Навигация
«IX Макушинские чтения» | ОГЛАВЛЕНИЕ СБОРНИКА  
 
IX Макушинские чтения
Сергей Константинович КАНН,
с.н.с. ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
 
ЗАВЕТЫ П.И.МАКУШИНА В ЭЛЕКТРОННУЮ ЭПОХУ

Петра Ивановича Макушина (1844-1926) называли «ревнителем света» (Г.Я.Крекнин), «особым человеком» (А.В.Адрианов) и «другом просвещения» (К.С.Ваганов). Все, кто писал о нем, отмечали его выдающиеся заслуги в борьбе с мраком невежества, беспросветной нищетой и социальным отчаянием. Заботами П.И.Макушина возникали книжные магазины и публичные библиотеки, устраивались чтения и воскресные школы, общества попечения о начальном образовании и курсы рукоделия. Выйдя из самой гущи народной жизни, он уже в юности поставил целью помогать своему народу в отстаивании попираемых прав и человеческого достоинства [1]. П.И.Макушин глубоко верил в то, что воспитание и образование способны одолеть духовное рабство и бедность, внушить правящим классам идеи гуманности, справедливости и долга. «Знание ведет за собой самосознание и сознание своих прав, — писал он, - желание и умение постоять за эти права» [2].

Как-то так получилось, что очень скоро эти нравственные ценности стали забываться, как будто их и не было. Общество вернулось во времена Лао-цзы (VI в. до н.э.), который советовал императорам заботиться о сытости желудков и пустоте мозгов своих подданных. В современной России универсальным инструментом опустошения умов и сердец стало телевидение - пугающее, развлекающее и развращающее. День за днем оно культивирует ложь и жестокость, корысть и цинизм, низводя жизнь людей на уровень простых рефлексов. Делается это не «по простоте душевной» или «из-за денег», а в полном соответствии с моралью и тайным умыслом китайских императоров. Телевизионные шаманы, по-видимому, считают, что программмируемое отчуждение людей друг от друга может упростить жизнь правителей, но они сильно ошибаются, потому что примитивные советы из Поднебесной совсем не учитывают ни ментальности русского народа, ни его глубокой общинности, обусловленной историей и географией России.

Обезопасить наше общество способно лишь длительное просвещение и окультуривание народа, о чем хорошо знали уже в XIX в. «За отсутствием настоящего простора света и знания, - писал Н.М.Ядринцев, - у русских людей являются или самобытные нелепые теории, или теории патологические, которые направляют политические движения в ложную сторону. Школа, будничная культурная работа отвергаются, потому что нет им настоящего применения» [3].

Собственно, о том же постоянно думал и Петр Иванович Макушин. И не просто думал, а действовал: от теоретического изучения основ христианства - к практическому служению, от проповедей - к реальным, конкретным делам по распространению культуры. На наш взгляд, в этом и состоял его первый завет потомкам - в уверенности, что настойчивая просветительская деятельность всегда принесет свои весомые плоды. П.И.Макушину было бы мучительно тяжело узнать, что в наше время более половины россиян книг не покупают, а более трети не только не читают, но и дома книг не имеют [4].

Книгораспространение помогало П.И.Макушину бороться с невежеством и верой в нечистую силу, рассылавшую «по ветру» моровые болезни. Несмотря на то, что в деревнях интересовались только сонниками да оракулами, П.И.Макушин несколько лет продолжал работать себе в убыток и, возделывая ниву просвещения, возил книги по арифметике и агрономии, медицине и ремеслам. Сколько восхищения вызвали бы у него современные возможности Интернета, но Петр Иванович удивился бы еще больше, если бы обнаружил, что на запрос «астрология» Яндекс выдает 17 млн ответов, а на «ветеринарию» - только 10 млн. Похоже, что наследникам П.И.Макушина есть еще над чем работать, а его заветы до сих пор не потеряли своей актуальности.

Шоком для известного книгоиздателя могло бы стать и другое открытие. Оказывается, гигантские технические возможности могут направляться не на просвещение, а на «затемнение» народа, на тиражирование лжи и растворение «великого-могучего» языка в абсолютном сквернословии. Трудно представить добропорядочную деятельность П.И.Макушина в окружении сонма «троллей», создавших в Интернете целую субкультуру провокаций и мистификаций [5]. Считать эти существа-маски проводниками добра и разума может только очень циничное или извращенное сознание. Исходя из того, что эти «нехристи» страшно не любят холод, голод и свет, опытные пользователи Сети советуют при встрече с троллями «не кормить» их, но открытая безнаказанность лишь потворствует целенаправленному разрушению и умиранию культуры.

Возвращаясь к заветам П.И.Макушина, подчеркнем, что главным в многолетней подвижнической деятельности просветителя было именно нравственное начало, «нравственное мироощущение». С приходом эпохи www, «айпадов» и электронных книг это ощущается особенно остро. В условиях России стремительное развитие новых технологий постоянно наводит на мысль о трудностях подросткового возраста, когда физическое возмужание далеко опережает уровень социальной и нравственной зрелости.

Да, конечно, сложившуюся ситуацию с уровнем нашей нравственности легко объяснить с исторической точки зрения. Между веком П.И.Макушина и эрой Интернета пролегла полоса войн и революций, голодовок, сталинских репрессий и разрушения церквей. На этой исторической полосе обнулилась ценность отдельного человека. «Творенье божье» превратилось в крохотную шестеренку государственного механизма. Провальная «перестройка» снесла все преграды на пути сомнительных ценностей рынка, и они хлынули к нам вперемешку с грехами глобализации. Все это очевидно. Однако попытка найти выход гораздо важнее любых объяснений. Приходится признать, что серьезные вызовы эпохи так и остались без ответа. На моральном пепелище новейшей истории уже тлеют понятия чести и совести, бескорыстия и благородства, сочувствия и доверия между людьми.

Стоит напомнить, что одного развития науки и технологий недостаточно для живучести социальных систем. Развитые цивилизации гибли не от нехватки знаний или умений, а от «повреждения нравов», от ожесточения и оголтелого индивидуализма, от неумения жить сообща или отсутствия мотивации к совместному труду. Развитие новейших компьютерных и других технологий само по себе не является ни вредом, ни благом, но от того, каким человеческим содержанием они будут наполнены, зависит судьба России. Когда разжигание низменных чувств становится государственной политикой, вряд ли можно ожидать движения вперед. Уж сколько раз твердили о необходимости изменить вектор телевизионного вещания, избрать другие ориентиры, проповедовать другие ценности, но «телевизионный воз» и поныне там.

Уникальный характер нашего отечества указывает на то, что именно государство должно стать инициатором и закрепить ценности гуманизма и коллективизма посредством новой социальной и культурной политики. Этот импульс поддержат и общественные структуры, и бизнес, воспринимающий прекрасные образцы деятельности П.И.Макушина. Правовыми средствами можно создать простор для меценатства, не рассчитывая на одну лишь силу и страх бизнеса перед экспроприациями. От развития науки, образования, музеев и клубов, музыкального и киноискусства, спортивных учреждений, библиотек и других достижений цивилизации потенциал общества только выиграет.

Уже сегодня, в условиях потери библиотеками не только монопольного, но и лидирующего положения в предоставлении информации, их будущее напрямую связывают с усилением социальных и просветительно-воспитательных функций [6]. Практика зарубежного библиотековедения в США, Англии и других странах выдвигает несколько сценариев дальнейшего развития библиотек. Их рассматривают в качестве значимого фактора социальной политики и «инструмента восстановления социальной справедливости». Говорят о предоставлении информационной поддержки «непродвинутым» и незащищенным слоям населения и преодолении «цифрового неравенства», то есть разрыва между теми, кто уже овладел компьютерными технологиями и теми, кому это недоступно. Вместе с тем, будущее библиотек видят и в создании «экологических ниш» для простого человеческого, «нефорсированного» общения.

Все эти тенденции, на наш взгляд, лежат в русле идей, завещанных нам выдающимся просветителем Петром Ивановичем Макушиным, ни на минуту не сомневавшимся в том, что в человеке следует развивать человеческое.


Примечания

[1] Сталева, Т.В. Сибирский просветитель Петр Макушин. 3-е изд. М.: Рус. двор, 2001. С.21, 23.
[2]Там же. С.35, 39.
[3]Ядринцев, H.М. Иллюзия величия и ничтожество. Россию пятят назад. 2-е изд. Geneve: М.Elpidine Libraire Editeur, 1897. С.25.
[4]Чудинова, В. Информационный потенциал личности: чем он обусловлен // Library.Ru. URL: http:// www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=284 (дата обращения: 15.12.2011).
[5]Троллинг // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Троллинг (дата обращения: 15.12.2011).
[6]Равинский, Д.К. Библиотека и вызовы XXI века: дискуссии в зарубежном библиотековедении. СПб.: РНБ, 2010. С.130-131.
 

Опубликовано в сборнике:Девятые Макушинские чтения: Материалы науч. конф., 15-16 мая 2012 г., г. Барнаул / Гос. публ. науч.-техн. б-ка СО РАН, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова; Редкол.: Е.Н.Савенко (отв. ред.) и др. - Новосибирск, 2012. - С.5-8. - Библиогр. ссылки в кон. ст.
 
Оглавление сборника материалов IX Макушинских чтенийПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Apr 13 17:29:42 2016. Размер: 13,967 bytes.
Посещение N 1234 с 18.05.2012