Николай Николаевич Лузин (9.12.1883 - 28.02.1950)

Лузин Н.Н.

*указатель трудов

Лузин Н.Н.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛУЗИН*

Николай Николаевич Лузин - советский математик, академик АН СССР (1929); член-корреспондент (1927). Профессор Московского университета (1917). Иностранный член Польской АН (1928), почетный член математических обществ Польши, Индии, Бельгии, Франции, Италии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1945).

Н.Н.Лузин родился 9 декабря 1883 года в Иркутске. После окончания Томской гимназии в 1901 году поступил на физико-математический факультет Московского университета для подготовки к карьере инженера. Главным его учителем становится Дмитрий Федорович Егоров. По окончании курса в 1905 году оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1908 году Лузин сдал магистерские экзамены по математике и получил право преподавания в университете. Основные работы Н.Н.Лузина относятся к теории функций действительного переменного. Диссертация «Интеграл и тригонометрический ряд» (1915) содержит фундаментальные результаты, оказавшие определяющее влияние на дальнейшее развитие метрической теории функций. Н.Н.Лузин - один из создателей дескриптивной теории функций, где особенно важно открытие проективных множеств, относительно которых Лузин высказал мнение, что для них не может быть решен (в классическом смысле) ряд задач, в частности вопрос об их измеримости. В 70-е гг. ХХ века доказано методами математической логики, что предвидения Лузина в этом направлении подтверждаются. Н.Н.Лузин получил важные результаты о граничных свойствах аналитических функций и единственности их определения по краевым значениям. Ряд работ посвящен вопросам математического анализа, дифференциальным уравнениям и дифференциальной геометрии; в проблеме об изгибании поверхностей на главном основании он получил в некотором смысле окончательный результат. В теории функций действительного переменного работы Лузина и его учеников внесли фундаментальный вклад в развитие этого раздела математики.

В математике есть много именных результатов и понятий, связанных с именем Н.Н.Лузина: Пространство Лузина, Теорема Лузина (и не одна), теоремы отделимости Лузина, теорема Суслина-Лузина о существовании борелевского множества на плоскости с неборелевской проекцией, теорема Лузина о категории множества точек абсолютной сходимости тригонометрических рядов, теорема Данжуа-Лузина, теорема единственности Лузин-Привалова в теории функций комплексного переменного и многие другие.

Н.Н.Лузин - создатель московской математической школы. Среди его учеников - математики П.С.Александров, М.А.Лаврентьев, А.Н.Колмогоров, Л.Г.Шнирельман, П.С.Новиков, Л.В.Келдыш и другие. В базе данных «Математическая генеалогия» Н.Н.Лузин имеет более 4 000 научных потомков. Школа Н.Н.Лузина развивала самостоятельное мышление, способности по-новому ставить проблемы, разбивать их на новые задачи, искать обходные пути. Атмосфера творчества, мышления «здесь и сейчас», когда промежуточные ходы мысли не скрываются, а сам процесс мышления становится публичным и явленным для всех - такова была атмосфера «Лузитании» (так стала называться школа Лузина) в ее лучшие годы. Первыми участниками Лузитании стали П.С.Александров, М.Я.Суслин, Д.Е.Меньшов, А.Я.Хинчин; несколько позже появились В.Н.Вениаминов, П.С.Урысон, А.Н.Колмогоров, В.В.Немыцкий, Н.К.Бари, С.С.Ковнер, В.И.Гливенко, Л.А.Люстерник, Л.Г.Шнирельман. Через несколько лет (1923-1924 годы) прибавилось третье поколение - П.С.Новиков, Л.В.Келдыш, Е.А.Селивановский. Одним из последних к школе Лузина присоединился А.А.Ляпунов (1932 год). В это время Лузитании уже практически не было.

Внутри Лузитании серьезные конфликты начались в 1919 году. Смерть М.Я.Суслина от тифа произошла в период его ссоры с Н.Лузиным. Постепенно усиливались споры об авторстве результатов, опубликованных в совместных работах, о продвижении в Академию и др. После отставки и ареста Д.Егорова в Московской математической школе произошла «культурная революция». Молодые математики (П.С.Александров, Л.А.Люстерник, Л.Г.Шнирельман, А.О.Гельфонд, Л.С.Понтрягин и др.) с помощью Э.Я.Кольмана захватили власть в Московском математическом обществе. Они провозгласили программу реорганизации математики и «сближения с задачами социалистического строительства». Конфликт перерос академические границы, когда Кольман и антилузинская группа математиков стали использовать друг друга в борьбе за свои цели. После разгрома «егоровщины» Э.Я.Кольман публикует в 1931 году семь статей в сборнике «На борьбу за материалистическую диалектику в математике», направленных против «откровенного идеалиста и солипсиста» Лузина. Одновременно он пишет донос на Лузина, датированный 22 февраля 1931 года и ставший первым документом в папке «дела Лузина».

Публичная официальная политическая травля Н.Лузина была начата статьями в газете «Правда»: 2 июля 1936 года «Ответ академику Н.Лузину» и 3 июля 1936 года «О врагах в советской маске». По научным и партийным организациям страны прокатилась волна собраний с решениями в поддержку критики Лузина. Официальное заключение Комиссии АН СССР было опубликовано в «Правде» 6 августа 1936 года. Там же было опубликовано и «Постановление Президиума Академии наук об академике Н.Н.Лузине», где говорилось: «Президиум считает возможным ограничиться предупреждением Н.Н.Лузина…». Это постановление было отменено лишь в 2012 году, много лет спустя после смерти Лузина.

Клеймо «врага в советской маске» сильно осложнило последние четырнадцать лет жизни Н.Лузина. Он оказался без работы и без средств к существованию. Последнее место работы Н.Н.Лузина с 1939 года до последних дней жизни - это Институт автоматики и телемеханики АН СССР (ныне Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова).

Умер Н.Н.Лузин в Москве 28 февраля 1950 года.

Именем Николая Николаевича Лузина назван ударный кратер на Марсе - кратер Лузина. В память о Н.Н.Лузине названа малая планета (5096) Лузин, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Журавлевой 5 сентября 1983 года.

Н.Н.Лузин Николай Николаевич ЛузинПодготовила: Е.Бережная