Навигация
 
 
 
р.Обь
    1946
    ---
    Протопопов Н.Н.
    Из прошлого*

В последние пятнадцать лет проделана грандиозная работа по индустриализации Новосибирской области. Заново создана машиноcтроительная промышленность, совершенно изменили свое лицо те уезды Томской губернии, на территории которых выросла Новосибирская область в современных ее границах и которые кроме маслоделия и мукомолья не знали другой промышленности.

Исключительно быстро развивался Новосибирск. Энергичные и предприимчивые русские люди построили в Сибири не мало городов. Пришли они и сюда, где древние граниты сжимают русло Оби, где сама природа подготовила место для моста через великую реку. Степную и таежную тишь Сибири разбудил паровозный гудок.

Громадное прогрессивное влияние оказал на Западную Сибирь железнодорожный путь, спроектированный способными русскими инженерами и построенный русскими людьми, кряжистыми сибиряками и только что переселившимися сюда тамбовскими, пензенскими, курскими, орловскими и украинскими крестьянами. Они-то и построили новый город на Оби. Возник он «без дозволения начальства, самочинно и долгое время управлялся выборными старостами».

Вот что писал в 1898 году о нашем городе Гарин-Михайловский: «Река Обь, село Кривощеково, у которого железнодорожный путь пересекает реку. На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега реки и ложе здесь скалистые. И притом это самое узкое место разлива, у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен... Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне бывший в 91 году поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок...»

23  

24  

Через пять лет после того, как были написаны приведенные выше строки, в поселке, возникшем у железнодорожного моста через Обь, насчитывалось 22 тыс. жителей. Поселок сначала именовали Гусевкой. Он представлял собою хаотическое скопление приземистых лачуг, в которых ютились рабочие, строители моста. Здесь же, в чаянии барышей, обосновалось несколько кривощековских и колыванских кулаков. Земля, на которой стоял поселок, была личной собственностью царского дома.

Поселок, переименованный в Ново-Николаевск и утвержденней городом только в 1903 г., стал развиваться в дальнейшем как торговый центр. Он взошел на дрожжах спекулятивной лихорадки нахлынувших сюда торгашей.

Многочисленные торговые фирмы, десяток двухэтажных каменных домов и полукустарная мукомольная «индустрия» мало все же его изменили. Он оставался той же Гусевкой, только в увеличенных размерах. Сюда по Оби, а с 1916 г. по только что построенной Алтайской железной дороге шел хлеб и продовольствие из отдаленнейших частей Западной Сибири. В 1913 г. Ново-Николаевск по населению сделался городом средней руки. В нем было уже 89 тыс. жителей, около 350 торговых предприятий, семь мельниц, четыре мыловаренных заводика, два лесопильных... И при всем этом 718 избирателей.

Однажды в 1913 г. две местные газеты подвели итоги баллотировки в думу Ново-Николаевска: по Центральному участку явились на выборы 254 избирателя из 476, по Вокзальному 115 из 151 и по Закаменскому 49 из 91. Всего, значит, голосовало 418 человек, из 718, имевших право участвовать на выборах!

Ново-Николаевск был городом темноты - в буквальном и переносном смысле этого слова. Здесь было очень мало фонарей на улицах и очень много неграмотных. Неграмотные составляли 37 проц. всего населения города.

Дореволюционный Ново-Николаевск оставил в наследие советскому Новосибирску убогое и запущенное городское хозяйство, жалкий жилищный фонд в виде одноэтажных деревянных домишек. Город надо было строить заново.

Кроме Ново-Николаевска на территории современной Новосибирской области значительных городов не было. В 13 км от ст. Барабинск на старом Сибирском тракте находился окружной город Томской губернии Каинск. Здесь в 1722 г. была построена небольшая деревянная крепость «Каинский Пас». Возникшая около укрепления слобода в 1782 г. была переименована в уездный город Тобольского наместничества. В 1804 г. Каинск был приписан в качестве окружного города к образованной тогда Томской губернии. Развивался город плохо. Накануне первой мировой войны

24  

25  
 
в нем было не более 6 тыс. жителей. Обороты промышленности, включая и маслоделие, не превышали 400 тыс. рублей.

Город Каинск хранит память о В.В.Куйбышеве, бывшем здесь в царской ссылке, и после революции был переименован в город Куйбышев.

Подстать Каинску был и другой город - Колывань. На месте его в 1713 г. для защиты против киргизских набегов был основан Чаусский острог. В 1822 г. он был переименован в Колывань с чуть не состоявшимся назначением его губернским центром. На судьбы Колывани повлияла железная дорога, прошедшая южнее. Город перестал развиваться, жители его и в особенности купцы потянулись в Ново-Николаевск, хотя накануне той же первой мировой войны в городе оставалось до 100 торговых заведений с общим оборотом в 800 тыс. рублей. Жителей в Колывани было около 12 тысяч.

На территории современной Новосибирской области единственной отраслью промышленности, имевшей до революции всероссийское значение, была маслодельная промышленность.

До проведения Сибирской железной дороги маслоделие в Западной Сибири было развито слабо. Сибирское масло в те времена в очень ограниченном количестве шло на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки и только через них проникало в крупные города Европейской России. Вывозилось, главным образом, топленое масло.

Введение на Сибирской железной дороге, так называемого Челябинского тарифного перелома, затруднившего вывоз хлеба, прекрасные пастбища, спрос на сливочное масло со стороны датских фирм - все это не могло не создать благоприятных услоний для развития маслоделия. В погоне за высокими прибылями сюда хлынуло много всякого рода предпринимателей. Маслозаводы строили местные купцы и торговцы и деревенские кулаки, волостные писаря и крестьянские начальники. В числе скупщиков масла и продавцов сельскохозяйственных машин и сепараторов появились и иностранцы. В Томске в 1896 г. был построен первый механизированный завод. В 1899 г. на территории Томской и Тобольской губерний насчитывалось 240 заводов.

Спустя 14 лет на территории Томской губернии насчитывалось уже 2036 маслозаводов из существовавших тогда в Сибири почти 3200 предприятий этого рода. Большинство заводов - 84 проц. применяли ручную силу, 15 проц. - конную, 0,4 проц. - паровую, а остальные - водяную. Важнейшими маслопроизводящими районами была Барабинская степь, а ее центрами по выработке масла - ст. Татарка и Барабинск. На втором месте стоял Томский уезд.

25  

26  

В 1912 г. из Сибири было вывезено на иностранный, главным образом английский, и на внутренний рынки 4459900 пудов масла, причем Томская губерния дала почти половину масла, вывозимого на экспорт1 [Примечание: Азиатская Россия, т.2, СПБ., 1914].

 
---
* Источник публикации: Протопопов Н.Н. Экономика нашей области. Из прошлого // Протопопов Н.Н. Новосибирская область. - Новосибирск: ОГИЗ, 1946. - С.23-26.|Храм

 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:03 2013. Размер: 10,935 bytes.
Посещение N 5378 с 20.03.2000