Навигация
Уголок
 
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ НОВОСИБИРСКА 
Уголок
 
 
КОГО ПОСТАВИТЬ НА ПОСТАМЕНТ?*
Версия: изыскатели Транссиба шли скотогонными путями
 
--
Транссиб отмечает свое столетие. Самая длинная магистраль в мире занесена в книгу рекордов Гиннесса и пользуется заслуженной известностью. Но сколько еще предстоит узнать нового и хорошо забытого старого о Великом сибирском пути!
--

ВЗЯТЬ ХОТЯ БЫ историю его изысканий. Тут спорят бесконечно. По ходу дела возникают самобытные трактовки героического прошлого. Однако и старые версии не хотят уступать. Не потеряла своей свежести, к примеру, из-за частых упоминаний идея о том, что направление Транссиба выбрано благодаря подаркам и взяткам сибирских муниципалитетов: где они не поскупились, там и пролегла магистраль.

Тут, правда, есть заминка с Томском. В отношении его не пришли пока к единому мнению. Одни полагают, что «отцы» города дали слишком мало; другие убеждены, что дали нормально, но поздно, и противники Томска успели заплатить больше. Что ж, поживем – увидим. Может, откроются какие-либо новые обстоятельства.

Не менее занимательный характер носит и дискуссия об основании города Новосибирска в связи с прокладкой Транссиба. Здесь камнем преткновения стал вопрос о выборе места мостового перехода через реку Обь у села Кривощекова, вблизи которого и вырос новый город. С легкой руки сибирских писателей С.Кожевникова и В.Чивилихина стали поговаривать, что это место инженерам подсказали некие рыбаки. При этом установлены даже фамилии героев. Не исключено, что в недалеком будущем будет найдено кострище, возле которого произошла историческая беседа рыбаков с изыскателями...

В работе изыскателей имелся четкий ориентир – главный Сибирский тракт, по которому веками возили почту и товары, ездили путешественники, брели каторжники и переселенцы. Но, соединяя давно основанные села и города, он петлял между ними и на карте представлял ломаную линию, поэтому полного совпадения тракта с магистралью не могло быть: железные дороги строят по кратчайшему расстоянию при минимуме работ. Найти такие оптимальные решения и помогал богатый арсенал «хитростей», имевшихся в распоряжении изыскателей. При этом были учтены особенности хозяйственной деятельности сибиряков: практиковавшиеся повсеместно в Сибири тысячекилометровые перегоны скота, в результате которых сложилась развитая сеть проселочных дорог.

Собственно, их и дорогами-то нельзя было назвать. Это, скорее, было некое направление, соединявшее избранные пункты по кратчайшим возможным путям. Шириной такой скотопрогонный тракт был до сотни саженей, проходил по малонаселенным местам в обход деревень, реки пересекал там, где были наименьшие разливы. Торговцы скотом, закупая его на степных ярмарках Прииртышья, ежегодно перегоняли через Томскую губернию до 20 тысяч голов. Дальше гурты скота направлялись для продажи на рудники, заводы, золотые промыслы Восточной Сибири и в крупные города – Красноярск, Иркутск. Железнодорожники давно обратили внимание на то, что, используя скотопрогонную дорогу под магистраль, можно иметь массу преимуществ: сухие места для устройства полотна, плавные подъемы и спуски, полосу отчуждения и источники водоснабжения паровозов.

С началом изысканий Транссиба правительство приняло ряд мер по ограничению передвижения скота по сибирским трактам. Весной 1891 г. был временно воспрещен пропуск гуртов через Томскую губернию в Енисейскую, а 27 мая царь подписал постановление Госсовета, разрешавшее закрывать скотопрогоны, по которым велось сооружение железных дорог.

И последнее, самое главное. Изыскателям еще до начала работ было известно, что через небольшое село Кривощеково проходит одна из старых скотопрогонных дорог с переправой через Обь. По сведениям кривощековского волостного правления, еще за 20 лет до изысканий здесь при помощи местных крестьян ежегодно переправлялось на лесистый правый берег по 3 тысячи баранов и быков и до пятисот лошадей. За Обью гурты поднимались на Сокурский хребет по так называемой «проходной гриве» – возвышенному водоразделу небольших притоков Оби. Именно здесь впоследствии и пролегли рельсы на восток.

С новыми фактами в руках легче спорить о будущем памятнике основателям Новосибирска. В связи с приближающимся столетием города о его невылепленный пьедестал уже сломано немало копий. Если быть верным исторической правде, то стоило бы утвердить на данном постаменте обобщенный образ гуртоправа. Другая возможная альтернатива – памятник лошади, барану, быку... Ставят же за границей памятники животным, почему и нам не рискнуть? Можно держать пари, что такие памятники стоят и живут намного дольше монументов героям и вождям.

Сергей КАНН.
Новосибирск.
---
*
 
Источник публикации: Канн С. Кого поставить на постамент? // Сибирская газета. - 1991. - Октябрь, N 39. - С.6. - (Духовный мир).
[Перепечатка]: А может памятник... лошади? // Западносибирский железнодорожник. - 1991. - 26 декабря, N 144.
 
Храм
Публикации С.К.Канна
 
Публикации С.К.Канна
 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
Уголок Уголок
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Гарин-Михайловский | Библиография | Сибирская наука | Поиск]
  Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Fri Mar 29 17:00:32 2013. Размер: 9,595 bytes.
Посещение N 5851 с 02.10.1998