Рельсы Транссиба не только связали судьбы тысяч людей, но и помогли укрепиться историческим заблуждениям, особенно стойким в отношении истории основания Новосибирска. Так, например, открытие и обоснование целесообразности «кривощековского варианта» Транссибирской магистрали стали связывать с деятельностью инженера В.И.Роецкого (1861-1896). Л.М.Горюшкин первым коснулся загадочной судьбы Роецкого, написав о нем, что «именно этот человек провел непосредственную работу по выявлению места для строительства железнодорожного моста через Обь и доказал преимущества кривощековского варианта» [1]. В дальнейшем Леонид Михайлович повторил свое заключение в фундаментальной хронике событий, изданной к 100-летнему юбилею Новосибирска: «Благодаря деятельности 5-й изыскательской партии и непосредственно отряда В.И.Роецкого, - подчеркнул он, - было выбрано место для строительства железнодорожного моста через Обь» [2]. Этот же вывод сформулировала и комиссия Новосибирского горсовета по истории [3]. Закрепился он и в историографии [4-6]. Между тем, никто не принял во внимание аргументацию Н.А.Зензинова, указавшего на то, что до приезда в Сибирь Роецкий «не имел ни одного дня работы на изысканиях» [7]. Согласно служебной биографии инженера, 31.08.1880 г. Роецкий поступил на физмат факультет Санкт-Петербургского университета и окончил его по математическому разряду 27.06.1884 г. с дипломом № 5578 и степенью кандидата [8, л. 15]. Вслед за этим он закончил курс Института инженеров путей сообщения и 25.05.1887 г. получил диплом № 573, подписанный директором М.Н.Герсевановым [8, л. 34]. Тем не менее, уже в декабре способного выпускника привилегированного вуза зачислили рядовым из вольноопределяющихся в 145-й пехотный Новочеркасский полк, в июне 1888 г. он стал унтер-офицером, а в сентябре уволился в запас. С 1.05.1889 г. Роецкий уже работал под начальством П.Я.Соколова младшим помощником делопроизводителя Технического отдела Временного управления казенных железных дорог (ВУКЖД). Приказом по МПС № 57 от 24.07.1889 г. его определили штатным инженером IX класса. А 13.11.1889 г. указом Правительствующего Сената по департаменту герольдии Викентий Роецкий был утвержден в звании гражданского инженера и чине коллежского секретаря со старшинством с 1.05.1889 г. Наконец, приказом по МПС № 23 от 18.04.1891 он был назначен на изыскания Западно-Сибирской железной дороги (с 15 апреля) - штатным инженером VIII класса и помощником начальника партии Николая Михайловского-2 [8, л. 41]. Роль Роецкого на изысканиях в Сибири была существенной, но отнюдь не главной. П.Марсаков считал ее абсолютно зависимой от решений начальника партии и сравнивал с положением матроса, сидевшего на мачте в экспедиции Колумба [9]. Вряд ли с этим можно согласиться - безусловно, это перебор, правда, уже в другую сторону. Роецкий имел некоторую свободу выбора, но, вопреки утверждениям потомков, оглядывался он совсем на других лиц. Все заблуждения на этот счет проистекают от полного непонимания задач и инструкций, которыми он руководствовался. С этой точки зрения, директивы начальника партии Михайловского-2 имели для Роецкого несущественное значение. По словам В.Кириленко, задание на изучение возможных вариантов перехода через Обь Роецкому формулировал сам Константин Михайловский-1 [10]. И это действительно так. Однако кроме руководителя работ было еще и Временное управление, из стен которого Роецкий отправился на изыскания. Весной 1891 г. в списочном составе Технического отдела ВУКЖД, помимо П.Я.Соколова, мы увидим также фамилии будущих проектировщиков Обского моста Н.А.Белелюбского и Н.Б.Богуславского. Этого вполне достаточно, чтобы понять, на какой алтарь Роецкий принес свои два высших образования (математическое и путейское) - при полном отсутствии практики изысканий. Согласно рапорта К.Я.Михайловского № 677/3571 от 11.12.1891, работы этого полевого сезона до Оби считались окончательными, а на остальном протяжении - лишь предварительными. Завершение изысканий переносилось на 1892 год [11, л. 174]. Таким образом, рассмотрение материалов 5-й партии и вопроса о переходе через Обь, по словам Михайловского-2, «было назначено начальником работ во вторую очередь» [12, л. 152об]. Предварительные данные изысканий 1891 г. от 1324-й до 1621-й версты, то есть от пересечения Оби до соединения с линией Н.П.Меженинова в Почитанке, К.Я.Михайловский внес на рассмотрение ВУКЖД рапортом № 144 от 20.02.1892 г. [11, л. 246]. Часть этих данных (план перехода через Обь, профили по линии выше и ниже перехода, эскиз моста, план направления струй, исчисление количества каменной кладки в мостовых устоях и быках и пр.) была собрана Роецким. Архивная опись всех материалов, представленных Михайловским-1, состоит из 63 пунктов и занимает несколько страниц [11, л. 247-250об]. Констатируем, что в ней указаны данные по варианту на Скалу (пункты описи № 57-63), но отсутствуют или куда-то пропали пункты с № 51 до № 56, предположительно связанные с Кривощеково и планом перехода через Обь. Заметим также, что до сих пор не найдены записки Роецкого - а их было, как минимум, две: по результатам работ в 1891 и 1892 гг. Значит, задача поиска аргументов и фактов, проясняющих сложившуюся историческую картину, все еще актуальна. В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что роль Роецкого в принятии решений носила второстепенный характер. Он должен был скрупулезно собрать разнообразные цифровые данные для постройки моста, где и требовались его делопроизводственные способности. Мало того, эти цифры должны были всецело отвечать пожеланиям Михайловского-1 и Временного управления. Приписывать Роецкому приоритет в открытии кривощековского перехода было бы большой ошибкой. Назначение инженера в 1893 г. на строительные работы возле Петропавловска и его трагическая смерть «от паралича дыхания» 8.03.1896 г. [13, л. 120; 14, л. 63] лишь подтверждают необходимость дальнейших разысканий. Почему начальник работ не оставил В.И.Роецкого строить мост через Обь, а удалил его подальше от места главных событий и напряженных двухлетних исследований? На этот вопрос есть несколько гипотез, но пока что нет окончательного ответа.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||