Навигация
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ НОВОСИБИРСКА 
 
В.И.Роецкий
 
Костин С. Инженер Роецкий *
---
Из книги «Созидатели» (Новосибирск, 2003)
 

Исторические штампы настолько сильны, что, будучи один раз опубликованы, уже считаются аксиомой. На вопрос, кто основатель Новосибирска, сегодня практически всякий без запинки ответит: Гарин-Михайловский, построивший железнодорожный мост через Обь. А между тем был человек, который еще до него увидел в своем воображении этот мост на том самом месте, где он сейчас находится. Его имя Викентий Роецки.

Инженер польского происхождения Викентий-Игнатий Роецки - одна из самых неисследованных фигур в истории возникновения Ново-Николаевска, впоследствии - Новосибирска. Родился он в 1861 году. Обстоятельства же, благодаря которым он станет впоследствии в единый ряд «отцов-основателей» Ново-Николаевска, сложились несколько позже.

В июне 1891 года Викентий Игнатьевич Роецкий (именно так, на русский лад стали именовать молодого инженера) был направлен с небольшим отрядом на изыскательские работы в район села Кривощеково. Причем Кривощеково являлось лишь одним из пунктов большого маршрута, который предстояло пройти изыскателям.

Объем работ отражен в одном из документов того времени - донесении Министру финансов С.Ю.Витте от начальника строительства дороги К.Я.Михайловского: «По сведениям, полученным от инженера Роецкого, оставшегося в Колывани для съемки бассейна реки Обь, изыскания для линии железной дороги по пересечении Оби у села Кривощеково произведены у нескольких поселений. Намеченный изыскателями путь по мнению инженера Роецкого удовлетворяет всем техническим требованиям сооружения. Переход р.Обь у села Кривощеково и р.Томь у села Тутальского на всем пространстве этих рек - лучший».

Умение молодого специалиста профессионально определять перспективные направления были замечены и в Петербурге. В 1892 году инженеру Викентию Игнатьевичу Роецкому за успешные изыскания был пожалован чин титулярного советника. В музее Южно-Уральской железной дороги сохранилось свидетельство о пожаловании инженеру Роецкому этого чина. Более того, на обратной стороне свидетельства есть интересная запись: «1893 года февраля 3-его дня в Виленском римско-католическом приходском Всех Святых костеле поименованный в сем билете старший инженер путей сообщения В.И.Роецки бракосочетался с дворянкой Дэзи Жоховской. Удостоверил собственноручно с приложением костельной печати настоятель ксендз Й.Ц.Жоховский».

Стоит отметить, что в те времена бракосочетаться гражданам неправославной веры, работающим в государственных органах, было не так просто. Требовалось пройти всю служебную иерархическую лестницу, чтобы получить одобрение со стороны начальства на вступление в брак. Однако авторитет Викентия Роецкого был так велик, что прошению на имя его превосходительства, начальника работ Константина Яковлевича Михайловского быстро дан ход, и этот брак одобрил председатель управления казенных дорог. Молодая семья переехала в Челябинск. Но жить оседло таким людям, как Роецкий, не суждено. Вскоре его направляют на строительство Запсиба в район города Петропавловска. Жена Дэзи, ставшая теперь Маргаритой Павловной, повсюду следует за мужем и терпеливо переносит все тяготы кочевой жизни. В 1894 году в семье Роецких появляется дочь - Янина-Мария.

К сожалению, сегодня восстанавливать жизненный путь таких людей, как инженер Роецкий, крайне трудно, поскольку данные о нем очень скудны и разбросаны крохами по музеям истории железной дороги от Бреста до Сибири. Удачные изыскания, предопределившие появление Ново-Николаевска в конце девятнадцатого века, еще не имели той значимости, что теперь. Известно доподлинно, что Викентий Игнатьевич был человеком высокообразованным - помимо средней школы он имел два высших образования, а его технические выводы принимались во внимание на уровне министра казенных дорог России. Можно с уверенностью сказать, что труд инженеров железной дороги не был «кабинетным». Вместе с рабочими изыскательских партий они проходили пешком по бездорожью сотни километров, чтобы лично убедиться в правильном выборе места для прокладки пути. Достаточно подробно об этом писал в своей повести «Инженеры» Н.Гарин-Михайловский, одним из прототипов которой стал именно Викентий Игнатьевич Роецкий.

Изматывающий, напряженный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье Роецкого. Первый тревожный «звонок» прозвучал в начале 1895 года, когда он попросил продлить текущий отпуск в связи с нездоровьем. О недугах молодого инженера 11 марта 1895 года докладывал начальству и врач Западно-Сибирской железной дороги Николай Шмитц: «...наблюдается нарушение центральной нервной системы и как следствие - расстройство пищеварительных функций».

Отпуск Викентию Роецкому продлили, и он уехал из Сибири в Гродненскую губернию восстанавливать подорванное здоровье, и в июле вроде бы даже пошел на поправку, а в конце месяца и вовсе вернулся к месту службы. Рождение второй дочери Марии-Терезы практически совпало с производством Роецкого в коллежские асессоры. Но на службе дела явно пошатнулись и уже не могли идти так гладко, как до этого. Несмотря на то, что Викентий Роецкий, как и раньше, работал инженером, его прежнее должностное место за время болезни оказалось занятым. Возможно, именно этот факт стал причиной очередного ухудшения здоровья на нервной почве. Врач Шмитц снова шлет телеграмму К.Михайловскому, отдыхающему в Санкт-Петербурге. Но не успевает последний отреагировать, как следом отправляется еще одна телеграмма, в которой врач фактически подписывает Роецкому приговор: «Ввиду безнадежного положения прошу разрешить В.И.Роецкому приехать в Челябинск, а также назначить комиссию для медицинского освидетельствования на предмет получения усиленной пенсии». Прошение об отправке больного в одну из университетских клиник только подчеркивало серьезное положение дел.

Надо отметить, что Константин Яковлевич Михайловский, будучи непосредственным начальником Роецкого, отнесся к его беде, как к своей собственной. Видимо понимая, что дело идет к концу, он хлопочет о предоставлении больному и его семье отдельного вагона до Варшавы, а также денежной помощи, так как Роецкие крайне ограничены в средствах. Но надо представлять себе огромные масштабы Российской империи, чтобы понять, как легко теряется на ее просторах даже искреннее участие. Скорее всего, своеобразный «последний долг» был отдан Роецкому с большими проволочками. Вагон выделили, но только спустя полмесяца, поскольку отъезд совпал с проведением знаменитой Ирбитской ярмарки, и все вагоны были заняты на перевозке деловых людей и товаров. Возможно, из-за этой задержки В.И.Роецкий не добрался до Варшавы, он умер в Брест-Литовске 8 марта 1896 года, там же и похоронен. Было Викентию Игнатьевичу Роецкому 35 лет. Будучи человеком крепкого телосложения, достаточно молодым, инженер Роецкий не смог противостоять последствиям нервных заболеваний. По мнению врачей именно последние три года чрезмерных физических и умственных нагрузок погубили его.

Как свидетельствуют архивные документы, после смерти Викентия Роецкого отец Дэзи - Й.Ц.Жоховский переписывался с Константином Яковлевичем Михайловским по поводу выделения средств семье Роецких, потерявших кормильца, и деньги, хоть и небольшие, были изысканы...

Сергей КОСТИН
 
---
*
 
Источник публикации: Костин С. Инженер Роецкий // Созидатели: Книга очерков. - Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. - Т.2. - С.384-387: портр.
Храм
СозидателиДругие материалы сборника
«Созидатели» (2003)
 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 
 
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:03 2013. Размер: 11,942 bytes.
Посещение N 4524 с 03.03.2004