Навигация
 
 
Горюшкин Л.М.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОМИССИИ НОВОСИБИРСКОГО ГОРСОВЕТА ПО ИСТОРИИ (1990) *

Основание города Новосибирска, за одно столетие превратившегося в крупнейший город с полуторамиллионным населением, прежде всего связано со строительством в конце XIX века Транссибирской железнодорожной магистрали, с сооружением первого моста через реку Обь в районе села Кривощеково. Строители Транссиба – рабочие и инженеры путей сообщения – основали город.

12 мая (30 апреля по старому стилю) 1893 года прибыли пароходом к устью речки Каменки первые мостостроители. Они приступили к строительству жилья, к подготовительным работам, обеспечившим начало строительства моста в 1894 году. 20 июля 1894 года состоялось торжество, посвященное закладке фундамента правобережного устоя моста.

12 мая 1993 года можно считать днем векового юбилея города...

Важнейшей предпосылкой к зарождению будущего города явился выбор в 1891 году изыскателями-железнодорожниками места мостового перехода Оби Транссибирской магистралью в районе села Кривощеково.

К 1891 году возможные варианты мостового перехода через Обь (Ташаринский, Дубровинский, Колыванский и Кривощековский) были известны по работам военных топографов. В качестве конкурентоспособных выделялись из них: Колыванский и Кривощековский.

Кривощековский вариант, несмотря на удлинение трассы железной дороги от кратчайшего направления (около 160 км), привлекал тем, что мост мог быть значительно короче, а каменистое дно реки создавало благоприятные возможности для установки мостовых опор.

Военные топографы показали на своих картах красным цветом, как наиболее предпочтительный, Кривощековский вариант, в отличие от Колыванского, показанного синим цветом. Таким образом, существенные преимущества Кривощековского варианта для компетентных лиц и организаций не были секретом. Но их проверку, оценку возможных и конкурентоспособных вариантов перехода Оби сделали изыскатели-железнодорожники в ходе изысканий Западно-Сибирской железной дороги в 1891 году. В этом же году для составления проекта моста были выполнены топографические работы и гидрологические обследования реки.

Прямое отношение к окончательному выбору места мостового перехода у села Кривощеково имели инженеры путей сообщения К.Я.Михайловский и В.И.Роецкий.

В начале 1891 года было принято правительственное решение о проведении изысканий Западно-Сибирской железной дороги (Западного участка Транссиба: от Челябинска до Ачинска). Начальником работ и председателем комиссии по изысканиям Запсиба был назначен видный транспортный строитель К.Я.Михайловский.

Представляя особую важность и трудность определения оптимального варианта мостового перехода Оби, К. Я.Михайловский наметил создание отдельной (Обской) изыскательской партии во главе с инженером путей сообщения В.И.Роецким. Финансовые затруднения вынудили К.Я.Михайловского сократить число изыскательских партий с семи до пяти. На правах самостоятельного изыскательского отряда, в том же составе и с теми же задачами, изыскательское подразделение В.И.Роецкого формально было включено в 5-ю изыскательскую партию, которой руководил инженер путей сообщения Н.Г.Михайловский (в послеоктябрьский период – Н.Г.Гарин-Михайловский).

19 июня 1891 года основной состав 5-й изыскательской партии во главе с Н.Г.Михайловским выбыл из Колывани на изыскания по линии Овчинниково – Колывань – Поломошная – Почитанская, по вариантам захода в Томск магистральной линией и ветви к ней от Томска. Вплоть до 22 августа того же года, когда Н.Г.Михайловский, завершив личное участие в изысканиях, в 8-ми верстах от Томска, выехал через Томск в Самару, он не имел личных контактов с В.И.Роецким и его отрядом. В.И.Роецкий отправился в район села Кривощеково, где до осени занимался изыскательскими работами на Кривощековском варианте мостового перехода и подходах к нему.

В конце августа 1891 года К.Я.Михайловский (вместе с видным мостостроителем Л.И.Березиным) ознакомился на месте с ходом работ в отряде В.И.Роецкого, с предоставленными ему В.И.Роецким материалами по исследованию возможных вариантов мостового перехода, с обоснованиями оптимальности Кривощековского варианта. Здесь же К.Я.Михайловским было принято решение о проведении магистральной линии через Кривощеково и отдано соответствующее распоряжение.

В декабре 1891 года К.Я.Михайловский представил в МПС Кривощековский вариант мостового перехода Оби в составе проекта Западно-Сибирской ж.д. как единственно возможный.

Отдельным рапортом (от 20.02.1892 г.) К.Я.Михайловский представил (для составления проекта моста через Обь у с.Кривощеково) материалы изысканий, полученные в результате деятельности самостоятельного изыскательского отряда, работавшего под руководством и при личном участии В.И.Роецкого.

К.Я.Михайловский передал подряд на строительство обского моста Л.И.Березину. Как начальник работ на строительстве Запсиба К.Я.Михайловский способствовал строительству моста, жилья для мостостроителей на территории будущего Новосибирска. К сдаче в эксплуатацию обского моста в рекордно короткий срок (в марте 1898 года), к развитию поселка транспортных строителей на территории будущего города он имеет также прямое отношение.

Косвенное отношение к выбору Кривощековского варианта имели Л.И.Березин, В.Ф.Николаи, Н.Г.Гарин-Михайловский. С.Ю.Витте и ряд других деятелей. Министр путей сообщения С.Ю.Витте лично отрицательно отреагировал на прошение колыванских купцов о проведении Транссиба через Колывань. Никаких других препятствий к реализации Кривощековского варианта не было.

Начальник 5-й изыскательской партии Западно-Сибирских изысканий Н.Г.Михайловский поддержал официально выбор К.Я.Михайловским Кривощековского варианта в своей пояснительной записке к проекту от 11 ноября 1891 года (ЦГИАЛ, ф.268, оп.3, д.334).

Своего авторства по Кривощековскому варианту Н.Г.Михайловский ни в одной из своих статей, книг и в официальных документах никогда не заявлял.

Н.Г.Михайловский находился на изысканиях железной дороги в Сибири около двух месяцев. Те 515 километров трассы, которые проложил в Сибири Н.Г.Михайловский, находятся, в основном, в пределах нынешней Томской области. К выбору Кривощековского варианта мостового перехода он имеет косвенное отношение, в 1891 году Н.Г.Михайловский не был в районе будущего города Новосибирска. Нет объективных данных для того, чтобы считать основателем города, тем более единоличным, Н.Г.Михайловского (как это утверждает писатель А.В.Никульков). Тем более нет оснований Н.Г.Михайловского считать земляком-новосибирцем, как это сделал в своей недавней книге тот же А.В.Никульков, т.к. Н.Г.Михайловский впервые оказался на территории нашего города лишь в 1898 году, проездом, в качестве пассажира.

Симпатии сибиряков к Н.Г.Михайловскому – выдающемуся русскому писателю и видному инженеру путей сообщения нисколько не ослабнут от того, что он займет в истории изысканий Западно-Сибирской железной дороги в районе Томска свое место.

 
Храм
 
Публикации
по истории
основания
Новосибирска

 * Комиссией Новосибирского горсовета руководил Леонид Михайлович Горюшкин.
 
Источник публикации:Из материалов комиссии горсовета по истории // Вечерний Новосибирск. - 1990. - 13 октября (N 237). - С.4. - (К 100-летию Новосибирска).
Научные школы ННЦ Л.М.Горюшкин | Литература о жизни и деятельностиПодготовил Сергей Канн  
 

[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Fri Mar 15 16:55:39 2013. Размер: 11,097 bytes.
Посещение N 1127 с 23.11.2012