Навигация
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ НОВОСИБИРСКА 
 
---
Н.Г.Гарин-Михайловский в истории Новосибирска:*
(По поводу некоторых публикаций в местной печати)
 
---
 
ВСТУПЛЕНИЕ

О Гарине-Михайловском (Г.-М.) написано много, однако многие еще не знают настоящей роли его в истории города. Один молодой человек сказал мне, что Г.-М. строил участок железной дороги от Чулыма до Новосибирска, другой - пенсионер, зачислил его в строители города; иные, в том числе писатель Лихоносов, приписывают ему строительство моста. И это не удивительно: в последнее время в прессе появились публикации, ставящие под сомнение заслуги Гарина-Михайловского.

Обратим взор к истории.

КАК ЭТО БЫЛО

5 апреля 1891 года Г.-М. назначили начальником V партии по производству изысканий Зап.-Сиб. ж.д., 19 мая 1891 г. Г.-М. прибыл на место изысканий с заданием (инструкцией) проложить трассу ж.д. через Томск. Однако, обследовав широкую полосу вдоль Московского тракта, он убедился в ошибочности полученного задания. Ему удалось найти подходящую трассу южнее первоначально намеченной. Г.-М. вообще везло на удачные варианты: у него была необычайная интуиция на изыскания.

19 июня 1891 г. Г.-М. пишет жене: «Ну вот, я и в Колывани, осмотрел всю линию, знаю, куда и когда идти, и завтра выступаю». Важным был выбор места перехода через реку Обь. В пояснительной записке от 11 ноября 1891 г. на имя председателя комиссии по Зап.-Сиб. изысканиям Г.-М. пишет, что недостатки перехода Оби у Колывани «вынудили меня обратить особое внимание на переход Оби, вследствие чего инженеру В.И.Роецкому и поручено было обстоятельное изучение этой реки, не ограничиваясь (выделено мной. - Авт.) пределами инструкции».

После детального изучения реки Н.Г.Гарин-Михайловский утвердился в необходимости строить переход у Кривощеково. Но это было только начало и предстояла яростная и длительная борьба, чтобы отстоять свою точку зрения. 1 февраля 1892 г. Гарин-Михайловский уходит в отставку, чтобы не зависеть от МПС. И только в мае 1892 г. Александр III высочайше утвердил направление Зап.-Сиб.ж.д. с переходом реки Оби у села Кривощеково.

Л.М.ГОРЮШКИН И ДРУГИЕ

Л.М.Горюшкин считает, что Новосибирск основали рабочие. Это, конечно, его дело, но не пережиток ли это существовавшего в прошлом правила заигрывать с рабочими и игнорировать роль старой интеллигенции и религии.

За Горюшкиным последовали В.Гузеева, М.Шорников и др. Особенно усердно с нападками на Г.-М. выступает К.Зайцев. Нельзя не отметить, что в своих многочисленных статьях он сообщает интересные данные. И я с ним совершенно согласен, например, в том, что наименование площади главного вокзала и ст. метро именем Гарина-Михайловского ошибочно и неуместно. Однако, когда он говорит о Г.-М., то будто смотрит через кривое зеркало. Объектом его нападок явился очерк А.Никулькова «Современник из прошлого века». Автор со злой иронией, граничащей с глумлением, разбирает эпизоды из книги А.Никулькова «Современник из прошлого века». К.Зайцев прямо обвиняет А.Никулькова в незнании, выдавая свое мнение за единственную истину. Цель его - умалить роль Г.-М. в Кривощековском варианте. В доказательство приводится выдержка из томской газеты: «Нескромно некоторым литераторам присваивать себе заслуги давно известного всем открытия». Но мы знаем и такие сенсационные и «совершенно достоверные» сведения из томских газет: «сей инженер (Г.-М.) подослан одной из иностранных держав».

Для полной ясности привожу выдержку из доклада чиновника Андрющенко министру финансов Витте: «Дело в том, что К.Я.Михайловский (нач. стр-ва Зап.-Сиб. ж.д.), одобрив переход у Кривощеково... вдруг уже из Томска сделал распоряжение о переходе реки у Дубровиной»...

На какие только уловки не идут, чтобы развенчать Г.-М. Придумали, что автором перехода через Обь является инж. В.И.Роецкий. Но ведь Роецкому поручил эту работу Г.-М. Мне вспомнилось одно место из повести А.Крона: «Америку открыл Колумб, а не тот матрос, который сидел на мачте и первым закричал - «земля».

Противники Г.-М. называют основателями всех мало-мальски причастных к строительству Новосибирска. Может, наберемся смелости и назовем рабочих - рабочими, а инженеров - инженерами. Каждый из них делал свое дело. Без причины ничего не бывает. Причиной появления Новосибирска явилось то, что Г.-М. предложил строить здесь мост. Если бы не он, то рабочие работали бы где-нибудь возле Колывани.

Позже, проезжая Кривощеково, он запишет в своем дневнике: «Изменение первоначального проекта - моя заслуга, и я с удовольствием смотрю на то, что в постройке намеченная мной линия не изменена. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне бывший в 91 г. поселок, называвшийся Новой Деревней. Теперь это уже целый городок».

Есть много свидетельств скромности и честности Г.-М., а вот в скромности и добросовестности К.Зайцева приходится усомниться. Пьедестал основателя Новосибирска, вопреки утверждениям Зайцева, не пуст. Он по праву принадлежит инженеру Ник. Георг. Гарину-Михайловскому.

К сожалению, тенденция принизить роль Гарина-Михайловского в истории нашего города наблюдается у ряда краеведов. Часто встречается неопределенная формула, где Гарину-Михайловскому снисходительно отводится роль одного из основателей города. Долг честных горожан - оградить инженера Н.Г.Гарина-Михайловского, как основателя города, от нападок клеветников и фальсификаторов, независимо от того, в каких чинах и степенях они ходят.

В рассказе «Вариант» Гарин-Михайловский писал: «Придет время, и справедливая история воздаст каждому должное». Не пришло ли это время?

П. МАРСАКОВ,
инженер, ветеран труда.
 
---
* Источник публикации: Марсаков П. Н.Г.Гарин-Михайловский в истории Новосибирска: (По поводу некоторых публикаций в местной печати) // Вечерний Новосибирск. - 1990. - 13 октября, N 237. - С.4.Храм
Вечерний НовосибирскПубликации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 
 
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:01 2013. Размер: 9,986 bytes.
Посещение N 4761 с 05.10.1998