Канн С.К.Образ Сибири на Всемирной выставке 1900 г. в Париже
Навигация
 ... (НОВОСИБИРСК)* 
 
Обложка 
Сергей Константинович Канн
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития электронных ресурсов Государственной публичной научной библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
ОБРАЗ СИБИРИ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1900 Г. В ПАРИЖЕ
---
Sergey К. Каnn
Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Laboratory of Electronic Resources, State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk).
SIBERIA IMAGE AT THE WORLD EXHIBITION OF 1900 IN PARIS
---
Рассматриваются подготовка и выпуск изданий, посвященных экспозиции Комитета Сибирской железной дороги на Всемирной выставке 1900 г. В выставочных изданиях Сибирь представала как богатейший край, пробуждающийся к новой жизни. Важнейшей целью было привлечение в Сибирь трудовых ресурсов, капитала и предпринимательской инициативы. Экспозиция Павильона русских окраин стала одним из первых и наиболее успешных государственных PR-проектов в отечественной истории.
 
Ключевые слова: Всемирная выставка 1900 г. в Париже, экспозиция Комитета Сибирской железной дороги, Павильон окраин, образ Сибири в выставочных изданиях.
---
The article considers preparing and publishing editions devoted to the Siberian Railroad Committee exposition at the World Exhibition in 1900. Siberia appeared as the richest region awakening to a new life at the exhibition publications. The most important aim was to attract labor, capital, and entrepreneurial initiatives to Siberia. The Exposition of Russian Suburbs Pavilion became one of the first and the successful PR projects in the national history.
 
Keywords: World Exhibition of 1900 in Paris, Siberian Railroad Committee exposition, Russian Suburbs Pavilion, image of Siberia in exhibition editions.
---

Всемирная художественная, промышленная и земледельческая выставка 1900 г. в Париже стала одним из наиболее ярких событий, завершивших историю XIX столетия. Предполагая это, Франция заблаговременно приступила к подготовке выставки уже в 1892-1893 гг. и истратила на ее проведение гигантскую сумму в 50 млн франков. Общий план экспозиции был готов в 1894 г., а с 1897 г. началась постройка сооружений. На набережной Сены разместились 24 национальных павильона. Общая площадь экспозиции составляла 108 гектаров. Экспоненты из 39 стран представляли свои достижения на Марсовом поле и площади Трокадеро, Эспланаде Инвалидов и Елисейских полях. Официальное открытие «громадного и сложного всемирного базара» [1] состоялось 1(14) апреля 1900 г.

Все семь месяцев, пока Париж принимал посетителей, его улицы были полны народом. Только через 58 дверей центрального входа на площади Согласия проходило до 50 тыс. человек в час. За все время выставку посетили более 50 млн человек, что является рекордом и в наши дни.

Через два дня после торжественного открытия посетители смогли пройти в Русский павильон окраин (Le Palais Siberien), устроенный в византийском стиле, в виде древнего Кремля. В центре «русского городка» располагалась гигантская колокольня (27 саженей, около 58 м) со шпилем, украшенным двуглавым орлом. До парижан доносились раскаты большого колокола, изготовленного на заводе братьев Соминых, и переливы музыкальных колоколов завода Оловяшникова, игравших «Боже, Царя храни!» и «Марсельезу» [2].

Российская империя, сооружавшая Великий Сибирский путь и занятая невиданными преобразованиями на востоке страны, представляла свои «окраины» во всем их великолепии. Сибирский зал был декорирован огромным фризом-панно с изображением берегов Енисея, могучих кряжей и дремучей тайги. Их сменяли виды величественного пейзажа Забайкалья и удивительных золотых приисков. Сибирь являлась гостям выставки уже не пресловутой ледяной пустыней, а «страной будущего» и «краем новых возможностей».

На открытии русской экспозиции французский президент Лубэ подарил генеральному комиссару Русского отдела князю В.Н.Тенишеву карту Франции, изготовленную из драгоценных камней. Русскому отделу отвели самую большую выставочную площадь, превышавшую 24 тыс. м2. По словам С.Ю.Витте, широкое участие русского правительства в организации выставки «отвечало как быстрым успехам нашей промышленной деятельности за последнее двадцатилетие, так равно и особому характеру установившихся между Россией и Францией отношений»1. Общая сумма, выделенная согласно высочайше утвержденного 29.12.1897 г. мнения Госсовета на устройство Русского отдела и различные мероприятия по сбору и перевозке экспонатов, составляла 1840000 р.

Зная медлительность местных властей, один из руководителей подготовки вице-председатель Русского географического общества (РГО), П.П.Семенов-Тян-Шанский, уже в начале июня 1898 г. разослал письма, в которых просил содействовать сбору материалов. В этих обращениях к начальникам сибирских губерний, а также в местные отделы РГО он назвал предельный срок доставки экспонатов в Петербург - конец августа 1899 г. Вскоре вся Сибирь от Урала до Тихого океана «встрепенулась» и энергично занялась подготовкой презентации своих сокровищ. В письме тобольского вице-губернатора в Тобольский губернский музей эта деятельность была названа «патриотическим делом ознакомления представителей всех стран с нашей окраиной»2.

О грандиозности проводимой подготовки свидетельствует переписка П.П.Семенова-Тян-Шанского с тобольским губернатором по вопросам будущей экспозиции Тобольской губернии. Чтобы показать Север во всей его красе, предполагалось оборудовать отдельный зал с картинами суровых морских берегов, «плавающими льдами», северным сиянием, декорациями тундры и чумами самоедов3. Окружной инженер Тобольско-Акмолинского горного округа А.А.Сборовский подготовил «Проект представления горнозаводской промышленности»4, где, в частности, хотел представить богатства степных недр в виде горы минералов (угля, соляных глыб и пр.) с венчающей их часовней из самосадочной соли.

В сборе и отправке экспонатов принимали участие государственные и общественные организации, частные компании, промышленники, торговцы, чиновники и военные. Государство инициировало, координировало и частично финансировало эту деятельность. В подготовку включились также Войсковое правление Сибирского казачьего войска, Тобольский и Минусинский музеи, сибирские подразделения Московского общества сельского хозяйства, Общество для изучения Амурского края, Туркестанское сельскохозяйственное и промышленное товарищество, Русское товарищество котиковых промыслов и многие другие.

Однако в конце 1898 г. по настоянию французской администрации площадь, отводимая под экспонаты сибирского отдела, была несколько сокращена5. Урезались экспозиции всех участников отдела - Тобольской и Томской губерний, Степного края, Севера. Презентация природных богатств пострадала в меньшей степени, так как в качестве приоритетной задачи выступало привлечение интереса зарубежных инвесторов. В первую очередь убирались экспонаты, посвященные хозяйству и быту (группы хлебов, рыболовства и пр.). В колее этой политики находился и отказ П.П.Семенова-Тян-Шанского от затрат на альбом музея Западно-Сибирского отдела РГО и исторический очерк о деятельности отдела, программу которого подготовил С.Швецов6. Говорилось, что эти экспонаты «представляют интерес лишь для небольшой части посетителей». Экспозицию ориентировали на особенно характерные экземпляры, вызывавшие интерес «иностранных обозревателей», а также на показ региональных особенностей. Так, от русского населения Тобольской губернии были представлены экспонаты по сельскому хозяйству и кустарным промыслам, от Восточной Сибири и Амурского края - по лесным богатствам. Часть предметов тобольского Севера «перекочевала» в зал экспонатов Крайнего Севера, где экспонировались вещи Архангельской губернии, Колымского и Анадырского округов7.

Отметим наиболее важные критерии, которыми руководствовались при отборе экспонатов. Они были названы в письмах П.П.Семенова-Тян-Шанского:

1) собирались самые общие и типичные предметы; предлагалось избегать экспонатов, носивших «слишком местный характер»8, а на «чисто научные» экспонаты и коллекции был наложен категорический запрет; рекомендовалось готовить торгово-промышленные экспозиции или экспозиции, посвященные искусству9;

2) требовалась типичность представления сибирской природы и быта, а не ее полнота; так, Западно-Сибирский отдел РГО мог показать экспонаты сибирских степей, а Тобольский музей - тундровую и полярную флору;

3) этнографические коллекции должны были представлять самые типичные бытовые и кустарные предметы сибирских старожилов и инородцев;

4) требовались яркость и наглядность экспонатов, особенно важные в отношении фотографических коллекций;

5) акцент делался на привлекательности для иностранной публики; например, Тобольская губерния, «как самая населенная и ближайшая из сибирских губерний», считал Семенов, могла «возбудить особый интерес в иностранцах»10;

6) казенные средства могли направляться лишь на пополнение имеющихся коллекций, но не на приобретение новых; разрешалось направлять небольшие суммы на вознаграждение особо отличившихся лиц (Семенов-Тян-Шанский упоминал лично ему знакомых Н.Л.Скалозубова, А.Я.Гордягина, А.А.Дунина-Горкавича);

7) со ссылкой на мнение императора особо подчеркивалась необходимость отбора только отечественных экспонатов; говорилось, что «все экспонируемые на выставке предметы должны быть сделаны непременно только в России»11; когда в военном ведомстве столкнулись с неизбежностью включения экспонатов иностранного производства, военный министр строго указал: «не должно быть допущено ни одного предмета, ни одного инструмента на выставку, сделанных не в России»12.

Дублирование экспонатов, поступавших из разных ведомств, устранялось генеральным комиссариатом Русского отдела. Военное министерство приняло решение не принимать экспонаты, «не имеющие прямого отношения к военному делу», и от подготовки к выставке был освобожден отдел по передвижению войск Главного штаба, участвовавший в сооружении Великого Сибирского пути, но уступивший свои позиции Министерству путей сообщения (МПС)13. Картографическое заведение Главштаба представило на выставку геодезические инструменты, изготовленные в механической мастерской Военно-топографического отдела и не употреблявшиеся за границей.

По мнению сановников, Сибирская железная дорога выполняла «великую мировую задачу на Азиатском материке»14 и, вне всякого сомнения, отличалась «цивилизаторским характером». Эта миссия делала возглавляемый императором Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД) самым активным субъектом российского участия на выставке. Экспозиция комитета укрепляла силу самодержавия и демонстрировала ведущее место России в ряду великих держав. При этом именно в кругу сановников была сформулирована задача «широко распространить среди иностранной публики верные и правильно освещенные сведения о всех сторонах осуществляемого названным Комитетом предприятия» [3, с.34]. Преобразовательная деятельность КСЖД должна была быть представлена на выставке ярко и убедительно, чтобы создать позитивный образ Сибири, «пробуждающейся ото сна».

Всю подготовку экспозиции КСЖД вела Подготовительная комиссия (ПК). 20.03.1898 г. она впервые собралась для обсуждения программы участия комитета во всемирной выставке. Председатель заседания статс-секретарь А.Н.Куломзин пояснил, что подготовка экспозиции, непосредственно связанной с сооружением железной дороги, лежит на обязанности МПС, а экспонаты КСЖД призваны отражать многогранную деятельность по организации вспомогательных предприятий и изучению Сибири. Представитель МПС в комиссии А.Ермолов высказал пожелание, чтобы все предметы его ведомства были представлены в Павильоне окраин в одной группе с экспонатами вспомогательных предприятий, «так как только таким путем великая мировая задача, осуществляемая Комитетом Сибирской железной дороги на Азиатском материке может быть представлена во всем ее значении и полноте»15. К этому мнению присоединились и все остальные члены ПК.

П.П.Семенов-Тян-Шанский вновь подчеркнул, что следует избегать излишней детализации экспонатов - всего, что «может носить слишком местный, детальный характер», так как группа экспонатов по Сибирской железной дороге будет находиться в общем сибирском павильоне как его неотъемлемая часть. Директор департамента торговли и мануфактур В.И.Ковалевский и генеральный комиссар князь В.Н.Тенишев «высказались, кроме того, принципиально против помещения на выставке экспонатов, представляющих исключительно научный интерес»16. По словам В.Н.Тенишева, всемирная выставка является «объектом торговли, промышленности и искусства», а ее главная цель - «содействовать международному обмену чисто практических, утилитарных знаний». Вследствие этого, все экспонаты должны иметь сугубо «практическое значение». Ковалевский сослался на опыт всемирной Колумбовой выставки 1893 г. в Чикаго, когда даже «сравнительно доступные пониманию средней публики» экономические исследования не находили отклика из-за отягощенности «излишними подробностями», а также большого объема17.

В заседании ПК генерал-лейтенант Э.А.Коверский, «в качестве частного издателя», предложил безвозмездно разместить в отделе Сибирской железной дороги составленную им «Карту Азиатской России и смежных с нею владений», на которой было указано направление будущей магистрали и основные маршруты отечественных и иностранных путешественников со времен Екатерины II. А лейтенант А.С.Боткин, участвовавший в ряде экспедиций, пообещал подготовить к выставке две карты - гидрографических работ в Северном океане и на озере Байкал, - дополнив их фотографическими снимками и естественноисторическими коллекциями. Ковалевский прокомментировал это предложение в том духе, что изучение Северного морского пути «представляет выдающееся значение» не только в научном, но и в коммерческом отношении, так как способствует «значительному понижению фрахтов» между Лондоном и Красноярском и, вообще, оживлению внешней морской торговли Сибири. В связи с этим комиссия решила усилить внимание к экспонатам, отражающим развитие и изучение Северного морского пути.

В журнале № 51 заседания ПК также отмечалось, что, учитывая «значительный интерес, пробудившийся за последние годы в иностранных промышленных сферах к минеральным богатствам Сибири» (на это указывал Ковалевский), следует издать на французском языке «Очерк месторождений полезных ископаемых Сибири» в количестве 3000 экземпляров. Это издание, как и все другие, проектируемые на французском языке, «предполагалось обратить в продажу по возможно умеренной цене»18. Правда, в итоге этот общий очерк так и не был издан. Появилось только описание месторождений придорожной полосы, подготовленное Геологическим комитетом и академиком А.П.Карпинским.

«В видах широкого распространения среди иностранной публики хотя бы самых элементарных сведений о Сибирской железной дороге, о связанных с сооружением этой линии вспомогательных предприятиях и о прорезываемом ею крае, - говорилось в журнале ПК, - проектируется поручить канцелярии Комитета министров издать на французском языке, в значительном числе экземпляров - для бесплатной раздачи посетителям Парижской выставки на тех условиях, которые будут выработаны администрацией Русского отдела, - особую небольшую брошюру (в размере приблизительно одного печатного листа, с приложением карты), с изложением в легкой популярной форме как общих сведений о географии, климате и населении Сибири, так равно кратких данных о грандиозных размерах и быстром ходе сооружения Сибирской железно дороги, о мировом значении этого колоссального предприятия в культурном и торгово-промышленном отношениях, о постановке переселенческого дела и размерах переселенческого движения и о главнейших результатах деятельности Комитета Сибирской железной дороги»19.

Князь Тенишев предложил печатать эту брошюру «стереотипом», то есть фиксированным оттиском, отлитым с набранной печатной формы, и на первый раз ограничиться количеством в 100 тыс. экз. По мере израсходования тиража можно было допечатывать нужное количество экземпляров.

Горному ведомству было предложено изготовить «стенные карты уник», исполненные «целиком от руки». Комиссия пошла на это трудоемкое и затратное дело ввиду того, что существовавшие печатные карты были «слишком испещрены названиями и знаками» и ими нельзя было воспользоваться для нанесения значимой информации20.

В заключение комиссия высказала пожелание о составлении особого каталога экспонатов отдела Сибирской железной дороги, а также об издании особых информационных листков с кратким пояснительным текстом к каждому экспонату вместо обычных этикеток с подписями. Бесплатная раздача подобных листков всем желающим была призвана усилить просветительский эффект экспозиции.

Проект сметы, приложенный к заключению ПК, определял общую сумму расходов в 25460 р. Небольшую часть (5100 р.) планировалось принять на счет фонда вспомогательных предприятий КСЖД по сметам 1899-1900 гг. Эта часть касалась подробных исследований на русском языке и «не имела прямого отношения к Парижской выставке». Остальную сумму (20360 р.) предполагалось отнести на счет фонда в 1840000 р., утвержденного мнением Госсовета. Высшее наблюдение за исполнением намеченной программы возлагалось на ПК. Так как к концу 1890-х гг. комиссия под руководством Куломзина всецело взяла все вопросы вспомогательных предприятий в свои руки, то на 31-м заседании КСЖД 29.04.1898 г. «не было встречено препятствий к утверждению предположений Подготовительной комиссии», и 13.05.1898 г. они были высочайше утверждены21.

Реализация намеченной программы заняла почти полтора года. Экспонаты по сооружению Великого Сибирского пути были подготовлены Управлением по постройке железных дорог лишь осенью 1899 г., о чем Ермолов сообщил Куломзину в письме № 9654 от 1.11.1899 г.22 Ведомство собрало 98 экспонатов, и все они должны были разместиться в сибирском павильоне, за исключением моделей трех пароходов и землечерпательного снаряда, отнесенных в отдел судостроения. Экспонаты МПС предполагалось установить на столах и стенах двух комнат нижнего этажа (площадью 21,3 и 18,2 кв. саж.), а для экспонатов КСЖД отводилась половина второй комнаты. Еще одну комнату в 18,2 кв. саж. на верхнем этаже занимала панорама магистрали, созданная художником П.Я.Пясецким. Среди экспонатов МПС присутствовали также «бюст покорителя Сибири Ермака, декорированный оружием его эпохи», глобус с обозначением направления Великого Сибирского пути, разнообразные карты, путеводители, фотоснимки, чертежи и модели сооружений, образцы строительных материалов и даже срез 150-летней лиственницы «из тайги Средне-Сибирской железной дороги». Впоследствии этот срез, как и панорама Пясецкого, были переданы в памятный отдел Сибирской железной дороги при Музее Императора Александра III и сохранились до нашего времени.

Горный департамент после обсуждения вопроса в ПК представил на выставку материалы, характеризующие состояние золотого промысла в Сибири. Исполнение этого труда было поручено возвратившемуся в Петербург в начале 1900 г. горному инженеру М.Ф.Горбачеву, который за три с половиной месяца составил пять больших стенных диаграмм с таблицами и пояснительной запиской в несколько печатных листов, использовав результаты статистико-экономического изучения золотоносных районов 1897-1899 гг. Экспонаты были переданы в канцелярию КСЖД, а оттуда отправлены в Париж [4, с.262-263; 5, т.22 (1901), л.651об]. Сложная схема оплаты этого труда совмещала расходы и взаимозачеты, проходившие по бюджетам Горного департамента, Комиссии для собрания и разработки сведений о сибирской золотопромышленности, военного ведомства и фонда вспомогательных предприятий КСЖД [4, с.263-264]. В Париже труд Горбачева был удостоен золотой медали [3, с.16].

Представление материалов о состоянии золотопромышленности, в том числе о результатах поисковых и разведочных работ, играло важную роль для привлечения зарубежных капиталов. В экспозиции КСЖД была представлена коллекция образцов, собранных Охотско-Камчатской горной экспедицией под руководством инженера К.И.Богдановича. Но помимо нее, как писал А.Н.Куломзин в письме военному министру А.Н.Куропаткину № 495 от 14.02.1900 г., экспозицию дополнили образцами, добытыми Богдановичем в Квантуне, на юге Ляодунского полуострова, с приложением карты и небольшой брошюры, освещавшей ход исследований и краткие результаты работ23.

Особое место в экспозиции КСЖД занимали печатные материалы, выполненные на прекрасной бумаге, хорошо иллюстрированные и дополненные уникальными картами. В эпоху, когда не было не только Интернета, но даже радио, печатное слово, размноженное тысячами посетителей и сотнями газет, приобретало невероятную силу. В отчете о деятельности отдела КСЖД его заведующий, помощник Куломзина по канцелярии Комитета министров И.В.Сосновский, отметил две категории посетителей. Первую составляли гости выставки, приходившие исключительно с «увеселительными» целями. Во вторую, сравнительно немногочисленную группу, Сосновский включил «интеллигентных» посетителей, стремившихся извлечь серьезную пользу - практическим путем пополнить пробелы своего образования или «расширить свой умственный кругозор» [3, с.10].

В отделе КСЖД были представлены четыре самостоятельны издания на русском языке, напечатанных тиражом от 500 до 1 тыс. экз.: 1) «Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом», подготовлено канцелярией Куломзина (20 печ. л. + 2 диаграммы, по 30 р./л., 1000 экз.; издание обошлось в 1277,57 р., в том числе: бумага 380 р., печатание 775,57 р., диаграммы 122 р.); 2) «Очерк работ по образованию переселенческих участков» (30 печ. л. + таблицы, по 30 р./л., 500 экз.; расход: 2455,45 р.) - издание Министерства госимуществ; 3) «Статистические данные по переселенческому делу за 1898 г. (500 экз.) - издание канцелярии Комитета министров; 4) «Очерк по исследованиям физических свойств Байкала и по естественноисторическим изысканиям» лейтенанта А.С.Боткина (27 с., карта, рис.).

Одну книгу (по разным причинам) издать не удалось. Ее должен был готовить руководитель гидротехнической экспедиции, занятой осушением Барабинской степи, генерал-лейтенант И.И.Жилинский. Предполагалось, что «Очерк гидротехнических работ в районе Сибирской железной дороги» (20 печ. л. + карты, по 20 р./л., 600 экз.) появится к началу выставки, но очерк был издан только в 1907 г. Но в Павильоне окраин экспонировалась «рельефная карта» гидротехнических работ, ведущихся в Барабинской степи, созданная подполковником Тихановичем при участии Жилинского. На карте размером в 3 кв. аршина (1,5 м2) был воспроизведен рельеф Барабы в масштабе 5 верст в дюйме, обозначены «наружные воды», включая 950 озер, и выполненные работы по канализации степи. Расходы на карту составили 3449,70 р. (в том числе вознаграждение Тихановича - 3281,70 р. + стоимость мольберта и рамы - 168 р.).

Для французской публики было подготовлено девять изданий на французском языке, описывавших переселенческие мероприятия КСЖД, осушительные работы и геологические исследования и включавших объяснительные брошюры к картам сибирской золотопромышленности.

Тиражом в 80 тыс. экз. была издана брошюра «Великая Сибирская железная дорога» на четырех языках (русском, французском, немецком и английском), с портретом императора Николая II и двумя картами. Общая стоимость тиража составила 12170,03 р. Расход на брошюру распределился следующим образом: стоимость перевода - 150 р. (фр. яз.) и по 200 р. (нем. и англ. яз.); стоимость бумаги - 1921,80 р.; печатание - 704,84 р.; брошюровка - 776,55 р.; изготовление портретов - 1750 р.; составление и исправление карт - 200 р.; печатание карты у Ильина - 3660,40 р., у Руднева - 2606,44 р. Сначала брошюру раздавали всем желающим бесплатно, но, столкнувшись с огромным ежедневным расходом издания, решили продавать по небольшой цене в 50 сантимов.

По распоряжению Куломзина французское издание брошюры Le Grand Transsiberien в количестве 24 тыс. экз. было передано правительству Франции и парижскому архиепископу для распределения по учебным заведениям, библиотекам, музеям и читальням. Этот дар был воспринят «с горячей признательностью». Всего в период выставки разошлось 38400 экз. брошюры, из которых продано 2 тыс., а 32900 экз. разосланы и розданы бесплатно. Кроме того, 2800 экз. были отправлены в книжные магазины России, Германии и Англии.

Итоговая сумма расходов по участию Комитета Сибирской железной дороги во всемирной выставке составила 32312,46 р., что примерно на 7 тыс. р. превысило отпущенные кредиты. Увеличение суммы расходов вызывалось преимущественно изданием названной брошюры, которой постарались придать «возможно более изящный вид» в интересах «широкого распространения за границей». Органы контроля ревизовали расходы по участию в выставке, в том числе в местных контрольных палатах, вплоть до апреля 1902 г.

Тем не менее триумфальным итогом выставки явилось присуждение Grand Prix как Комитету Сибирской железной дороги «за всю его плодотворную культурную деятельность на Азиатском материке», так и МПС «за удачное выполнение возложенной на него Комитетом серьезной и ответственной задачи». Золотые медали получили директор Геологического комитета, академик А.П.Карпинский, генерал-лейтенант И.И.Жилинский, надворный советник А.А.Кауфман, горные инженеры К.И.Богданович, Л.А.Ячевский, М.Ф.Горбачев, подполковник Ф.К.Дриженко и лейтенант А.С.Боткин. Генерал-лейтенант Э.А.Коверский как «частный экспонент» был награжден золотой медалью за подготовку карты Азиатской России и объяснительной брошюры к ней.

«Единогласное присуждение международным жюри Выставки 1900 г. высшей награды Комитету Сибирской железной дороги, - писал в отчете Сосновский, - явилось торжественным пред лицом всего света признанием выдающейся мировой заслуги России как по облегчению сношений между Азиатским Востоком и Европейским Западом, так равно и по приобщению к культурным странам обширнейшего и богато одаренного природой Сибирского края, который из мрачной и унылой страны изгнания становится участником экономической жизни всего мира» [3, с.16].

Столетие, минувшее со времен Всемирной выставки 1900 г. в Париже, лишь укрепило сложившийся образ Сибири, в создании которого огромную роль сыграли наши предки. К этому образу добавились современные черты, характеризующие Сибирь не только как край неисчислимых природных богатств, но и как регион развитой науки и промышленности.

 

Примечания

[1] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.560. Оп.27. Д.102. Л.2.
[2]Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в Тобольске» (ГБУТО ГАТ). Ф.417. Оп.1. Д.524. Л.5об.
[3]Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в Тобольске» (ГБУТО ГАТ). Ф.417. Оп.1. Д.524. Л.14об.
[4]Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.86. Оп.1. Д.83. Л.18-19об.
[5]ГБУТО ГАТ. Ф.417. Оп.1. Д.524. Л.89-90об.; ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.83. Л.54-54об.
[6]ГАОО Ф.86. Оп.1. Д.83. Л.12-14об, 56об.
[7]ГБУТО ГАТ. Ф.417. Оп.1. Д.524. Л.89об.-90, 163.
[8]РГИА. Ф.1273. Оп.1. Д.5. Л.43.
[9]Там же. Л.43об.
[10]ГБУТО ГАТ. Ф.417. Оп.1. Д.524. Л.2об.
[11]Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.705. Оп.1. Д.4. Л.28об
[12]Там же. Л.29.
[13]Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.705. Оп.1. Д.4. Л.28 об. Л.7об.-8.
[14]Там же. Ф.560. Оп.27. Д.102. Л.19.
[15]Там же. Л.19.
[16]РГВИА. Л.19-19об.
[17]Там же. Л.19об.
[18]Там же. Л.21.
[19]РГВИА. Л.21-21об.
[20]Там же. Л.22.
[21]Там же. Л.26.
[22]РГВИА. Л.30-32об.
[23]РГВИА. Ф.400. Оп.1. Д.2770. Л.3-4.
 

Список литературы

1. Кудрин Н. Париж капризничает и веселится: (письмо из Франции) // Русское богатство. 1900. № 6. С.99.
2.Туношенский В.В. Спутник русского туриста по Всемирной выставке 1900 года и Парижу. СПб.: Изд. Т-ва Худож. печати, 1900. С.164.
3.Сосновский И.В. Отдел Комитета Сибирской железной дороги на Всемирной выставке 1900 г. в Париже: отчет заведывавшего Отделом. СПб.: Гос. тип., 1901.
4.Журналы Комиссии, высочайше учрежденной для собрания и разработки сведений о сибирской золотопромышленности и для составления программы исследования золотоносных районов. СПб.: Е.Евдокимов, 1901. Вып.5.
5.Материалы Комитета Сибирской железной дороги (МКСЖД) / экз. Российской государственной библиотеки (шифр: А306-1). СПб., 1893-1904. Т.1-28.
 

Источник: Канн С.К. Образ Сибири на Всемирной выставке 1900 г. в Париже / С.К.Канн // Книга: Сибирь-Евразия: труды I Междунар. науч. конгр. В 3 т. - Новосибирск, 2016. - Т.2. - С.193-204. - Библиогр.: в подстроч. примеч. и на с.204 (5 назв.).Обложка
 
   ПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:32 2019. Размер: 65,128 bytes.
Посещение N 3068 с 21.03.2017