Весной 1891 г. цесаревич Николай завершал «обозрение иноземных стран Востока», когда получил высочайшее поручение публично объявить о начале «постройки сплошной через всю Сибирь железной дороги». Повелением своего отца наследник престола лично участвовал в закладке магистрали и вокзала во Владивостоке. Поручение Александра III облекалось в форму высочайшего Рескрипта, утвержденного 17(29) марта [1-3], а не Именного Указа правящему Сенату. Эта деталь подчеркивала решимость власти довести до конца затеянное нелегкое дело. Геополитические цели Транссибирской магистрали скрывались за словами о «мирном преуспеянии» сибирских областей, «обильных дарами природы». Эти формулировки готовил управлявший делами Комитета министров А.Н. Куломзин, сыгравший большую роль в дальнейших событиях. Вопреки расхожему мнению, страна узнала о царском повелении далеко не сразу, отнюдь не в марте 1891 г. Неизвестно, кто и как доставил рескрипт в руки цесаревича, но текст этого документа был «распубликован» Северным телеграфным агентством, как и оговаривалось, лишь «по вступлении наследника вновь на Русскую землю», то есть 12 мая, когда высочайшая процессия покинула борт фрегата «Память Азова» [4]. В это время в Петербурге интенсивно готовились законодательные, финансовые и технические решения по постройке Великого Сибирского пути. Скрытный характер подготовки, проведения изысканий и начала работ объяснялся желанием сохранить благоприятные внутренние и внешние условия для реализации проекта. Громкая реклама в условиях полной неопределенности планов могла серьезно повлиять на рынки капитала. По словам С.Ю. Витте, «некоторая опасность» крылась уже в самой возможности «недоброжелателей России» вести агитацию, используя неблагоприятное стечение обстоятельств для временного понижения стоимости российских фондов и курса рубля [5]. Кроме того, вся предыдущая история железнодорожного строительства в 1860-1880-е гг. указывала на риски излишней «публичности», имевшей следствием взлет спекуляции землей, удорожание рабочей силы, припасов и пр. Тем не менее, стремительное развитие событий и сложность задач, требовавших незамедлительных решений, насущная необходимость бороться с косностью местных чиновников вынудили правительство обратиться к силе «гласности» и поддержке печати. Были написаны тысячи книг и статей о постройке Великого Сибирского пути и мероприятиях Комитета Сибирской железной дороги (КСЖД), который координировал деятельность по изучению и освоению Сибири. За предельно сжатый срок резко повысился уровень знаний об окраинах страны, невежеству были нанесены ощутимые удары. Никто бы уже не решился предлагать полуфантастические идеи, возникавшие еще совсем недавно, - такие, как проведение Кругобайкальского участка дороги по насыпи, устроенной в самом Байкале [6], или по прибрежной полосе, оголенной с помощью прорытия второго русла Ангары и понижения уровня озера [7]. «По мере развертывания исследовательских и строительных работ, - резюмировал В.Ф. Борзунов, - магистраль постепенно была выведена за узкие стратегические рамки на простор экономической, колонизационной и социальной политики правительства. Это выразилось, в частности, в увеличении ассигнований на так называемые вспомогательные предприятия магистрали и усиление ее пропускной и провозной способности» [8]. Если до постройки железной дороги Сибирь испытывала острый дефицит рабочих рук, а число мужчин в рабочем возрасте колебалось в пределах от 25 до 60 человек на версту пути [9], то с открытием эксплуатации первых рельсовых участков за Урал хлынул поток переселенцев, готовых браться за любую работу. Переселенцы сознательно и добровольно шли на тяготы, ожидавшие их в пути к неведомому счастью. Летом 1896 г. А.Н. Куломзин лично отправился с осмотром в Сибирь и проехал 2200 верст водными и 5000 грунтовыми путями, посетив за три месяца 135 переселенческих поселков. В Челябинске он лицезрел тысячные толпы крестьян, живших в тесных березовых шалашах, матерей с детьми на руках, бесконечные очереди за получением горячей гороховой похлебки или щей. Фунт черного хлеба стоил копейку, белого - две, «дешевле пареной репы», - отметил статс-секретарь. Детям раздавали молоко, но не много, только два ведра в день. «Я на два рубля напоил и накормил массу детей, - писал Куломзин с дороги. - В Кургане им был суп от нашего Комитета [КСЖД. - С.К.], а дорогой мы их подкармливаем». С ужасом глядел сановник на дифтеритную больницу в Петухово, на скопище больных корью у станций великой магистрали. «Столько отчаянных слез, что душа переворачивается», - можно прочесть в черновике его воспоминаний [10]. Очень скоро он пришел к убеждению, что приехал вовремя и сможет сделать «много добра, изучив сам дело и двинув его на месте. Конечно, я ничем не распоряжаюсь, - писал Куломзин, - но мои просьбы действуют магически. Кроме того, и в будущем я о многом буду иметь другое мнение и на многое буду смотреть иначе». Постройка Транссиба на всем его протяжении была окончена после сдачи Амурского моста 5(18) октября 1916 г. Дорога изменила не только Сибирь, но и всю Россию - современники назвали ее «Позвоночным хребтом русского великана» [11]. Мы же отметим главное. Магистраль сблизила развитый центр страны и удаленные окраины, накрепко связала гигантские пространства, уничтожив сезонное «проклятие» осенних и весенних распутиц и паводков. Начали складываться условия для эффективного развития сибирских и дальневосточных регионов, подъема их социально-экономического уровня. Не менее важным представляется и мировое, геополитическое значение Транссиба. Рельсовый путь через всю Евразию более чем в два раза сократил расстояние от европейских столиц до побережья Тихого океана по сравнению с прежним кружным маршрутом, минуя моря и океаны (11 тыс. км по суше против 23 тыс. км по воде). По словам французского экономиста Леруа-Болье (Pierre Paul Leroy-Beaulieu), магистраль «сильно увеличила влияние Европы на Азию вообще», когда перенесла «центр политики и европейского властолюбия... от Леванта и Средиземного моря на Крайний Восток» [12]. Вглядываясь в события вековой давности, можно признать, что Транссиб оправдал все самые смелые ожидания, но сегодня нельзя не усматривать у него не только великого прошлого, но и великого будущего.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||||
| |||||