Вести с полей библиотечной веб-аналитики носят позитивный характер. Исследование сайтов 28 научных библиотек Сибири и Дальнего Востока с помощью инструментов SimilarWeb показало не только поступательный характер развития библиотечного интернета за Уралом, но и постепенное сближение ключевых метрик региональных ресурсов. Если еще недавно разброс показателей доступа, посещаемости и веб-интеграции сайтов, прежде всего в отношении периферийных библиотек, казался критическим, то сейчас появились условия для обсуждения конкретных мер по улучшению контента, совершенствованию навигации и продвижению сайтов в глобальной сети. При проведении исследования использовалась платформа SimilarWeb Ltd. [similarweb.com], о которой нужно сказать несколько слов. Компания основана в Лондоне в 2009 г. и предоставляет услуги в области веб-аналитики и глубокого анализа данных [1]. Источником информации о поведенческих моделях пользователей сайтов и мобильных приложений служит крупнейшая в интернете собственная панель мониторинга, а также робот, индексирующий более 2,5 млрд страниц в месяц (на начало 2015 г.). Кроме них привлекаются данные партнеров – провайдеров интернета (ISP data) и непосредственные измерения (learning set). Технологии компании позволяют не только получать максимум бизнес и веб-данных, но и доверять полученной информации [2]. С помощью инструментов SimilarWeb можно собирать и анализировать важнейшие показатели посещаемости, ежемесячный объем трафика, среднее время присутствия пользователей на сайте, глубину просмотра страниц, доступ по странам. Источники трафика структурированы в разрезе прямого, ссылочного (рефереры) и поискового трафика, заходов из социальных сетей, почтовых рассылок и баннерных сетей. SimilarWeb позволяет находить сайты-доноры (top reffering sites) и сайты отсылок (top destination sites), связанные, преимущественно, со входной страницей анализируемых ресурсов. Показатели сайтов сибирских и дальневосточных библиотек собирались по общей схеме, предусматривающей объединение трех блоков веб-статистики: «размер сайта – посещаемость – веб-интеграция». Наиболее сложную проблему представляло получение данных об актуальных размерах сайтов – как правило, эти цифры очень нестабильны. В нашем случае использовалось сопоставление данных, полученных из систем SEO-анализа xtool.ru и raskruty.ru. Остальные веб-метрики генерировались на платформе SimilarWeb (см. Таблицу № 1). Востока по данным SimilarWeb на 30.04.2016 г.
Представленные цифры демонстрируют не только сопоставимость веб-метрик, но и индивидуальные особенности развития сайтов. Так, например, по времени пребывания на сайте лидируют областные библиотеки Омска (7:21), Новосибирска (7:00) и Национальная библиотека Салехарда (6:09). Они же отличаются и наибольшей глубиной просмотра страниц (8,19 ; 8,81 и 7,83), и самыми низкими показателями отказов – в пределах от 34,47 до 51,38%. Наиболее «скоротечные» приходы пользователей и высокий уровень отказов фиксируются на сайтах Биробиджана, Анадыря и Кызыла. Оставляя в стороне вопрос о правомерности оценки библиотечного сайта на основе критерия отказов (то есть визитов, ограниченных одним доступом), следует сделать вывод, что необходимо продолжать работу над совершенствованием внутренней навигации сайтов и заинтересованным вовлечением пользователей в ресурсы. Так, например, показатели времени пребывания и глубины просмотра страниц можно увеличить, применяя специализированные бары со ссылками на тематически близкие ресурсы – в придачу к тем, что уже вызвали интерес у посетителя сайта. Именно в этом направлении работают библиотеки, добившиеся существенного снижения показателя отказов. по данным SimilarWeb на 30.04.2016 г.
Особое значение имеет вопрос об источниках трафика, то есть о путях, по которым пользователи приходят на сайты библиотек. Ряд сайтов (Магадана, Анадыря, Нижневартовска, Ханты-Мансийска) опираются исключительно на органический поиск – переходы пользователей из поисковой выдачи Яндекса, Гугла и других поисковых машин. Данный вид поиска по ключевым словам не зависит от покупки-продажи поисковых результатов и максимально релевантен запросам пользователей. Его доля в трафике названных сайтов достигает 86-97%. Вместе с тем, для областных библиотек Омска и Новосибирска значение поискового трафика намного ниже и ограничивается долей в 55-60%. У библиотек Кызыла и Салехарда оно и того меньше, составляя от 10 до 30%. Одновременно Национальная библиотека ЯНАО имеет значительный трафик с внешних ссылок сайтов-доноров, достигающий 61,12%. Акцентируем внимание и на постоянно возрастающем значении трафика из социальных сетей. Как правило, он тесно связан с мобильным интернетом. На библиотечных сайтах Анадыря, Новосибирска (НГОНБ), Барнаула, Омска, Абакана, Томска и Салехарда на долю соцсетей приходится от 2 до 5,31% всех визитов. Структура доступов из отдельных соцсетей отражена в Таблице № 2.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||||
| |||||