Навигация
VI Макушинские чтения 2003 | ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ | ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ  
21-05-2003С.К.Канн (Новосибирск)
 
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ
В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБА
В ФОНДАХ ГПНТБ СО РАН

Во время сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали (1892-1905) правительство организовало масштабные работы по изучению природы Сибири и Дальнего Востока. Была проведена топографическая съемка местности, определены геологические условия строительства, разведаны месторождения полезных ископаемых (угля, золота). В качестве подъездных путей к магистрали описаны реки, озеро Байкал и морской путь к устьям Оби и Енисея. Программа вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги обеспечила рост производительных сил на востоке России.

План мероприятий разрабатывали министерства и ведомства - снаряжали экспедиции, обрабатывали и публиковали результаты работ. Для преодоления ведомственной разобщенности 10 декабря 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги во главе с наследником престола (с 1894 - царем) Николаем Романовым. Комитет получил серьезные законодательные полномочия и курировал исследования по программе вспомогательных предприятий.

За 10 лет работы экспедиций было собрано неимоверное количество научного материала. В силу разных причин (война, революция) значительная часть осталась лежать в архивах в виде справок, записок, отчетов и разного рода неопубликованных документов. Но и небольшая доля того, что увидело свет, поражает глубиной и основательностью.

ГПНТБ СО РАН повезло, и эта страница истории науки здесь представлена достаточно полно. Как известно, в первые десятилетия советской власти крупнейшая библиотека Сибири формировалась в Москве из нескольких ведомственных книжных собраний, призванных обслуживать интересы народного хозяйства. Библиотека входила в структуру ВСНХ, а затем наркомата промышленности. После передачи Сибирскому отделению Академии наук в конце 1950-х гг. в Новосибирск был доставлен богатый фонд, отражающий изучение и освоение новых территорий, открытие полезных ископаемых и т.д.

Деятельность Комитета Сибирской железной дороги распространялась на различные отрасли знаний - геологию, геодезию, гидрографию, гидрологию, почвоведение и агрономию, мерзлотоведение, метеорологию и даже ихтиологию. Результаты этих исследований сохраняют свою актуальность до сих пор.

Отчеты геологических партий Горного департамента Министерства госимуществ были опубликованы в продолжающемся издании "Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги". В ГПНТБ СО РАН хранится полный комплект из 32 выпусков (СПб., 1896-1914). Утверждения о выходе 33 выпусков ошибочны - 22-й выпуск появился в 2-х книжках. Тома одеты в ярко-синие переплеты с индивидуальным тиснением. Было издано 17 отчетов-монографий и 16 сборников (55 статей). Общее количество текста составило 5991 страницу. Прекрасные иллюстрации были размещены на 121 вкладке. Сюда вошли 57 карт (3/4 - цветные) и 58 планов и чертежей, изданных в Петербурге картографическими заведениями А.Ильина, Д.Руднева, хромолитографией П.П.Сойкина и литографией А.Э.Мюнстера, а также 30 таблиц, 159 рисунков и 149 фототипий (от П.П.Павлова и А.И.Вильборга).

На окончательную обработку материала и печатание отчетов Комитет Сибирской железной дороги ассигновал 4 тыс. руб. [РГИА, ф.560, оп.27, д.63, л.16об.]. Всем тиражом распоряжалось правительство. Когда Западно-Сибирский отдел ИРГО пожелал иметь геологические карты степных областей Западной Сибири для включения в экспозицию отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г., директор Геолкома А.П.Карпинский вынужденно пояснил, что карты приложены к изданию "Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги" и представляют собственность Горного департамента [ГАОО, ф.86, оп.1, д.83, л.59-59об.]. Сибирские музеи и библиотеки обращались за разрешением к директору Геолкома. Так, 29 октября 1898 г. А.П.Карпинский писал консерватору Тобольского губернского музея, что будет просить о высылке "Геологических исследований..." в адрес Тобольского музея [ТФ ГАТО, ф.147, оп.2, д.1, л.150-151].

Поразительную страницу в историю сооружения Транссиба вписали моряки гидрографической экспедиции Байкальского озера, руководимые полковником Ф.К.Дриженко. За 6 лет работы (1897-1902 гг.) они выполнили огромный объем исследований, сняли 3900 верст побережья, прошли шлюпочным промером (на веслах) 8200 верст, измерили 275 тыс. глубин [Материалы Комитета Сибирской ж.д. / Экз. РГБ, 1903, т.25, л.824]. На обработку собранных сведений, издание карт и атласов Байкала было ассигновано более 18 тыс. руб.

Трудоемкость подготовки превысила все ожидания. Только в 1908 г. Главное гидрографическое управление смогло издать (в типографии Товарищества Р.Голике и А.Вильборг) "Лоцию и физико-географический очерк оз. Байкал". Экземпляр этой ценной книги хранится в депозитарии ГПНТБ СО РАН, куда он поступил из библиотеки Вологодского пединститута.

"Лоция" прекрасно оформлена, снабжена картами, чертежами, фотографиями (на 74 вкл. листах). Кроме навигационного описания она содержит статьи о природных условиях Прибайкалья и богатый материал по топонимике. Кропотливейший труд по подготовке текста оплачивался участникам экспедиции всего по 45 руб. за лист (при объеме книги примерно в 20 печ. л.). Тираж составил 700 экз. Из них 100 экз. печаталось на лучшей бумаге для рассылки высокопоставленным лицам и приложения к всеподданнейшим докладам. По смете все издание с переплетом и иллюстрациями обошлось в 1200 руб. [РГИА, ф.560, оп.27, д.63, л.298об.-299].

Значительное внимание правительство уделило гидротехническим исследованиям придорожной полосы. В степных районах Западной Сибири переселенцы страдали как от недостатка воды, так и от заболоченности. Экспедиции, образованной в 1895 г. под руководством начальника Отдела земельных улучшений генерал-лейтенанта И.И.Жилинского, было поручено провести обводнение и осушительные работы для увеличения колонизационной площади и оздоровления заселяемых участков. До 1903 г. в этот проект было вложено более 2,2 млн. руб. На эти средства построено 1200 колодцев, проведено 1,5 тыс. верст каналов, проложены дороги и мосты, оборудованы гати к озерам. Переселенцы получили 470 тыс. дес. удобной земли.

По итогам деятельности гидротехнических партий в 1907 г. был издан составленный И.И.Жилинским капитальный труд "Очерк гидротехнических работ в районе Сибирской железной дороги по обводнению переселенческих участков в Ишимской степи и осушению болот в Барабе. 1895-1904". 850-страничный том хранится в ГПНТБ СО РАН в нескольких экземплярах. Как и другие издания, подготовленные под эгидой Комитета Сибирской железной дороги, книга содержит разнообразный фактический материал по орографии, гидрографии, гидрогеологии, геоботанике, метеорологии, сопровождается массой таблиц и фотографий. Благодаря этому источнику наглядно видно, в каких исторических условиях обживалась современная Сибирь.

Восторженную оценку получила экспозиция Комитета Сибирской железной дороги на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Для выставки было подготовлено 14 печатных изданий: 9 - на фр. языке, 4 - на русском и брошюра о Сибирской железной дороге на 4-х языках. В ГПНТБ СО РАН хранятся различные выставочные издания: "Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом", "Окраины России: Сибирь, Туркестан, Кавказ и полярная часть Европейской России" и некоторые другие. Все они, в той или иной форме, сообщают сведения, привезенные из экспедиций.

На выставке демонстрировалась большая печатная карта азиатской России и смежных владений, составленная по новейшим данным военным геодезистом генерал-лейтенантом Э.А.Коверским. Кроме того, была подготовлена и издана по распоряжению Главштаба объяснительная записка к карте на французском языке (Koverski E. Notice sur la carte de la Russie d'Asie et des pays limitrophes). На 250 страницах книги изложена история изучения окраин России отечественными и зарубежными путешественниками, приведен очерк работ Комитета Сибирской железной дороги по сооружению магистрали и исследованию Сибири.

В ГПНТБ СО РАН сохранился абсолютно нетронутый экземпляр записки в светло-коричневом переплете с золотым тиснением. Книга имеет дарственную надпись тушью: "Многоуважаемому Феодору Кириловичу Дриженко на добрую память от автора 20/IV 900", а также экслибрис иркутского краеведа М.А.Сергеева, в собрании которого находилось издание до включения его в библиотечный фонд ГПНТБ СО РАН в 1968 г.

Таким образом, крупнейшая сибирская библиотека располагает богатейшей коллекцией, освещающей многогранную историю изучения и освоения Сибири и Дальнего Востока. Эти сокровища ждут своих исследователей.


Опубликовано в сборнике:Шестые Макушинские чтения: Тез. докл. науч. конф. 22-23 мая 2003 г., Новосибирск / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; Редкол.: Е.Н.Савенко (отв. ред.) и др. - Новосибирск, 2003. - С.163-166. - Библиогр. ссылки в тексте.
 
Программа VI Макушинских чтений / Тезисы докладовПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Apr 13 17:29:38 2016. Размер: 11,831 bytes.
Посещение N 6416 с 18.06.2003