Комаров С.Ю. Web 2.0 на сайте ГПНТБ СО РАН: состояние, проблемы, перспективы
Навигация
«IX Макушинские чтения» | ОГЛАВЛЕНИЕ СБОРНИКА  
 
IX Макушинские чтения
Сергей Юрьевич КОМАРОВ,
библиотекарь ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
 
WEB 2.0 НА САЙТЕ ГПНТБ СО РАН: СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Мудрый Гераклит Эфесский справедливо сказал: «Paula rhei» - «Все течет». Слова древнегреческого философа, сохраненные для истории Платоном, как нельзя лучше подходят для ситуации, сложившейся в сфере новых информационных технологий.

Одним из ключевых ее понятий выступает Интернет. Именно он наиболее полно отражает тенденции и подходы в сфере новых информационных технологий, новые сервисы и программное обеспечение. Очередным этапом его развития большинство отечественных и западных исследователей справедливо называют Web 2.0. Предложим, прежде чем переходить к раскрытию основного вопроса данного исследования, краткий обзор сущности термина «Web 2.0».

Термин «Web 2.0» был впервые озвучен консультантом по информационной архитектуре Дарси ДиНуччи в январе 1999 г. Она писала в своей статье «Фрагментированное будущее»: «Сеть, которую мы знаем сегодня, которая загружается в окне браузера, главным образом в виде статического содержимого, - это только зародыш той Сети, которая придет. Начинают появляться первые проблески Сети 2.0, и мы только начинаем видеть, как этот зародыш будет развиваться...» [1]. Новое развитие он получает в работах известного IT-специалиста, идеолога открытого программного обеспечения Тима О'Райли, обратившегося к вопросам нового этапа развития Интернета в 2004-2005 гг. Понятие Web 2.0 он связывал с ранее возникшими терминами Business 2.0 и Science 2.0, озвучив новое понятие Интернета в 2004 г. в Сан-Франциско на Web-конференции своей компании O'Reilly Media. Развитие его идеи получили в статье «What is Web 2.0. Design patterns and business models for next generation of software», вышедшей 30 сентября 2005 г., и в русском переводе в журнале «Компьютера-Онлайн» 14-19 октября 2005 г. [2] Тогда же в обсуждение Web 2.0 вступает Тим Бернерс-Ли - известный IT-специалист, считающийся творцом современного Интернета. Его мнение было достаточно критично.

Нужно отметить, что единого мнения о цельной структуре Интернета нового поколения не выработано ни отечественными, ни западными учеными. Существует лишь Web 2.0 Meme Map - графическая схема, разработанная О'Райли еще в 2005 г. и позднее несколько измененная. Согласно ей главными понятиями, определяющими Web 2.0, являются: Web as Platform, The long Tail, Architecture of Participation, prosumer. Кратким их выражением является принцип более полной ориентированности на запросы и интересы обычного пользователя, получающего широкие возможности самостоятельного генерирования и использования разнообразного контента (сразу же необходимо отметить, что сайт ГПНТБ СО РАН не предоставляет пользователям подобных возможностей). Достигается это, в том числе, благодаря качественно новым сервисам и технологиям, появившимся в основном во второй половине 2000-х гг. В их числе такие знаковые проекты, как крупнейшие социальные сети Facebook, Twitter, сервис видеороликов Youtube, Интернет-энциклопедия Wikipedia. Кроме того, к сфере Web 2.0 исследователи относят и мобильные интернет-технологии (мобильные версии сайтов). Все это нашло применение и в библиотечной среде.

Указанные выше проекты активно используются и специалистами ГПНТБ СО РАН, начав внедряться в 2011 г. Прежде всего, библиотека была представлена в Facebook, Twitter и Youtube. Данные проекты используются для добавления новостей о событиях в библиотечной среде в России, в мире и конкретно в Новосибирске: о конференциях и семинарах библиотечной тематики, новых научных базах данных, предлагаемых ГПНТБ СО РАН и другими отечественными и западными библиотеками, новых информационных технологиях и их использовании в библиотеках, о событиях в научной среде России и мира в целом. Представлена информация о таких ведущих проектах библиотеки как SciGuide. Кроме того, размещены фотографии, позволяющие познакомиться с внешним видом и фондами библиотеки, в том числе с фондами отдела редких книг и рукописей, содержащим ценнейшие издания. Канал же библиотеки в Youtube представляет видеозаписи ключевых методологических семинаров, проведенных в ГПНТБ СО РАН, и видеоотображение прошедших в библиотеке выставок. Представлена также запись известной лекции директора ИНИОН Ю.С.Пивоварова «Традиции русской государственности и современность». Что же касается мобильной версии сайта библиотеки, то она еще находится в стадии развития, что не позволяет провести подробный ее анализ.

Отдельно нужно отметить отражение ГПНТБ СО РАН и ее проектов в еще одном ключевом для Web 2.0 проекте - свободной Интернет-энциклопедии Wikipedia (Википедия), появившейся в 2001 г. и ставшей одним из первых и самых известных Web 2.0 сайтов. К сожалению, несмотря на огромную востребованность, потенциал и популярность Википедии (в месяц ее посещают 400 млн пользователей, обеспечивая 5 место в мире), академичность многих ее статей, библиотека представлена в энциклопедии лишь единственной статьей, посвященной истории ГПНТБ СО РАН, что не позволяет привести точную статистику.

Статистические данные, полученные путем анализа показателей страницы http://www.spsl.nsc.ru/awstats/awstats.pl за июнь-ноябрь 2011 г., позволяют говорить о следующем: наибольшей популярностью у посетителей сайта ГПНТБ СО РАН (http://www.spsl.nsc.ru) пользуется страница библиотеки в Facebook - 209 просмотров из 10969 страниц (2% всех ссылок), на Youtube приходится 43 просмотра (0,39% всех ссылок) и наименьшей популярностью пользуется Twitter - 15 просмотров (0,14% всех ссылок). Попробуем объяснить данные достаточно низкие показатели.

ГПНТБ СО РАН является ключевой академической библиотекой Сибири. Именно ее высокий научный статус, определяющий контингент пользователей, и предопределяет низкие показатели некоторых Web 2.0-сервисов. К сожалению, в отечественной науке тема их востребованности до сих пор остается неизученной. Однако, обращаясь к западным исследованиям, можно получить конкретные цифры и выводы. Так, Фредерик Неста, библиотекарь университета Лингнан в Гонконге и библиотеки колледжа Нью-Джерси, приводит в своей статье конкретные данные: согласно исследованию по использованию компьютеров в академической среде, проведенному EDUCASE, 94,6% студентов и специалистов используют сайты библиотек и 90,3% пользуются социальными сетями. Однако лишь 27,8% используют социальные сети для академических нужд. Опрос студентов университета Мичигана в 2007 г. обнаружил, что менее четверти студентов переходят на сайт библиотеки посредством ее аккаунта в Facebook или Twitter. Исследование же OCLC (Sharing, Privacy and Trust, 2007) показало еще меньший интерес к социальным сетям - 10% [3]. Уолт Крэфворд, известный специалист по новым технологиям в библиотеках, прямо пишет в своей статье «Library 2.0 and "Library 2.0"» [4], что аккаунты библиотек в Facebook и Twitter - временные, чаще всего неудачные проекты, так как эти сервисы более присущи бизнесу. Все эти цифры и выводы наглядно подтверждаются приведенной выше статистикой пользовательских доступов к сайту ГПНТБ СО РАН, достаточно четко с ней коррелируя. Можно сделать определенные выводы о практически полной невостребованности представления ГПНТБ СО РАН в социальных сетях и видео-сервисе Youtube. Отдельно нужно заметить, что последний практически не востребован академической средой, ориентируясь в основном на политику, бизнес и сферу развлечений, что позволяет говорить о значительной ангажированности сервиса.

В тоже время, существует технология, более подходящая для академической среды и объединяющая возможности Facebook и Twitter, - RSS-подписки. С помощью RSS дается краткое описание новой информации, появившейся на сайте, и ссылка на ее полную версию. Код RSS при этом технологически достаточно прост и легко добавляется на сайт. В итоге пользователи, не переходя на сторонние сайты, скорее всего не входящие в сферу их специфических интересов, получают в удобном для себя виде информацию обо всех обновлениях ресурса. Ссылка же на полную их версию служит и целям продвижения сайта, так как увеличивает число уникальных посетителей. Многие исследователи справедливо считают RSS одной из ведущих технологий для предоставления и продвижения информации.

Завершая исследование, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ пользовательской активности определенно показывает низкий уровень посещаемости страниц ГПНТБ СО РАН в социальных сетях.
  2. Сервис видеороликов Youtube, ввиду его ангажированности, не должен быть ключевой площадкой для представления видеоматериалов библиотеки.
  3. Более востребованными в академической среде являются RSS-технологии, применимые также и для успешного промоутинга ресурса.
  4. Недостаточно развитым остается представление проектов ГПНТБ СО РАН в онлайн-энциклопедии Wikipedia: свое отражение в ней могут найти, например, Научные школы Новосибирского научного центра Сибирского отделения РАН.

Дальнейшее развитие должен получить мобильный сайт библиотеки.

В качестве же некоторого послесловия, автору видятся целесообразными слова Стивена Бэлла, которые он приводит в своей статье «Design Thinking»: «Нехватка ли это времени, желание ли быстро внедрить новые технологии, или позволение ментальности победившей стороны руководить, но, нужно признать, большинство из нас редко позволяют себе тратить достаточно времени, чтобы тщательно разработать стратегию технологической инновации. Нам частенько не удается провести анализ, чтобы сначала определить обоснованность применения некой новой технологии, равно как у нас и редко хватает времени адекватно определить, оценят ли наши пользователи новый сервис. В двух словах, наш подход состоит в том, чтобы определить решение до того, как мы полностью поймем проблему» [5].


Примечания

[1] DiNucci, D. Fragmented Future // Design&Media. 1999. Print 53(4):32. URL: http://darcyd.com/fragmented_future.pdf (дата обращения: 10.12.2011).
[2]О'Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 // КомпьютерраOnline. 2005. URL: http://offline.computerra.ru/2005/609/233483/ (дата обращения: 10.12.2011).
[3]Nesta, F. Library 2.0 or Library III: Returning to Leadership // ALSR 2010: Conference towards Future Possibilities. 2010. Sect. 9B, ALSR 2010. URL: http://www.lib.polyu.edu.hk/ALSR2010/programme/pdf/Session9B_Nesta.pdf (дата обращения: 10.12.2011).
[4]Crawford, W. Library 2.0 or «Library 2.0» // Cites&Insights. 2009. Vol.9. August.
[5]Bell, S. Design Thinking // Amer. Libr. 2008. Vol.39, N 1-2. P.44-49.
 

Опубликовано
в сборнике
:
 Девятые Макушинские чтения: Материалы науч. конф., 15-16 мая 2012 г., г. Барнаул / Гос. публ. науч.-техн. б-ка СО РАН, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова; Редкол.: Е.Н.Савенко (отв. ред.) и др. - Новосибирск, 2012. - С.333-337. - Библиогр. ссылки в кон. ст.
 
Оглавление сборника материалов IX Макушинских чтенийПубликацииПубликации С.Комарова
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branchconfhall@gpntbsib.ru
© 1997-2020 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:36 2019. Размер: 26,003 bytes.
Посещение N 3354 с 18.05.2012