Новая парадигма развития России (2000) - Матросов В.М. Введение

Rambler's Top100
Парадигма
 
ВВЕДЕНИЕ
 

Суть новой парадигмы развития России (и всей мировой цивилизации) - переход к обществу высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития (человечества, природы и техносферы).

В данном коллективном труде ученых (в основном Российской академии наук) на рубеже тысячелетий сформулированы принципы, этика, критерии такого кардинально обновленного общества (и государства), нацеленные на реализацию новой парадигмы развития в XXI веке, что потребует изменения всей жизни человечества, его отношения к природе и эко-реструктуризации народного хозяйства.

Как писал академик В.И.Вернадский (1939 г.): «Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни - биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в НООСФЕРУ (сферу разума - ред.). Необходимо направить научную работу в эти области... Надо сознательно подходить к ней и происходящему сейчас стихийному процессу перехода биосферы в ноосферу.»

«НООСФЕРА - последнее из многих состояний эволюции биосферы - в геологической истории - состояние наших дней... мы входим в ноосферу.» (В.И.Вернадский, 1944 г., «Несколько слов о ноосфере»). НООСФЕРА рождается в бурях и грозе... Стало ясным и все больше проникает в сознание человечества, что перед ним сейчас имеется полная реальная возможность не допустить недоедания и голодания, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни, продолжить до максимума длительность человеческой жизни. Но борьба за это, открывающееся перед человечеством новое будущее, далеко не закончилась, и пройдет все же несколько, вероятно, немного поколений, пока оно неизбежно, как природный стихийный процесс, ярко выявится в ноосфере в действительности» (В.И.Вернадский, 1945 г.).

Происходит «созидание сферы разума человечества в результате кардинального изменения традиционного развития» (акад. А.Л.Яншин, 1994).

Конец истекающего тысячелетия ознаменовался, как известно, второй в истории земли (промышленной) революцией. Колоссальные движущие силы общества, которые складываются из индивидуальных действий всех его членов, пробудили распространение рыночной экономики и либеральной идеологии. Последняя утверждает, что ключем ко всему является индивидуальная свобода. Она развязывает дремлющую в людях энергию (иногда даже в ущерб интересам общества).

Рыночная экономика в понимании Адама Смита организует людей идеальным способом в этом смысле. Индивидуальная свобода максимальна. Результат всем известен и впечатляющ: рыночная сила преобразила мир за какие-то два три столетия.

Рыночный способ организации экономики привел к обществу потребления. Частное потребление лежит в основе. Если возникает новая потребность, за удовлетворение которой люди готовы платить, то рыночная экономика немедленно организует соответствующее производство. В результате идет настоящая гонка создания подчас искусственных потребностей.

Закономерность общества потребления: движущая сила направлена на погоню за богатством и за символами богатства. В современном типе общества потребления: покупается пакет продуктов и услуг, покупается уровень жизни в целом. Часто пакет навязывается. Для достижения более высокого общественного статуса необходимо покупать все больше материальных благ, играющих роль символов богатства (для жизни нужно пять комнат, а покупают пятьдесят, если есть деньги).

Нетрудно предвидеть, что общество потребления имеет свой естественный и скорый (чисто физический) предел: ведет, как к экологической катастрофе (съедая все больше естественных ресурсов), так и к социальной катастрофе - расслоению мира на бедных и богатых, бедные и богатые страны.

Обнаружились глобальные угрозы развитию, о чем ярко сказал Генеральный секретарь ООН У Тан еще в 1969 г.:

«Мне не хочется показаться чрезмерно драматизирующим ситуацию, но на основании той информации, которая доступна мне, как Генеральному секретарю, я могу лишь заключить, что у стран членов ООН, возможно, осталось десять лет, чтобы примирить издавна существующие между ними разногласия и положить начало глобальному партнерству, направленному на ограничения гонки вооружения, взрывного роста численности населения, улучшение среды обитания человека и поддержку усилий по обеспе-чинию развития. Если такое глобальное партнерство не будет осуществлено в ближайшие десять лет, то я сильно опасаюсь, что контроль над перечисленными проблемами будет за пределами наших возможностей.»

Последовавшие затем исследования, выполненные с использованием математического моделирования, дали количественные оценки глобального кризиса и пределов роста в XXI веке, а также времени для их предупреждения и предотвращения их негативных последствий.

Выявленные угрозы настолько серьезны, что предлагалось вводить существенные ограничения на рождаемость, выпуск промышленной продукции на душу населения, сокращение использования невозобновимых ресурсов и производства загрязнений на единицу выпускаемой продукции; говорится о катастрофических последствиях глобального кризиса к середине XXI века в случае запаздывания введения такого рода мер.

Форум глав государств и правительств и конференция ООН в Рио-де Жанейро в 1992 г., как известно, рекомендовали переход от прежней стратегии развития человечества к стратегии устойчивого развития. К сожалению, как констатировала Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1997 г., каких-либо существенных мер в этой области странами не было принято до сих пор. Так что названные угрозы усугубляются.

Глубинная движущая сила, идущая от самой природы человека, как части органического мира - это стремление к счастью, к комфортному состоянию, к удовлетворенности жизнью.

Следующий слой: стремление занимать достойное место в человеческой иерархии, стремление к власти, превосходству, известности, стремление получить одобрение окружающих, оставить след на земле, быть нужным.

Только третий слой: стремление к богатству, его символам, что наиболее концентрированно воплощается в том, что мы называем рыночной силой.

Свободная рыночная экономика будит движущую силу приоритетно в третьем слое. Так она будит в молодежи мощную движущую силу, которая направлена на завоевание богатства, а также места в жизни любым путем (в ущерб, может быть, природе, экономике, обществу, государству).

Устойчивое развитие может быть достигнуто при одном из сценариев.

1). Сохранится и будет доминировать общество потребления, а население земли будет устойчиво уменьшаться заметным темпом. Сценарий, очевидно, нереалистичен, ибо общество потребления при всей его безжалостности не может сделать человеконенавистничество своей доминирующей идеологией.

2). Возникнет новое общество, в котором чисто материальная компонента будет развиваться до согласованных пределов, а основной рост будет происходить в нематериальной, в первую очередь, интеллектуальной и духовной сферах. При этом население земли стабилизируется или даже может увеличиваться в разумных пределах. Сценарий должно выработать человечество в лице своих лучших умов. Ожидать, что общество либеральной индивидуальной свободы само собой придет к нему, не приходится.

Общество устойчивого развития имеет с наивысшим приоритетом критерии выживания и поддержанного (устойчивого) развития, последний выражается через критерии высокого качества жизни и высокой нравственности.

Закономерность общества качества жизни: движущая сила направлена на повышение качества жизни, нравственности, на поддержание позитивного развития, а не максимального потребительства (ярко выражается фразами «Жить здоровым или больным - большая разница», «Деньги есть, а счастья нет», «Знай меру»).

Пакет в обществе качества жизни не надо покупать за деньги. Расширенный пакет не покупается, а зарабатывается. В этом гарантия конкурентоспособности нового общества, его выживания, победы в историческом эволюционном процессе. Общество качества жизни должно обеспечивать высокое качество жизни с гораздо меньшими затратами, чем общество потребления (см. разд. 2.7).

Современные теории государства должны быть подвергнуты существенной ревизии. Переход от общества потребления к обществу высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития представляется неизбежным в исторической перспективе. Государственный сектор играет при этом ключевую роль. Движущая сила экономики постепенно преобразуется из чисто рыночной в конкурентное стремление к высокому качеству жизни и устойчивому развитию.

Основные цели и функции государства при этом включают:

  1. Государство признает, что групповые и общественные интересы столь же первичны, как и индивидуальные интересы его граждан.
  2. Государство считает наивысшими приоритеты критериев выживания, высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития.
  3. Коррекция индивидуальных предпочтений важная функция государства, и оно обязуется ее осуществлять в направлении нравственных заповедей общества устойчивого развития.
  4. Принципы нравственности, справедливости, ответственности, в частности, обеспечение ограничений уровня потребления некоторых жизненно важных благ - обязанность государства.
  5. Государство создает и совершенствует модель роста и вхождения в самостоятельную жизнь молодого человека. (Воспитание, образование, обеспечение качества жизни, работа).
  6. Государство - возбудитель новой движущей силы экономики и общества: создание конкурентной среды за достижение высокого качества жизни.
  7. Выработка стандартов и всемерная поддержка стремления к высокому качеству жизни обязанность государства.
  8. Экологический и нравственный императивы, ответственность за выживание и со-разви-тие природы и общества - максимально поддерживаются государством.

Самоорганизация и направляемое государством устойчивое развитие, обеспечивающее высокое качество жизни и нравственность - признаки совершенства общества.

Земля - это наш общий космический корабль. Его ноосфера должна быть самоорганизующейся системой. Она может включать самонастраивающуюся систему управления глобальными процессами в реальном времени с эталонной моделью, позволяющую предвидеть глобальные опасности, оценивать риск глобальной катастрофы и в реальном времени направлять процессы развития и взаимодействия природы, общества и техносферы (со-развития).

В связи с повышением риска глобальных катастроф, необходимы глобальное управление развитием, разработка и реализация при поддержке ООН и государств стратегии устойчивого развития, исходя из приоритета нравственно-духовных принципов (личности, общества и государства), ответственности за выживание и устойчивое развитие, высокое качество жизни и ограничения потребления.

Потребуется разработка чрезвычайно сложных, , тонких и глубоких программ в области воспитания, образования и культуры, ориентированных на этику высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития. В реализации такой этики в XXI веке можно опираться на среднесрочную стратегию, этическую миссию и интеллектуальную роль ЮНЕСКО.

«СРЕДНЕСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ЮНЕСКО НА 1996-2001 гг. сформировала общее видение, в планетарном масштабе, основных задач и приоритетов деятельности, подчеркнуты многие угрожающие миру проблемы:

    усиление нищеты почти во всех обществах с ее непременными спутниками - насилием, эмиграцией и отчуждением;
    продолжающееся ухудшение окружающей среды, которое создает порочный круг и последствия которого становятся неизмеримыми;
    стыд и разочарование от отсутствия у миллионов людей доступа к образованию;
    неспособность удовлетворить потребности и чаяния молодежи.

Определены решения, которые должны быть приняты, как на глобальном уровне, так и на уровне каждой страны: содействовать образованию, поставить науку на службу развития, укрепить этику научных знаний и технологий, возродить наследие, культуру, поставить новые информационные и коммуникационные технологии на службу всех. Необходимо предвидеть, действовать заблаговременно, памятуя о будущих поколениях.

Не следует впадать в порочный круг: займы-возмещение-задолженность, следует мобилизовать политическую волю правительств и парламентов, чтобы понемногу возрастала доля валового внутреннего продукта, направляемая на образование, пересмотр бюджетных приоритетов: высокий приоритет необходимо придать ликвидации нищеты, особенно крайней нищеты, в интересах мира и устойчивого развития для всех; акцент на важной роли женщин и молодежи, как полноправных участников процесса осуществления стратегий по укреплению мира и развития.

ЭТИЧЕСКАЯ МИССИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РОЛЬ ЮНЕСКО. Одной из важнейших задач ЮНЕСКО является установление нравственных ориентиров и выполнение роли «интеллектуального стража». Способность ЮНЕСКО добиваться надлежащего пересмотра и обновления подходов в областях, имеющих насущное значение для будущего обществ:...подготовить элементы... декларации и программы действий по культуре мира,... содействовать просвещению и воспитанию в духе прав человека. Всеобщая декларация прав человека была провозглашена 50 лет назад «с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества... стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

ЮНЕСКО выполняет миссию защиты прав, против посягательств на права членов интеллектуального сообщества: преподавателей, ученых, творческих работников, а также журналистов. Насилие на экране является лишь одним из аспектов многочисленных этических проблем, которые появляются в связи с возникновением информационного общества. «Новая область деятельности - содействие на международном уровне комплексному осмыслению этических, юридических, образовательных и культурных последствий развития новых информационных и коммуникационных технологий, определения приоритетов деятельности и выработки этических принципов...»(Ф. Майор. Программа и бюджет ЮНЕСКО на 1998-1999 гг. Вступительная статья).

Российский путь развития в XXI веке в переживаемый ныне кризисный момент интенсивно обсуждается.

Россия с ее тягой к духовности и менталитетом общинности может быть в числе лидеров в движении к обществу высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития.

Исходя из Всеобщей декларации прав человека и преамбулы к Конституции Российской Федерации, можно попытаться наметить принципы этики общества высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития России.

Высшая ценность - Человек, его жизнь, здоровье, счастье, достоинство, его развитие, как личности, права и свободы.

Граждане России - это наши соотечественники, наши родные, близкие, друзья; их нельзя убивать, попирать их достоинство и честь, грабить, обрекать на нищету. Дети - наше продолжение, носители лучшего, что есть в нас, их необходимо беречь. Здоровье наших детей - это здоровье общества в будущем.

Общество граждан России - это наш великий народ, русская нация, другие нации дорогие нам всем, это наша российская цивилизация, которой мы гордимся. Общество нельзя расчленять, принижать его славу и положение в мире. Нельзя предавать его национальные интересы и завоевания, забывать ратные подвиги и жертвы наших отцов, подвижничество наших матерей. Нельзя подрывать в нем гордость за свою Родину, веру в свои силы, в свой разум, дух и судьбу.

Земля - наша кормилица. Природа - дом Человека, самое совершенное, что нас окружает и требует заботы и защиты. Их нельзя уничтожать и отравлять.

Народное хозяйство - это достояние нас и наших детей, его нельзя разорять, грабить и разрушать.

Россия, наша Родина. Она состоит из общества, природы, народного хозяйства, государства, их материальных и духовных ценностей. Россию необходимо защищать, наследие приумножать; ее нельзя членить, грабить, творить в ней произвол, бесправие и нищету.

Россия, и все человечество имеют пределы своего роста, объясняющиеся ограниченностью ресурсов природы и законами совместного развития природы, общества и хозяйства. Они таковы, что, к сожалению, при естественном развитии может наступить глубочайший кризис (глобальная катастрофа) в XXI веке. Нельзя относиться к этой угрозе безответственно.

К сожалению, реальности не соответствуют этим этическим принципам (уже более 7 лет совсем).

После развала СССР в 1991 г. с началом монетаристских реформ в 1992 г. в России разразился глубокий системный кризис, затронувший все сферы ее жизни и развития, поставивший страну на грань выживания, как показывают оценки ЮНЕСКО и ВОЗ, нарушивший условия национальной безопасности и устойчивого развития. 40% национального достояния в руках преступных группировок; 60% банков контролируется криминальными структурами...

Произошли фундаментальные изменения в социальной структуре российского общества. Реализовавшийся процесс реформ собственности, приведший к разграблению государственного имущества кучкой «новых русских», создал неустойчивый и несбалансированный в коренных жизненных интересах социум.

Анализ показателей социальной безопасности, которые измеряются в первую очередь уровнем и качеством жизни населения, приводит к выводу о том, что налицо нарушение и национальной безопасности РФ.

Процесс реформирования политических отношений носит не менее противоречивый характер.

Начиная с 1992 г., Россия находится в области политической нестабильности. Все время лихорадит политическую систему страны. Диспропорция властных полномочий между исполнительной и законодательной властями затормозила развитие демократических процессов в стране. Большинство политических партий и движений перешло в оппозицию, в том числе значительная часть демократической элиты.

По анализу экономической характеристики страны с учетом наличия утечки капитала за границу и криминальных эффектов получены оценки снижения внутреннего валового продукта, который остается в легальной экономике, примерно в 2 раза. Это по многим отраслям. Например, по машиностроению получается, что сейчас мы с 30% того, что было до реформ.

Духовно-нравственные идеалы общества размыты, тенденция поляризации общества приняла наиболее угрожающие формы. По доминантным системам социально-культурных ценностей произошел раскол общества на духовно противостоящие части. В обществе накопился духовный и политический потенциал отказа от методов проводимых реформ и перехода к преобразованиям страны в большей степени на основе ее исторических традиций, интересов и национальной безопасности.

Катастрофичеким является состояние вооруженных сил и угроза потери обороноспособности страны.

Решается судьба России: или она распадется, или будет и дальше скатываться в бездну и превратится в колониальный придаток, или сумеет восстановить свою мощь и займет одно из ведущих мест в мире.

В РФ быстро обостряются конфликты между слоями общества, ведущие к социальной деградации большинства населения и накапливанию в нем потенциала гражданского взрыва (как показывают опросы общественного мнения). Невиданная коррупция. С помощью чиновничьего аппарата продается национальное достояние страны, происходит бешеное обогащение небольших групп людей и отдельных личностей...

Россия - практически беззащитна. За последние 4-5лет почти 80% потенциала ее безопасности ликвидированы. По 20 важнейшим показателям переступили последнюю черту...

Нельзя игнорировать существенность риска краха России, зримые черты которого уже просматриваются и пугают. При допущении дальнейшего стихийного развития, запаздывания или ошибок в реализации даже обоснованной стратегии эти угрозы могут реализоваться.

Экономические отношения России и мирового сообщества должны строиться на более справедливой основе.

Выявился факт геноцида народа России. Из книги «Геноцид. Россия и новый мировой порядок» (М., 1997) и выступления (см.*) д.э.н. С.Ю.Глазьева следует, что катастрофические результаты реформ с августа 1991 г. по август 1998 г. обусловлены сознательной политикой властвующей в стране олигархии (во главе с Президентом РФ), которая используя власть для личного обогащения, проводит политику геноцида в отношении собственного народа. Олигархия и поддерживающее ее коррумпированное чиновничество сделали допустимым уменьшение численности населения России за названные семь лет более чем на 4 млн. человек (больше, чем за годы гражданской войны).

В Государственной думе ФС РФ обосновано обвинение Президента РФ в геноциде народа России: в 1998 г. докладом Комитета по безопасности и обороне, а в 1999 г. решением Комиссии по импичменту Президента РФ. Вопрос выносится на заседание Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Геноцид наказуем согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1948 г., к которой наша страна присоединилась в 1954 г. Наказуемо и прямое публичное подстрекание к геноциду, которое в России осуществляется через телевидение и др. СМИ.

Новый мировой порядок через глобальную стратегию «золотого миллиарда» ведет к геноциду народа России. Голоса идеологов Запада (такие, как Бзежинский и Киссинжер) прямо пишут о том, что Западу нужна лишь территория России, ее богатейшие ресурсы и экологические резервы, без населения. Население избыточно в соседних странах Азии, и предлагается раздел России на зоны освоения со стороны Японии, Китая и др. стран.

Политика «Вашингтонского консенсуса» не предусматривает ответственности за геноцид народов подконтрольных государств, которые рассматриваются, как элементы окружающей среды, подлежащие экономическому освоению транснациональным капиталом. Она не имеет человеческого измерения.

Высоконравственный общинный менталитет научной и культурной когда-то супер-державы сейчас оттесняется атлантической массовой культурой, либеральной протестантской идеологией супер-эгоизма и личного обогащения.

Переход России к высокой нравственности, качеству жизни и устойчивому развитию - это прежде всего создание нового образа мышления, нового сознания в ее обществе. Только это вместе с социально-экономическими ориентаци-ями на высокое качество жизни и устойчивое развитие, включая экологическую безопасность, обеспечит переход России к новой цивилизации. Для Российской Федерации это был бы достойный выход из произошедшего процесса деградации и кризиса в лидирующую в мире группу стран. Альтернативы - либо стать сырьевым придатком западной цивилизации, либо претерпеть распад и крах.

Социалистическая идеология, ведущая в XX столетии, обратившая внимание на неравенство в капиталлистическом обществе прав и материальной обеспеченности трудящихся и собственников, выдвинула на передний план обеспечение социальной справедливости и жизненно необходимых условий для всех (пусть на уровне, близком к минимально допустимому), и привела к преобразованию Российской империи в великий и могучий Советский Союз, ставший супердержавой после победы в Великой отечественной войне и создания ракетно-ядерного щита (один из основателей ООН).

В практическом осуществлении в нашей стране она тем не менее допустила приоритет интересов руководства страны и государства перед личными интересами граждан, интересами общества. Это происходило за счет благосостояния людей и даже их жизней. Объясняют это не только болезненной подозрительностью «отца народов», но и необходимостью «очищения» в условиях угрозы надвигавшейся мировой войны. Но сильное государство, способное подавлять индивидуальные свободы вплоть до осуществления террора относительно своих инакомыслящих и неугодных граждан (если даже и вынужденно) - неприемлемо. Идеология социализма и Конституция СССР были наиболее прогрессивными в мире. Они позволили создать уникальный по своим качествам миролюбия, добра и справедливости многонациональный социум. Но практическое осуществление идеи социализма в России оказалось уязвимым, в частности, государство не было защищено от предательства его первых лиц, сверхгуманно по отношению к необузданно жаждущим богатства и власти.

Сейчас необходим переход к обществу нового типа путем кардинальных изменений государства, общественного строя и парадигмы развития России, начиная с формирования новых объединяющих и вдохновляющих общество национальных идей, нацеленных на создание общества высокого качества жизни и устойчивого развития, обеспечивающего выживание, предусматривающего новый социально-экономический уклад (отличный от того, что было у нас при социализме и того, что было и есть на западе при капитализме), и кончая их реализацией.

Такие идеи и подходы к необходимым изменениям и излагаются в этой монографии.

Должен осуществляться переход РФ к обществу высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития, осознавшему жесткость условий выживания, необходимость этого перехода и соблюдения норм этики и закона, понявшему трудность отыскания стратегий выживания и развития человечества и своей страны; к обществу, напряженно ищущему их и берущему на себя ответственность за реализацию этих стратегий развития. При этом должно быть согласие членов общества на усиление государственного регулирования рыночной экономики, на повышение ее управляемости и т.д.

Кардинальное обновление парадигмы развития России необходимо и является сутью стратегии перехода России к устойчивому развитию.

Россия на рубеже тысячелетий с ее богатейшими природными ресурсами и экологическими резервами, с тягой к духовности и менталитетом общинности, с ракетно-ядерным щитом и авторитетом в развивающемся мире, с фундаментальной наукой и высокими технологиями в машиностроении, с высокообразованным народом, и великой культурой, с лучшей в мире системой образования и склонностью к подвигу, с 70-летним опытом строительства социализма, осознания вреда и бед от экстремизма и терроризма руководства, с горьким опытом доверчивости митинговым демократам и захватившим власть олигархам, за семь лет расчленившим и разворовавшим великую страну, способна сбросить путы западного ига и олигархии, возникшей в стране, встать с колен и перейти к новой парадигме развития. Переход всей мировой цивилизации и России (в предположении их выживания) к новой парадигме развития может быть реализован в XXI веке. Более того Россия может стать лидером в процессе общецивилизационного движения к устойчивому развитию. Такова, как хотелось бы надеяться, миссия России в III тысячелетии. Сейчас, с назначением академика Е.М.Примакова председателем правительства РФ появился шанс сделать все это «по уму». Важно не упустить этот шанс.

Должна быть сформирована законодательная, нормативно-правовая база («Кодекс устойчивого развития»), позволяющая разрабатывать и реа-лизовывать стратегию устойчивого развития. После принятия государственной стратегии устойчивого развития РФ можно считать в качестве первоочередной задачи подготовку базового Федерального закона «О государстаенной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Слушания в Государственной думе ФС РФ по основам законодательства для устойчивого развития показали неординарность рассматриваемой проблемы, необходимость при законотворчестве необычно большой опоры на результаты фундаментальных междисциплинарных научных исследований.

Нужен научный потенциал, время и условия для новых фундаментальных исследований проблем перехода России к принципам общества высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития.

Данная энциклопедическая монография будет служить отправной точкой опоры для таких исследований и законотворчества во всех аспектах.

Академик В.М.Матросов
март 1999

*
 
Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. Сборник материалов Всероссийской конференции. М.: МГФ «Знание», 1998. С. 69-77.
 
 
 СО РАН 
  
 
Матросов В.М. Введение // Новая парадигма развития России: (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). - М.: Издательство «Academia»; Иркутск: РИЦ ГП «Облинформпечать», 2000. - С.XIV-XIX.
 
Назад ОГЛАВЛЕНИЕ Продолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск | Eng

  © 1997-2019 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Модификация: Wed Feb 27 14:49:08 2019 (58,063 bytes)
Посещение 2739 с 27.05.2011