Коптюг В. Восточный «десант» (Красноярский рабочий, 1988)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Восточный «десант»

Славу Сибири, как одного из крупнейших научных центров нашей страны, создало Сибирское Отделение Академии наук СССР (СО АН СССР), основанное тридцать лет назад по инициативе академика М. А. Лаврентьева. За годы своей деятельности Сибирское отделение подтвердило, что Сибирь имеет не только уникальные природные богатства, но и является поистине неисчерпаемым кладезем талантливых ученых и исследователей.

Новый академический центр позволил успешно решить серьезные проблемы, стоявшие как перед региональной, так и перед всей советской наукой.

О сегодняшнем дне СО АН СССР рассказывает в интервью Александру Немову его председатель академик В. А. КОПТЮГ.

— Валентин Афанасьевич, при создании Сибирского отделения АН СССР было несколько точек зрения на его задачи. Одни, в том числе и академик Лаврентьев, видели в нем объединение научных сил, способных решать проблемы мирового значения. Другие считали это «распылением сил» и предлагали ориентировать отделение на чисто региональные задачи. Чья точка зрения взяла верх?

— Лаврентьев никогда не был против региональных задач. Он лишь считал, что любое движение вперед невозможно без развития фундаментальных исследований. Не имея сильных научных школ, например, математиков, физиков или химиков, разве можно решить проблемы металлургии, машиностроения или энергетики? Фундаментальные исследования позволяют создавать действительно передовые технологии, обещающие переворот в промышленном производстве. В конечном счете именно они обеспечивают многомиллионную экономию средств.

Сибирь издавна считалась доступной кладовой полезных ископаемых. Однако их разведка и добыча с каждым годом становится все дороже. Только на геологоразведочные работы мы ежегодно тратим сотни миллионов рублей. Поэтому особое значение приобретает сегодня создание стройной теории формирования земной коры сибирского региона, ее современного строения. Такая теория способна сделать поиски целенаправленными. Не случайно совместная работа ученых геологов СО АН СССР, отраслевых институтов Министерства геологии СССР и производственных организаций Министерства геологии РСФСР привела недавно к открытию целого ряда месторождений, составивших новую нефтегазовую провинцию на востоке страны.

Можно привести также немало примеров: когда серьезные фундаментальные исследования институтов Сибирского отделения, начатые тридцать лет назад, позволили совершить революционный прорыв в машиностроении, электронике, химии. Но, развивая фундаментальные исследования, в отделении хорошо понимали, что некоторые работы смогут дать практическую отдачу не через год-два или даже пять лет, а значительно позднее. Поддерживать эти исследования — значит работать на перспективу, на будущее. К сожалению, именно под такие работы труднее всего получить ресурсы и средства. Наша экономика слишком долго жила, образно говоря, «одним днем», что привело к отставанию в «технологической гонке». И сегодня многим хозяйственным руководителям все еще кажется крамольным вкладывать деньги в решение проблем, отдача от которых даст о себе знать только через несколько пятилеток.

— Главной задачей отделения в регионе является создание научной базы, на основе которой будет происходить преобразование производительных сил Сибири. В чем конкретно это выражается?

— На решение этой проблемы нацелена научно-производственная программа «Сибирь», объединяющая 700 организаций из 90 министерств и ведомств.

Программа «Сибирь» родилась как организационная форма объединения научных сил — независимо от их ведомственной принадлежности. Этого потребовала специфика региона. При столь масштабном освоении природных богатств, его темпах слишком высока цена ошибки. Нельзя допустить, чтобы в интересах какого-то одного ведомства был нанесен ущерб региону в целом, его природе, гармоническому развитию. Этому нас учит, в частности, история озера Байкал.

В качестве примера приведу проблему, связанную с развитием Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭКа), где сосредоточено более 600 миллиардов тонн бурого угля, четверть которого поддается разработке открытым способом. Серьезное внимание будет уделено научной проработке новых технологий добычи, совершенствованию способов сжигания углей, сокращению вредных выбросов в атмосферу и полному использованию зольных отвалов.

Всего в рамках комплексной программы «Сибирь» действует 43 подпрограммы. Затраты на эти исследования в текущей пятилетке будут составлять 193 миллиона рублей ежегодно (в 11-й пятилетке было 114 миллионов). Экономический эффект от разработок и рекомендаций программы в прошлой пятилетке мог составить несколько миллиардов рублей. Реально же удалось получить значительно меньше — чуть более 1,7 миллиарда, или в среднем 340 миллионов рублей в год.

— В чем же причина?

— В который раз — в несовершенстве экономического механизма. Предприятия, министерства и ведомства были не заинтересованы во внедрении новой техники, потому что до недавнего времени это не сулило никакой выгоды. Вся отдача от внедрения у предприятия все равно отбиралась в «общий котел» отрасли. Благодаря реформе в экономике сейчас ситуация начала улучшаться.

Мы в своем отделении провели своеобразную инвентаризацию научных разработок. Оценили степень их готовности, рассмотрели проблемы с внедрением. Планируем создать своеобразный банк данных о прикладных исследованиях. Уже сейчас нам легче контролировать, на какой стадии намечается «пробуксовка», как можно помочь разработчикам.

Но подчеркну: к фундаментальным исследованиям такой подход неприменим.

Сегодня крайне важен поиск новых форм взаимодействия науки и практики. Для преодоления ведомственных барьеров, ускорения передачи новых разработок отраслям создано около 20 межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК). Они находятся в разных стадиях организации, но в принципе уже можно говорить об общих тенденциях развития МНТК. Создание комплексов целесообразно только на основе крупных научных институтов, у которых есть большой задел фундаментальных разработок мирового уровня. Придание таким институтам мощных производственных баз, конструкторских и технологических бюро позволит быстро довести идеи ученых до реальных промышленных проектов, приступить к тиражированию новой техники.

— В последние годы в нашей науке произошло «старение» кадров. Академия наук СССР, рассматривая положение с руководящими кадрами, приняла решение, что должности директоров институтов, их заместителей, заведующих отделами, лабораториями могут занимать люди не старше 65 лет, если они не являются членами Академии наук, и не старше 70 — для членов-корреспондентов и академиков. Какова кадровая ситуация в Сибирском отделении?

— За три десятилетия у нас сформировались мощные научные школы, выросло новое поколение крупных исследователей. Смена поколений в руководящем звене наших институтов прошла не очень болезненно. На сегодня средний возраст директоров институтов в Сибирском отделении АН СССР составляет 56 лет.

Вместе с тем сейчас мы быстрыми темпами утрачиваем возрастные преимущества, которыми в Академии выделялись раньше. Если в 1973 году ученые моложе 40 лет составляли среди докторов отделения свыше 20 процентов, то сейчас лишь около шести.

Нас беспокоит, что доля научных работников в возрасте 30-40 лет невысока. Это означает, что исследователи, получившие к этому возрасту определенный опыт и научный багаж, а обычно и ученую степень, нередко покидают Сибирское отделение. Недавно был проведен анализ социальных проблем научной молодежи Сибирского научного центра. Выяснилось, что большинство молодых ученых (в возрасте до 33 лет) удовлетворено перспективами профессионального роста, а вот на возможности должностного роста (в том числе повышения зарплаты) более семидесяти процентов опрошенных смотрят пессимистически. Значительная часть молодых научных сотрудников считает, что их возможности используются не полностью, что они могли бы работать более продуктивно.

Сегодня надо уделять особое внимание росту талантливой молодежи. Мы пытаемся двигаться по нескольким направлениям. Во-первых, поддерживаем многие начинания самой молодежи. Например, создание в Новосибирске хозрасчетной внедренческой организации. С ее помощью разработки молодых ученых могли бы значительно быстрее получать широкое признание. Во-вторых, движению кадров, повышению эффективности их использования способствует аттестация научных работников. Она помогает коллективу избавиться от «балласта», дает возможность выдвинуться наиболее способным.

СО РАН Источник: Коптюг В.А. Восточный «десант»: [интервью с пред. Президиума СО АН СССР, акад. В. А. Коптюгом / записал Немов А.] // Красноярский рабочий. — 1988. — 15 января.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:24:52 2021
Размер: 26,432 bytes
Посещение N 1260 с 20.04.2016