хозяйственным договорам: НГУ — институт СО АН СССР — промышленное предприятие или конструкторское бюро. Для большинства исследований используется материальная база институтов центра. В 1977 г. объем работ сектора составил 4,8 млн. рублей, а экономический эффект от внедрения в народное хозяйство полученных результатов — 6,7 млн. рублей.

Однако, несмотря на то, что основная часть работ научно-исследовательского сектора университета ведется в соответствии с координационными планами Сибирского отделения АН СССР, организационная структура взаимодействия двух ведомств в этой области пока еще не оптимальна. Если более четко сформулировать принципы этого взаимодействия, сотрудничество НИСа НГУ и институтов отделения станет, без сомнения, более эффективным.

Не в полной мере пока используются возможности сектора и в общей системе подготовки кадров.

Такова в целом картина многоуровневого взаимодействия Новосибирского государственного университета и Сибирского отделения АН СССР.

Это взаимодействие — не просто кооперация усилий, а именно интеграция, когда интересы учреждений двух ведомств в вопросах подготовки кадров и использования материальной базы так переплетены, что обнаружить межведомственную границу весьма не просто. Новосибирский эксперимент, проверенный двадцатилетним испытанием, признается в целом положительным. Из этого необходимо было бы сделать и некоторые организационные выводы — прежде всего закрепить в государственных правовых документах те основные принципы, на которых реально базируется работа Новосибирского государственного университета.

Без сомнения, система подготовки кадров в Новосибирском научном центре далеко еще не исчерпала всех заложенных в ней возможностей, ее надо совершенствовать и развивать.

СО РАН Коптюг В. А. Подготовка научных кадров для Сибири // Вестник Академии наук СССР. — 1978. — N 12. — С. 31–40.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:28 2021
Размер: 51,420 bytes
Посещение N 2837 с 08.06.2011