Навигация
Уголок Уголок
 
Памятник
 
 
Миф об основателе
 
 
 
Почему-то многие наши сограждане, в том числе и неплохо образованные, считают основателем Новосибирска Н.Г.Гарина-Михайловского. Насколько это мнение верно?

«Вряд ли Михайловский, так счастливо поставив точку на своей истрепанной маршрутной карте, предвидел, что эта точка въяве реализуется в один из самых уникальных городов XX века – в город Новосибирск!

Но по самому высокому праву он считается основателем Новосибирска. Совсем не просто определяется такая оптимальная точка, вовсе не мимоходом являются наиболее провидческие решения. Весь талант, весь накопленный опыт сошлись в этой точке и дали наиболее эффективный результат», – пишет А.Никульков в очерке «Современник из прошлого века» («Сибирские огни», 1988, N 1, с.127).

НАЗОВИТЕ имя единственного в мире писателя, основавшего город, – интригуют экскурсоводы. И далее рассказывают:

Это было в 1891 году. Изыскательскую партию возглавлял талантливый инженер и писатель, автор «Детства Темы» Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Ему предстояло определить, в каком месте будущая Транссибирская магистраль должна пересечь Обь. Тщательно исследовав местность, он выбрал самый оптимальный вариант – и нанес на свою карту ту точку, из которой впоследствии и вырос Новосибирск. Но это впоследствии. А тогда... Рядом была Колывань – старинный купеческий город. И купцы предложили Гарину крупную взятку – чтобы провел магистраль через Колывань. Купцы потирали руки, однако инженер оказался неподкупным. И отстоял свой вариант и предвосхитил появление столицы Сибири именно здесь!

Вот так или примерно так многие пересказывают эту красивую романтическую историю. Конечно, приятно, когда город начинается с легенды.

Говорят, историю нельзя придумать. Так уж ли? Ну ладно бы на правах легенды все это ходило – а то ведь легенда выдается за историю. Хотя уже вроде твердо определено: история ценна сама по себе, без прикрас и «сокращений».

Для руководства строительством дороги от Урала до Байкала был назначен Главноуправляющим опытный инженер-путеец Константин Яковлевич Михайловский, руководивший изысканиями от Челябинска до Оби. Родственниками они с Гариным не были. Просто однофамильцы. Константина Яковлевича, как старшего, принято было называть Михайловский-1, а Гарина – Михайловский-2.

ПАМЯТНИКОВ первому мы не найдем – по крайней мере у нас, за Уралом. Второму повезло гораздо больше. На станции Тутальская (Кемеровская область) есть мемориальная доска. В Кургане стоит гранитный монумент. Какой будет у нас? Похоже, что величественный...

Сильная, магически сильная вещь – легенда. И вот уже в журнале «Сибирские огни» (в первом-втором номерах за этот год) выходит очерк Анатолия Никулькова о Гарине-Михайловском... Я согласен: незауряден как личность и интересен был Михайловский-2. Но не согласен с тем культом его личности, который проходит через весь очерк – и чем дальше, тем хлеще! Зачем, собственно, направлялась на Обь экспедиция Михайловского-2? Затем, что томские градоправители, настаивая на проведении дороги через Томск, предложили серьезные аргументы за свой вариант, и им следовало дать подробные, максимально «привязанные к местности» разъяснения. Но почему-то сравнительных изысканий створов на Оби Гарин-Михайловский не провел: на створах у Ташары и у Дубровина (их предлагали рассмотреть томичи) никаких геодезических, топографических или геологических работ, судя по некоторым документам Томского областного архива, не проводил. До Ташары вообще не доходил, а в Дубровине побывал, но ограничился визуальным осмотром – на глаз. Между тем у Ташары Обь была уже (366 саженей), чем у Кривощекова (372,5 сажени)... И еще следует хорошенько поискать в архивах (Ленинграда, Томска, Барнаула) то техническое задание, с которым был направлен Гарин-Михайловский на берега Оби, и другие документы, касающиеся его работы здесь.

Читаем очерк дальше. «Он отстаивал необходимость всемерно удешевлять строительство железных дорог исходя из того, что строить их нам надо очень много, ... а средства ограничены. Он выдвинул новую идею: «... в глубь Сибири надо строить узкоколейную дорогу – мы ничего не потеряем в провозоспособности и силе тяги, а истратим денег много меньше». Правда, Александр III – «царь прижимистый, с психологией экономного, рачительного помещика» – тем не менее «не одобрил идею узкоколейного Великого пути».

ТРУДНО представить, каково пришлось бы не только Сибири, а и всей стране, будь это предложение принято. Каково пришлось бы в годы первых пятилеток, в годы Великой Отечественной. Узкие насыпи под железнодорожное полотно, составы из семи-восьми миниатюрных вагончиков. А ведь еще Ломоносов предугадал, что российское могущество прирастать будет Сибирью.

Узкоколейки представлялись Гарину-Михайловскому решением многих проблем. Однако измельчание подвижного состава до размеров «телеги» было бы замедлением даже капиталистического прогресса. Его утопию четко оценила вся здравомыслящая инженерная Россия.

Есть и еще неточности в очерке А.Никулькова. И думается, что автору не мешало бы тщательнее изучить историю создания Транссибирской магистрали – коли пишется не роман в стихах, а документальный исторический очерк. И тщательнее изучить биографию Н.Г.Гарина-Михайловского.

ЧТО ОБИДНО: мы вот домик Шамшиных снесли (подпольная типография Обской группы РСДРП была), немало других памятников истории не сохранили. Дусе Ковальчук, женщине редкой судьбы, матери четверых детей, мучительно погибшей от рук колчаковцев, памятника нет. Основателю Академгородка академику М.А.Лаврентьеву – пока тоже нет. А Н.Г.Гарину-Михайловскому, наездом-проездом побывавшему, – будем ставить.

Площадь привокзальная уже названа его именем. Я долго интересовался, когда и кто так решил. В конце концов выяснилось: есть решение Новосибирского горсовета от 26 декабря 1956 года «О присвоении имени Гарина-Михайловского привокзальной площади». Как мне сказали, подняв бумаги, было на этот счет предложение коллективов школ NN 17, 10 и «Гипрошахта». Мотивы, основания? Неизвестно. Любой депутат мог встать и внести предложение, пояснили мне, и оно принималось. Возможно, в 1956-м так просто все и было. Но чем такая простота оборачивается?

К. ЗАЙЦЕВ,
кандидат архитектуры, член Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры
 
 
Источник публикации: Зайцев К. Миф об основателе // Молодость Сибири. - 1988. - 25 июня. - С.13. - (Перекресток мнений).
 
Комментарий к статье см.:
Брат А. «Точка на карте» и город
в этом же номере газеты
Храм

 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
Уголок Уголок
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:05 2013. Размер: 10,799 bytes.
Посещение N 5688 с 29.09.1998