|
НАУКА ЖИВЕТ ТАК, КАК ПОЗВОЛЯЕТ ЭКОНОМИКА.
И СОБСТВЕННАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Выступая на съезде народных депутатов, Президент России Борис Ельцин пообещал, что наука без помощи не останется.
Все это прекрасно, но вот вопрос: в каких объемах эта помощь будет оказана, тогда и кому?
По крайней мере, Сибирское отделение Российской Академии наук, которое еще в недавнем прошлом считалось вторым по значимости исследовательским центром страны, вправе рассчитывать на не самое последнее внимание.
Тем более, что сибирские ученые сталкивается не только с общими для всех проблемами, но и с теми трудностями, которые порождает специфика сибирского региона.
Об этом рассказывал на встрече с коллегами председатель СО РАН академик Валентин КОПТЮГ.
Важнейшая проблема сегодня - финансирование науки. Но когда общий бюджет формируется задним числом (т. е., например, бюджет за I квартал утверждается в конце марта), то по науке решать ничего нельзя. А именно так пока получается в России. Поэтому финансирование на апрель для СО РАН составило 1/3 от бюджета I квартала, который институты отделения свели с большим трудом. А что дальше? Цены выросли несмотря на то, что цены на энергоносители еще не отпущены. Предприятия промышленности не могут заплатить научным коллективам по хоздоговорам. Падение производства, которое нельзя остановить лишь мероприятиями в налоговой системе и эмиссией денег, очень тяжело влияет на науку. Дело даже не в том, что практически нет прямых вложений в нее - общий экономический кризис подрывает основы развития стратегических отраслей промышленности, а следствием этого будет исчезновение понятия «российская наука».
Очень важен и региональный аспект. Давно уже сибирские ученые доказывают, что небогатый пирог, поданный на ученый стол, делится, мягко говоря, не на равноправной основе. Недавно проходила проверка работы комиссий, научных советов и других подобных образований, занятых природоохранной тематикой, рассматривалось, как стыкуются их программы в связи с упразднением союзных структур. Это был момент, удобный для того, чтобы академическая наука, подключившись со своими актуальными наработками, получила дополнительное финансирование. При этом отдача была бы явной: региональные экологические направления развивало именно Сибирское отделение, да и проблемы охраны среды в наших краях, областях и городах особенно остры. Однако весь процесс формирования новых программ и их бюджетов «тонул» там и сям, а результат затем всплыл в Министерстве экологии, получившем под эти программы 120 млн рублей. Когда сибиряки попытались познакомиться с данными программами, подключиться к их выполнению, то услышали, что деньги уже все расписаны - до начала реализации конкретных пунктов, но окончательно и бесповоротно. А разделены эти 120 миллионов так: 20 млн - научно-исследовательскому центру «Природа», 20 млн - ВНИИ экологии (оба учреждения при Министерстве экологии), 20 млн - институтам экологического профиля в Москве, 10 - Московскому университету... Сибирскому отделению - 1,7 млн рублей. В Совете по экологическим программам - ни одного человека от Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Прямое финансирование институтов СО РАН через Министерство науки было обещано на год в размере 1,8 млрд рублей. Из них 232 млн было получено на I квартал, а остальные поступления обещаны по нарастающей - до 600 млн в IV квартале года. Бумажная цифра отчислений на капстроительство выглядит так: 649 млн рублей в год. 140 млн уже получены - за I квартал. А на жилищное строительство отпущено аж... 6 млн! То есть все СО РАН сможет построить один подъезд многоквартирного дома. При этом переводить деньги из сферы капстроительства в строительство жилищное запрещено.
Сегодня активно дискутируется вопрос о создании коммерческо - предпринимательских структур в науке. Здесь есть две крайние точки зрения. Одни требуют - никакой коммерции. Вторые - коммерциализировать все. Позиция первых, очевидно, бесперспективна: без разумного участия в рынке наука не выживет. Позиция вторых означает крест на будущем науки. Истина, как это обычно и бывает, лежит посередине.
У Сибирского отделения есть свои резервы, и состоят они в возможностях использовать достижения институтов СО РАН, их технологических мощностей и площадей для организации производства продукции массового спроса. К примеру, Институт органической химии СО РАН обладает технологиями, позволяющими наладить выпуск парфюмерии на местном сырье, сушку плодов, ягод и трав и т. д. Через акционирование закрытого типа и привлечение инвесторов нужно вывести из сложной ситуации такое мощное подразделение СО РАН, как Опытный завод. Его уникальные оборудование, технологии, кадры позволят решить самые сложные производственные задачи. А как быть с наукоемкой продукцией? Здесь уместно организовывать СП с предприятиями, подпадающими под конверсию.
Специалисты СО РАН работают над правовым обеспечением коммерческой деятельности. Пока нет законов по интеллектуальной собственности, нужна система контрактов, четко оговаривающих все права и обязанности сторон. Но так или иначе, нужно учиться продавать свою продукцию - идеи, разработки, ноу-хау и т. д.
СО РАН вошло в состав учредителей Сибирской научной биржи, вложив 500 тыс. рублей. А вот в корпорацию «Азия-Инвест», имеющую уставный фонд 4 млрд рублей, мы не вносили денежного пая. Наш вклад - интеллектуальный потенциал.
Попыткой улучшить работу коммерческих структур стало и создание фирмы «Техносиба», в основе которой лежит концепция технопарков, принятая в развитых странах мира. Однако «Техносиба» еще не преодолела трудностей роста и не дала предполагаемой отдачи.
Наука не хочет безропотно погибнуть на переходе к рынку. Но без государственной и иной внешней поддержки ей не выжить, как не выжила бы в этих условиях и наука любой другой страны. Наша история имеет очень мало светлых периодов, но и в тяжелые времена государство осознавало необходимость сохранить отечественную науку как самовоспроизводящуюся систему и находило для этого возможности. Сохранится ли эта традиция в деяниях новых поколений российских лидеров или ей суждено угаснуть? На эти вопросы отвечает не наука.
Записала Наталья БОРОДИНА.
Деловая Сибирь N 15, 11-17 апреля 1992 г.
|