Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - Земля ищет равновесия

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

ЗЕМЛЯ ИЩЕТ РАВНОВЕСИЯ

"Советская Россия", 24 апреля 1993 г.

Когда некоторые политики твердят о неизбежности осуществляемых (!) в нашей стране реформ, они, с моей точки зрения, в значительной мере вводят общество в заблуждение. Необходимость реформирования прежней системы очевидна, но вопрос о том, как ее реформировать - с какой целью и в рамках какой стратегии, - остается открытым. По существу, "перестройка" была начата и продолжается без ответов на эти два ключевых вопроса. Точнее говоря, "перестраивающие" знают, какую цель они преследуют, но, видимо, считают преждевременным и даже опасным открыто сказать об этом народу.

Большая часть населения ошеломленно взирает на стремительное, любой ценой формирование класса богатых собственников и не менее стремительный переход к рыночным отношениям периода "дикого" капитализма со всеми его "прелестями" - обнищанием масс, безудержным ростом власти денег, коррупции и преступности.

Можно ли осуществить преобразование страны, особенно такой большой и сложной, не согласовав с обществом конечную цель и не обсудив с ним стратегию ее достижения? Провозглашение достойной и обоснованной цели и формулирование понятной народу стратегии ее достижения - необходимые условия для активного включения общества в реализацию намеченного пути. Условия эти проигнорированы, и результаты осуществляемого реформирования налицо.

Мне уже доводилось выступать в прессе по затронутым вопросам, поэтому ограничусь самым главным. Существо проблемы кроется в соотношении государственного регулирования экономической жизни общества и ее саморегулирования с помощью рыночных механизмов. В системе, от которой мы ушли, саморегулирование было сведено практически до нуля. Наоборот, при "диком" капитализме начала века ставка делалась в основном на него. К какому "раю" это привело, мы знаем. Знают об этом и в капиталистическом мире. Поэтому со времен кризиса 30-х гг. роль государственного регулирования в жизни стран, относящихся к категории развитых, непрерывно наращивалась. Оно осуществляется через развитую систему законодательства, регламентирующего "свободу" рынка, через систему экономических механизмов (тарифные соглашения, налогообложение, кредитование и т.д.), формирование и поддержку целевых государственных программ, в том числе технологического характера.

Важно, однако, осознать, что достигнутый в развитых странах уровень государственного регулирования расценивается сегодня как явно недостаточный. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, провозгласила необходимость перехода нашей цивилизации на рельсы устойчивого развития, что требует дальнейшего усиления государственного и межгосударственного регулирования экономики и дальнейшей регламентации "свободы" рынка. Замечу, что эти выводы зафиксированы на уровне глав государств и правительств.

Что же получается? Формирующаяся тенденция развития цивилизации требует одного, мы же, вместо того чтобы должным образом скорректировать в соответствии с ней нашу остановившуюся в своем развитии систему и устранить многие извращения прошлого, делаем совсем другое - пытаемся использовать модель развития, уже осужденную человечеством. Вступая в XXI в., человечество поняло, что темпы исчерпания невозобновляемых ресурсов, разрушения природной среды и роста народонаселения достигли уровня, грозящего глобальной катастрофой, гибелью всего живого. Путь развития, который прошли развитые страны, неприемлем для остальной части человечества именно потому, что он грозит гибелью цивилизации.

Вот почему Генеральный секретарь Конференции ООН Морис Стронг, открывая ее, констатировал: "Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, в одинаковой мере угрожающим и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху".

Нужна новая модель развития, более регулируемая и более справедливая по сравнению с той, которую использовали страны, добившиеся высокого уровня благосостояния в значительной мере за счет ресурсов других стран. Если в начале пути для развитых капиталистических стран было характерно резкое различие уровня жизни внутри страны и взрыв грозил со стороны эксплуатируемой части своего же народа, то сегодня взрывом грозит резкое различие в уровне жизни развитых и развивающихся стран. В наше время каждый человек, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем представители стран третьего мира. На долю трех четвертей населения Земли приходится всего одна седьмая часть мирового дохода.

Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд, выступая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, подчеркнула: "История человечества достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не имеющих сегодня возможности удовлетворить свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны"... "Мы должны добиться большего равенства как в каждой стране, так и между ними".

Совершенно очевидно, что капиталистический мир движется по пути дальнейшего усиления государственного и межгосударственного регулирования. Но возведенная в абсолют система государственного регулирования, когда все и вся планируется и регулируется из единого центра, как показал наш опыт, неприемлема в условиях чрезвычайно усложнившихся производственных отношений, нарастающей конфликтности взаимосвязей общественного производства и природы, необходимости оперативного принятия решений на всех уровнях на основе огромного потока поступающей информации. Думать, что в таких условиях можно опереться только на систему государственного планирования и регулирования, - значит глубоко заблуждаться. Но не может быть эффективной и система, опирающаяся прежде всего на рыночное саморегулирование. Нужен разумный баланс двух вариантов регулирования.

Начиная с кризиса 30-х гг., капиталистическая часть мира, не без влияния темпов становления социалистической системы, стала наращивать государственное регулирование. Мы же обязаны были своевременно позаимствовать опыт включения в экономическую жизнь общества рыночных элементов саморегулирования. В этом случае обе конкурирующие системы двигались бы по сближающимся траекториям, что предполагала концепция конвергенции социализма и капитализма, встреченная в нашей стране в свое время весьма враждебно.

Целесообразность выбора именно такого эволюционного пути, резко отличающегося от реализуемого варианта разрушения существовавшей системы "до основанья" и отката назад к начальным этапам капитализма, предельно очевидна. Очевидна уже потому, что все страны признали, что, несмотря на различие стартовых экономических позиций, все должны двигаться в одном направлении - в направлении обеспечения устойчивого развития нашей цивилизации. В Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию руководители государств мира провозгласили: "Чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить роль и затем исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления", т. е. путь, которым пришли к своему нынешнему благосостоянию развитые страны, неприемлем для человечества в целом.

Каковы же контуры новой модели развития? Сошлюсь на только что вышедшую за рубежом книгу "Земля в равновесии", написанную вице-президентом США Альбертом Гором незадолго до его недавнего избрания на этот пост.

Прежде всего следует отметить, что А.Гор подчеркивает необходимость для общества в период его преобразования объединяющих идеологических взглядов или хотя бы приверженности определенному комплексу идей и ценностей. Без этого любые попытки реформирования экономического и социального уклада жизни обречены на провал.

Вспоминая восстановление и реконструкцию экономики стран Западной Европы после второй мировой войны в рамках стратегического плана Маршалла (а нам не грех вспомнить темпы восстановления в тот же период нашей экономики), А.Гор полагает, что сегодня миру необходима единая программа реконструкции, которую он условно называет "глобальный план Маршалла", программа перехода цивилизации на рельсы устойчивого развития. Вместе с тем он отмечает: "Многие факторы, препятствующие прогрессу, порождены индустриальным миром. Поэтому одним из крупнейших препятствий реализации глобального плана Маршалла является необходимость того, чтобы передовые экономики сами подвергались глубокому преобразованию"; "Богатым нациям потребуется самим пройти переходный период, который будет кое в чем более мучительным, чем у стран третьего мира, поскольку будет разрушена устоявшаяся модель жизни".

Действительно, в рамках концепции устойчивого развития каждой страны и мира в целом погоня за прибылью и безудержное потребительство не могут более рассматриваться как основные движущие силы прогресса. Не вызывает сомнения, что оппозиция таким изменениям в развитых странах будет достаточно сильной и не учитывать этого в нашей внешней политике нельзя.

Говоря о необходимости расширения не только государственного, но и межгосударственного регулирования (в последнем случае в рамках Организации Объединенных Наций или аналогичной структуры), А.Гор подчеркивает, что одновременно должно быть обеспечено уважение целостности каждого национального государства. Ни о какой надгосударственной власти, мировом правительстве при этом не может быть и речи. Глобальное регулирование должно осуществляться только через систему международных соглашений.

Касаясь вопроса о государственном регулировании, А.Гор пишет: "В последние годы эта проблема вызвала острую дискуссию о роли правительства в координации общегосударственного подхода к технологическому развитию, иногда называемого промышленной политикой. Противники скоординированного подхода - например, администрация Буша (напомню, что книга писалась накануне выборов Президента США. - В.К.) - полагают, что правительственная координация нарушила бы систему рыночных взаимоотношений и привела бы к принятию нерациональных решений о распределении усилий, капитала и ресурсов. Интересно, однако, заметить, что в другой области, затрагивающей наши национальные интересы, те же противники промышленной политики являются наиболее рьяными поборниками ведущей роли правительства - например, когда речь идет о Стратегической оборонной инициативе (СОИ) и других дорогостоящих программах создания новых военных технологий... Но ведь скоординированное государственное руководство осуществлялось и для стимулирования невоенных проектов, имеющих лишь косвенное значение для национальной безопасности. Такими проектами были ударная программа высадки в пределах десятилетнего периода человека на Луну и программа "Аполло", которая привела к серьезным достижениям в лидерстве США по широкому кругу технологии".

А.Гор полагает, что Соединенным Штатам наряду с развертыванием СОИ следовало бы выступить с предложением о формировании мировой программы СЭИ - Стратегической экологической инициативы, - которая была бы ориентирована на главные приоритеты, от которых зависит достижение устойчивого развития. Важнейшими среди этих приоритетов он считает стабилизацию численности населения Земли (каждые десять лет прирост населения планеты составляет величину, равную численности населения Китая); быстрое создание и освоение экологически и экономически приемлемых технологий в сельском и лесном хозяйстве, энергетике, в различных отраслях промышленности и строительстве; переход к новой экономике (эко-экономике), которая обеспечивала бы учет расходования всех видов ресурсов и экологических последствий их изъятия и переработки; заключение новой серии международных соглашений регулирующего характера, включающих специальные запреты, механизмы принуждения, совместное планирование, договора о совместном пользовании, стимулирование, штрафы и взаимные обязательства, необходимые для успешного осуществления общего плана; и наконец, выработку новой модели мышления, ориентированной на изменение отношения нашей цивилизации к природе и моральным нормам.

По каждому из этих приоритетов требуется четкое регулирование. А.Гор приводит довольно много примеров того, что государственное регулирование весьма серьезно затрагивает существующую в развитых странах систему рыночных отношений. Но не делать этого нельзя. Когда во главу угла ставится прибыль, остальное, в том числе глобальные проблемы человечества, отодвигается на второй план. "Ошеломляющая победа над коммунизмом во всеобъемлющей битве идей принесла с собой новые обязательства по изменению тех черт нашей экономической философии, которые, как мы знаем, ущербны, поскольку они узаконивают и даже поощряют разрушение окружающей среды", - пишет А.Гор, понимая, что осуществить такие изменения совсем не просто. Погоня за прибылью побуждает руководствоваться сиюминутными интересами, пренебрегая завтрашними проблемами, думать о личной выгоде за счет интересов общества и т.д.

Россиянам следовало бы также задуматься над следующими утверждениями вице-президента США: "Одной из наиболее серьезных и наименее осознанных проблем является вывоз капитала - процесс, при котором богатая элита развивающихся стран перекачивает большие суммы денег из национальной экономики своих стран на личные счета в банках Запада". Причем "количество вывозимого капитала возрастает и падает почти прямо пропорционально количеству иностранной помощи". Ограбление страны в интересах личной наживы идет при этом в основном за счет распродажи ресурсов в условиях искусственно создаваемого грабительского соотношения курсов "твердой" валюты развитых стран и неконвертируемых денег стран, попавших или попадающих в категорию должников.

Наивно было бы думать, что переход цивилизации на рельсы устойчивого развития будет простым и бесконфликтным. Нынешняя ситуация в мире свидетельствует об обратном.

А.Гор справедливо пишет о том, что одной из стратегических задач "должно быть быстрое создание и освоение экологически приемлемых технологий... способных обеспечить неуклонный экономический прогресс без сопутствующего вреда для окружающей среды. Такие новые технологии должны быстро передаваться всем странам... которые должны иметь возможность платить за эти технологии путем выполнения обязательств, возложенных на них как на участников глобального плана Маршалла". Нетрудно догадаться, какими будут эти обязательства в условиях преобладания системы рыночных отношений и естественного желания каждой страны как можно меньше поступиться своими интересами.

Рассматривая в качестве примера проблему межгосударственного распределения вод реки Иордан, А.Гор подчеркивает: "Конфликт вокруг этой небольшой реки становится ощутимым добавочным фактором в политических, социальных и религиозных трениях". Вряд ли богатые природные ресурсы и огромный экологический резерв России останутся в условиях их острой нехватки в мире вне поля зрения других стран, и прежде всего Соединенных Штатов. "Для Соединенных Штатов настало время принять на себя ведущую роль, поскольку никто другой не может или не желает этого делать", - пишет А.Гор, и этот мотив неоднократно повторяется в книге, с которой целесообразно познакомиться подробнее.

Так какой же путь в этом сложном мире с учетом формирующихся тенденций мирового развития выберет Россия? Как отметил А.Гор, "наилучший для государства способ принятия политического решения о будущем страны состоит в том, чтобы наделить всех граждан правом обладать всей политической информацией, касающейся их жизни". С этим нельзя не согласиться!

 СО РАН 
  
 
Земля ищет равновесия // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.226-229.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Модификация: Wed Feb 27 14:49:12 2019 (35,333 bytes)
Посещение 2422 с 14.04.2011