Контент. В 2019 г. объем сайта увеличился с 3720 мб до 3951 мб, то есть на 106% (см. Приложение 1). При этом общее количество файлов, а также html-страниц и документов в формате pdf возросло лишь на 2-3%. Если принять во внимание, что в предыдущие годы этот рост составлял примерно 5-7%, то можно констатировать снижение темпов подготовки новых ресурсов.
| | | Рис.1. Показатели статистики awstats за 2019 год | |
Отчасти это объясняется смещением акцентов деятельности библиотеки с создания электронных ресурсов на привлечение читателей и культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, за год создано около 735 новых html-документов и 40 файлов pdf. Основную часть новых ресурсов составляют разного рода библиографические списки и указатели, что подтверждает устойчивое развитие сайта прежде всего как источника библиографической информации. Стабильно развиваются такие «раскрученные» библиографические ресурсы сайта, как указатель «Новая Россия» (прирост 68 новых страниц, год назад было 43), коллекция оглавлений (за два года 2018-2019 создано 250 новых документов). Партнер библиотеки А.П.Зарубин подготовил новый 4-х страничный html-список «Снижение выбросов оксидов азота (отечественная библиография с 1970 г.)», а также обновил другие свои списки, добавив за год около 2,5 тыс. записей. В настоящее время ресурс Зарубина состоит из 247 страниц и 39100 записей. Развиваются ресурсы, посвященные сибирской науке и Сибирскому отделению РАН. В «Календарь памятных дат СО РАН» включены 82 новые страницы (учреждения, события, персоналии). В проекте «Научные школы ННЦ» в сентябре 2019 г. представлена новая биобиблиография, посвященная академику Э.П.Круглякову. Дополнен и обновлен ресурс, посвященный академику А.Н.Скринскому. В дайджесты «РАН. СО РАН. Сибирь» и «Российская наука и мир» включено около 25 новых документов. В целом, наращивание ресурсов и развитие навигации сайта в 2019 году можно признать удовлетворительным. Среди проблем развития и поддержки ресурсов отметим сохраняющуюся задачу оптимизации «веса» графических файлов, а также трудности поддержания актуальности информации.
Посещаемость. (Рис. 1). По данным внутренней статистической системы AWStats большинство показателей посещаемости сайта в 2019 году снизилось (Приложение 2), что, возможно, связано с уменьшением активности ботов. Вместе с тем, один из ключевых индикаторов эффективности (KPI) – количество уникальных посетителей – возросло почти на 20% (52585 посетителей в абсолютных числах), что можно расценивать как положительную тенденцию. Достигнутый показатель превзошел даже уровень 2017 г. на 15 тыс. пользователей. Другой важнейший индикатор – количество визитов (сессий), – хотя и меньше, но также вырос на 12%. По данным систем веб-аналитики Яндекс-Метрика и Google Analytics, все показатели значительно улучшились (Приложение 3). Ключевой параметр «сеансов» (сессий) вырос на 6% по данным Я-М и на целых 22% по данным GA. Сопоставление разных групп показателей свидетельствует об улучшении не только количественной, но и качественной стороны визитов. Хороший (низкий) уровень отказов фиксируется у главной страницы (51,3%), у веб-навигатора «SciGuide» (66,6%). С точки зрения динамики развития самым любопытным представляется увеличение расхождения по данным обеих систем, чего раньше никогда не случалось, а, наоборот, наблюдалось постепенное сближение показателей. Особенно сильно бросаются в глаза несопоставимо разные цифры уровня отказов – 25,6% у Яндекс-Метрики и 83,3% у Google Analytics. Этот феномен предполагается рассмотреть и исследовать в ближайшее время. Аналогичные расхождения наблюдаются и по другим показателям – «сессий», «новых посетителей», «просмотров», «глубины просмотра». Одновременно произошло сближение оценок Я-М и GA по показателю времени присутствия пользователей на сайте, составляющего около 2 минут. Сезонная динамика посещений остается прежней. Наиболее посещаемый месяц – апрель, в августе происходит спад визитов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Размер статических ресурсов сайта www.prometeus.nsc.ru (на конец года)
на дату | объем (байт = мегабайт) | общее количество файлов | файлов *.ssi | файлов *.pdf |
2014-12-30 | 2.529.422.187 = 2412 мб | 119037 | 28267 | 945 |
2015-12-30 | 3.055.249.310 = 2914 мб | 126181 | 31235 | 982 |
2016-12-30 | 3.367.344.213 = 3211 мб | 135781 | 33979 | 1044 |
2017-12-30 | 3.542.721.391 = 3379 мб | 141844 | 36263 | 1069 |
2018-12-30 | 3.900.469.259 = 3720 мб | 149196 | 38735 | 1139 |
2019-12-30 | 4.142.805.849 = 3951 мб | 152035 | 39469 | 1177 |
2016 к 2015 | 110% | 108% | 109% | 106% |
2017 к 2016 | 105% | 104,5% | 107% | 102,5% |
2018 к 2017 | 110% | 105% | 107% | 106,5% |
2019 к 2018 | 106% | 102% | 102% | 103,3% |
|
Приложение 2. KPI сайта за 2016-2019 гг. (отображаемый трафик – данные AWStats)
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2019 к 2018 |
уникальные посетители | 390377 | 310238 | 273034 | 325619 | 119% |
визиты | 618424 | 491413 | 464404 | 519202 | 112% |
визитов на посетителя | 1,58 | 1,58 | 1,7 | 1,59 | 94% |
страницы | 1921916 | 1426812 | 1673531 | 1536583 | 92% |
страниц на визит | 3,1 | 2,9 | 3,6 | 2,95 | 82% |
хиты | 6184337 | 4954291 | 5630072 | 5425739 | 96% |
хитов на визит | 10,0 | 10,08 | 12,12 | 10,45 | 86% |
перекачка [гигабайт] | 435,72 | 319,29 | 353,71 | 316,25 | 89% |
перекачка на визит [кб] | 738,78 | 681,31 | 798,64 | 414,44 | 52% |
|
Приложение 3. KPI сайта за 2018-2019 гг. по данным Яндекс-Метрики и Google Analytics
| Яндекс-Метрика | Google Analytics | Я-М к GA 2018 | Я-М к GA 2019 |
2018 | 2019 | 2018 | 2019 |
Визиты (сеансы) | 222110 | 234900 | 228928 | 279099 | 97% | 84% |
Новые посетители | 151761 | 177361 | 175296 | 221212 | 87% | 80% |
Просмотры | 392040 | 425707 | 410278 | 467337 | 96% | 91% |
Отказы | 38,9% | 25,6% | 80,80% | 83,31% | 48% | 31% |
Глубина просмотра | 1,89 | 1,81 | 1,79 | 1,67 | 106% | 108% |
Время на сайте | 1:54 | 1:50 | 1:27 | 1:54 | 131% | 96,5% |
|
Сергей Канн | 21.01.2020
|