Современные тенденции неоспоримо свидетельствуют, что ближайшее будущее библиотек связано с мобильным интернетом и мобильной аудиторией. Прирост пользователей, использующих мобильные устройства и КПК, идет очень быстрыми темпами. Если в 2007 г. доля российских пользователей с мобильным доступом составляла около 3,6%, то в 2011 г. - уже 18%. Всплеск обращений стал отчетливо заметен примерно с 2008 г. в связи с переходом от технологий WAP к технологиям 3G и широким развитием сетей WiFi.
Около 71% пользователей мобильного интернета обращаются к поиску информации, 64% - к общению в социальных сетях, 40% - к общению в форумах и блогах. По данным TNS-Global за январь 2015 г. самой большой популярностью у мобильной аудитории (совокупной аудитории мобильных приложений и мобильных версий сайтов) пользовались все сервисы Google - совокупное число их посетителей составило 12,7 млн в месяц, на втором месте расположился Яндекс - 10,9 млн, на третьем - сеть «ВКонтакте» - 10,8 млн [1].
Устойчиво-быстрый рост мобильной аудитории подтверждают и данные, полученные на библиотечном сайте Отделения ГПНТБ СО РАН с помощью инструментов Яндекс-Метрики (таблица 1).
Таблица 1. Технологии доступа к сайту www.prometeus.nsc.ru (по данным Яндекс-Метрики с 14.03.2011 по 29.02.2016)
| 2011 (с 14 марта) | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 (по 29 февраля) |
всего визитов | 604 385 | 587 481 | 434 585 | 375 457 | 391 614 | 17 067 |
Доля общего количества визитов, приходящихся на мобильные и немобильные устройства |
desktop* | 98,2% | 97,1% | 95,8% | 92,2% | 89,1% | 86,9% |
mobile** | 1,8% | 2,9% | 4,2% | 7,8% | 10,9% | 13,1% |
|
| * | Не мобильные устройства. | | ** | Мобильные устройства и КПК |
В таблице прослеживается очевидная тенденция к росту числа мобильных посещений, доля которых возросла с 1,8% в 2011 до 13,1% в 2016 г. Учитывая, что по всем данным, собранным разными методами, основной группой посетителей сайта www.prometeus.nsc.ru являются молодые люди в возрасте до 24 лет (среди мужчин это 37,6%, а среди женщин - 50,1%), можно ожидать дальнейшего значительного увеличения мобильной аудитории. Аналитики GfK констатируют, что «проникновение интернета среди молодых россиян (16-29 лет) достигло почти предельного значения - 96%» [2]. Это означает, что библиотечные сайты, в той или иной степени, должны будут ориентироваться на эту быстро растущую группу. Не секрет, что значительная часть этой аудитории привыкла получать знания из общения в социальных сетях. Об этом свидетельствуют данные таблицы № 2.
Таблица 2. Доступ к сайту www.prometeus.nsc.ru из социальных сетей (по данным Яндекс-Метрики с 2013 по 29.02.2016 г.)
| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 (по 29 февраля) |
всего визитов | 1 486 | 2 414 | 3 050 | 376 |
Доля общего количества визитов, приходящихся на различные социальные сети |
ВКонтакте | 61,1% | 82,1% | 86% | 96% |
Livejournal | 30,4% | 5,8% | 3,0% | 1,1% |
Liveinternet | 4,2% | 4,9% | 4,4% | 1,1% |
Одноклассники | 2,3% | 2,0% | 0,6% | — |
Facebook | 1,5% | 3,6% | 3,0% | 1,6% |
Я.ру | 0,1% | 0,2% | — | — |
Twitter | 0,1% | 0,4% | 0,4% | — |
Мой мир@Mail.Ru | 0,1% | 0,1% | — | — |
Мир тесен | 0,1% | 0,1% | — | — |
Diary.ru | — | 0,9% | 2,4% | 0,3% |
LinkedIn | — | — | 0,2% | — |
|
Особенно впечатляет устойчивый рост пользователей из социальной сети «ВКонтакте», где создано множество групп, обменивающихся библиотечной информацией. Именно сюда обязательно должны идти библиотеки будущего.
...
Опубликовано в журнале: | | ВЕСТНИК НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. Тамбов, 2016. N 2-4(6): Наука, образование, общество: по матер. междунар. науч.-практ. конф. 29.02.2016 г.: в 6 частях. Часть 4. С.51-52: табл. Библиогр.: с.52 (2 назв.). - ISSN 2412-8988. - DOI: 10.17117/cn.2016.02.04 |
|