Развитие новых информационных технологий (ИТ) принесло совершенно неожиданные результаты, очень похожие на библиотечный кризис. Показатели реальной статистики библиотек быстро сокращаются. Количество читателей за один лишь сезон 2007-2008 гг. обрушилось почти на 40% [1]. Число посещений и показатели книговыдачи угасают хотя и более медленно (примерно на 10% за сезон), но это свидетельствует только о все еще сохраняющемся доверии к библиотечным фондам у традиционных приверженцев библиотек. Надолго ли? С трудом верится, но библиотеки, веками выполнявшие роль главного хранителя знаний, стремительно теряют свою монополию и уступают самые принципиальные позиции вездесущей информационной сети WWW. Будущее библиотек, на наш взгляд, предполагает два основных сценария. Победа первого, заведомо пессимистического, обещает «книжным хранилищам» (bibliotheke) верную погибель, хотя, возможно, и не сразу, а по мере распространения «всемирной паутины» на все города и веси. По другому сценарию библиотекам предстоит быстро перестраиваться и совершенствовать базовые основания своей деятельности. К чему хотелось бы прийти, желая сохранить библиотеки? В первую очередь, к той реальной и всесильной публичности и коммунальности (publicus, communis), которые всегда оппонировали частному эгоизму отдельных лиц. Приоритетные права библиотек, полученные публично и таким же образом используемые, принципиальная возможность опираться на самые современные ИТ для оперативного предоставления полного спектра легальной информации, независимо от ее уникальности, могли бы заметно поднять статус и престиж библиотек по сравнению с индивидуальными «странниками сети». Отправляясь в библиотеку, будь она реальная или виртуальная, читатель должен быть уверен в гарантированном получении необходимой информации, а библиотекарь - в том, что сможет ее предоставить. Располагая доступом к максимально широкому объему традиционных и электронных данных, накопленных как у себя, так и внутри разного рода консорциумов (consortium), библиотечные сотрудники, не нарушая закона, могли бы предоставлять клиенту любую интересующую его информацию на экране или в распечатке. Разумеется, эффективная реализация подобной задачи нуждается в целом комплексе организационных, правовых, кадровых, технических и прочих факторов. Государство обязано создать условия для «правомерного доведения произведения до всеобщего сведения» [2], без чего всякое коллекционирование электронных текстов в библиотеках постоянно будет считаться преступлением, а библиотекари чувствовать себя связанными по рукам и ногам. Несмотря на то, что развитие названных условий происходит на наших глазах, следует признать, что происходит оно крайне медленно, следствием чего и является наметившийся кризис традиционного библиотечного обслуживания. Информационные функции научных библиотек могут быть усилены при переходе к специализированным библиотечно-информационным центрам, не только аккумулирующим, но и генерирующим различные информационные ресурсы - навигационные, справочные, библиографические, реферативные, аналитические и пр. На их основе обслуживающая функция библиотек смогла бы получить более полную реализацию, а сами библиотеки воспользовались бы дополнительными конкурентными преимуществами. Наконец, развитие новых ИТ создает среду, в которой коммуникативный потенциал библиотек, изначально восприимчивых к любым общественным инициативам, получит шанс проявиться в полной мере. Лишь бы только над ними не сильно довлела административно-бюрократическая «вертикаль».
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||||
| |||||