Навигация
Уголок Уголок
 
Так кого же считать основателем города?*
 
 
На день рождения принято дарить подарки. Многие из нас готовят свои подарки ко дню рождения города. Каждый волен, конечно, поступить по-своему.
    Но давайте к юбилею сделаем городу общий подарок! Скоро юбилей, а в городе до сих пор нет памятного знака, на котором было бы удостоверено зарождение Новосибирска, обозначена дата этого знаменательного исторического события, нет монумента в честь тех, кто основал наш город.
    И хотя до юбилея осталось всего лишь три года, горожане пока в неведении по многим вопросам, имеющим отношение к этой дате. В чем же причины такой ненормальной ситуации?
 
 
 
 
 [Начало] • 14.05.1990. N 109. С.3

Казалось бы, выяснено главное. Известно, что решающее, определяющее значение в зарождении Новониколаевска имел выбор в 1891 году места мостового перехода через Обь у села Кривощеково. 30 апреля 1893 года прибыли пароходом в наши края мостостроители. Они приступили к подготовительным строительным работам.

Обоснована и предложена доктором исторических наук Л.М.Горюшкиным простая, понятная и очень правильная по своей сути формула «Новосибирск основали рабочие». Когда? В 1893 году!

Это они, рабочие, под руководством начальника работ К.Я.Михайловского, других инженеров путей сообщения, к концу 1892 года закончили строительство железной дороги от Самары до начального пункта Великого Сибирского пути – Челябинска. А когда развернулась стройка в Сибири, они, мостостроители и путейцы, подались в Сибирь, на Обь.

В Великом Сибирском пути воплотились и достижения русской технической мысли, и талантливость российских инженеров-путейцев. Это они провели изыскания, разработали и защитили проекты дороги, мостов, организовали труд рабочих.

Рабочих и инженеров на строительстве Великого Сибирского пути объединяло одно почетное звание: Строители Транссибирской магистрали, строители Транссиба.

Да простит нас Л.М.Горюшкин, если его формула будет звучать так: «Новосибирск основали строители Транссибирской железнодорожной магистрали и первого железнодорожного моста через Обь».

В конце концов, не в словах вопрос. Над надписью на монументе можно еще подумать. Важна принципиальная сторона проблемы. За что мы, горожане: за монумент основателям города или за памятник одному основателю?

Время не ждет, ведь до юбилея города осталось совсем немного времени. Но то, что происходит, очень напоминает перетягивание каната.

Пока больше успехов в этой «игре» за сторонниками сооружения не монумента, а памятника. Еще в 60-е годы на одном из собраний представители писательской общественности добились принятия резолюции, в которой талантливый русский писатель-демократ, крупный инженер путей сообщения Н.Г.Гарин-Михайловский был назван основателем Новосибирска. К резолюции лет пять тому назад присоединилась постоянная комиссия по культуре Новосибирского городского Совета народных депутатов. Комиссия ходатайствовала перед горисполкомом об установлении в Новосибирске памятника основателю города. Исполком горсовета это предложение утвердил. Что касается увековечения памяти других основателей города, то сторонники сооружения памятника тоже нашли «выход»: достаточно переименовать некоторые улицы и площади города. Удивительное постоянство. Несмотря ни на что: основатель один – ему и памятник.

Приближается 100-летие Транссибирской железнодорожной магистрали. 23 мая 1891 года во Владивостоке началось строительство Транссиба. В НИИЖТе уже несколько лет ведутся исследования по истории изысканий, проектирования и строительства Великого Сибирского пути и прежде входившей в него Западно-Сибирской железной дороги. При этом были изучены многие материалы.

По понятным соображениям, нас, горожан, особенно интересуют факты, отражающие суть событий, происходивших при выборе положения трассы железной дороги в районе будущего города Новосибирска в 1891 году. Тем более, что до нас этими порой сугубо профессиональными вопросами занимались не сами инженеры путей сообщения, а в основном, писатели и историки. Попробую вкратце изложить результаты наших поисков.

Задание на обследование возможных вариантов мостового перехода трассой Транссиба через Обь Викентию Игнатьевичу Роецкому как начальнику Обского изыскательского отряда сформулировал в апреле 1891 года начальник изысканий Западно-Сибирской железной дороги инженер Константин Яковлевич Михайловский.

К 1890 году существенные преимущества Кривощековского варианта мостового перехода для компетентных лиц уже не были секретом. Военные топографы, занимавшиеся съемками и гидрографическими обследованиями в этой части бассейна Оби, нанесли на карту красным цветом предпочтительное положение трассы будущей железной дороги. Пересекала эта «красная» трасса Обь у села Кривощеково. На той же карте синим цветом был показан более короткий вариант трассы с мостовым переходом у Колывани. Разработки военных топографов начальнику изысканий К.Я.Михайловскому были известны. Но проверку по возможным вариантам мостового перехода, должны были сделать сами железнодорожники. К тому же для составления проекта моста через Обь, необходимы были окончательные изыскания и гидрографические обследования реки в месте выбранного варианта мостового перехода. Для выполнения этой роли и отбыл из Колывани 20 июня 1891 года в Кривощеково В.И.Роецкий со своим отрядом.

В конце августа 1891 года, когда значительный объем изыскательских работ по возможным вариантам мостового перехода через Обь был выполнен, на Кривощековский мостовой переход прибыли К.Я.Михайловский и видный мостостроитель, будущий подрядчик на строительстве Обского моста инженер Л.И.Березин. Они рассмотрели на месте материалы изысканий, представленные руководителем отряда В.И.Роецким. Решение начальника работ было однозначным, в пользу варианта на Кривощеково.

В сентябре 1891 года К.Я.Михайловский доложил в Челябинске результаты своей поездки по всему району изысканий Запсиба члену Временного управления казенных железных дорог профессору института инженеров ж. д. транспорта В.Ф.Николаи. В своем рапорте от 24 сентября В.Ф.Николаи доложил руководству МПС об успехе окончательных полевых изысканий Запсиба (до Оби), в том числе о преимуществах наиболее предпочтительного мостового перехода через Обь у села Кривощеково, а также о возможном завершении камеральных изыскательских работ и составлении проекта дороги до Оби (у Кривощеково) в ноябре 1891 года. Рапорт В.Ф.Николаи (от 24 сентября) был рассмотрен в МПС в ускоренном порядке и уже 2 октября 1891 года по нему было принято решение приступить к постройке первого участка Западно-Сибирской железной дороги в 1892 году. «...вопрос о постройке Сибирской железной дороги текущей осенью должен быть внесен на рассмотрение Комитета Министров». Н.Г.Михайловский выехал из Сибири во второй половине августа 1891 года. За начальника V партии, после отъезда Н.Г.Михайловского оставался В.И.Роецкий. Он руководил работами и лично завершал изыскания до середины октября 1891 года, в том числе и на Кривощековском мостовом переходе. Н.Г.Михайловский же 1 февраля 1892 года официально отошел от дел, связанных с сооружением Западно-Сибирской железной дороги и защитой ее проекта в правительственных органах. Это был значительный, переломный момент – Н.Г.Михайловский становится литератором-профессионалом. На этой стезе он добился, как известно, выдающихся успехов.

Защита проекта Западно-Сибирской железной дороги (с мостовым переходом у с. Кривощеково) в правительственных инстанциях продвигалась успешно. Достаточно упомянуть, что проект Запсиба (с Кривощековским вариантом) был представлен в МПС К.Я.Михайловским в декабре 1891 года, а уже 5 мая 1892 года Комитет Министров принял решение о начале строительства и выделении средств. В июле 1892 года строительство Западно-Сибирской железной дороги началось от Челябинска. Поэтому нельзя не отметить описание некоторыми авторами перипетий «ожесточенной 2-летней борьбы» вокруг Кривощековского варианта.

Дошло, в запальчивости, и до такого «аргумента». По версии А.В.Никулькова, вынужден был по поводу Кривощековского варианта вмешиваться лично император Александр III – «он издал указ об утверждении Кривощековского варианта».

 
Вверх[Продолжение] • 15.05.1990. N 110. С.3

Не было этого. Даже по нашим меркам пройти за год с небольшим путь от начала изысканий железной дороги, протяженностью около 1400 км, до начала строительства в июле 1892 года – это большое достижение. Во всех инстанциях Кривощековский вариант проходил как «единственно возможный». Имевшиеся по этому поводу ходатайства представителей Колыванского купечества никем не принимались всерьез. А к заходу магистрали в Томск Кривощековский вариант мостового перехода через Обь, как известно, отношения не имел. 19 июня 1891 года основной состав V изыскательской партии Западно-Сибирских изысканий (возглавляемый Н.Г.Михайловским) из Колывани отправился в Томск, в район предстоящих работ. Всего в пределах, в основном, нынешней Томской области им проложено 515 верст трассы за период около двух календарных месяцев (50-55 рабочих дней). При существовавшей в то время норме 5 верст в день, Н.Г.Михайловский со своими коллегами и рабочими за день в среднем прокладывали около 10 верст. Кроме того, были выполнены изыскания мостовых переходов на реках Томь, Яя и других. После завершения полевых работ Н.Г.Михайловский отбыл во второй половине августа через Томск в Самару для камеральной обработки полученных полевых материалов. В связи с окончанием работ и сдачей финансового отчета 22.08.1891 года Н.Г.Михайловский подал свой рапорт. Будучи человеком исключительно щепетильным в вопросах чести и достоинства дворянина и инженера путей сообщения, Н.Г.Михайловский по завершении полевого сезона 1891 года правильно оценивал свою роль. В своей Пояснительной записке от 11 ноября 1891 года он писал: «...инженеру В.И.Роецкому было поручено обстоятельное изучение этой реки (р.Оби – В.К.). Из рассмотренных им переходов он остановился на переходе на Кривощеково, как на таком, в котором недостатка указанного выше (недостатка Колыванско-Скалинского варианта мостового перехода – В.К.) нет... оставляю дальнейшее исчисление выгод того перехода в сравнении с переходом у Скалы, так как это обстоятельно разобрано в записке инженера Роецкого...»

В среде инженеров путей сообщения в то время было много кривотолков о конфронтации между К.Я. и Н.Г. Михайловскими. Но в отношении варианта на Кривощеково это был как раз тот, один из немногих, случаев, когда Н.Г.Михайловский без колебаний поддержал решение, принятое К.Я.Михайловским по Кривощековскому варианту мостового перехода.

Таким образом, есть все основания констатировать, что сам Н.Г.Михайловский в 1891 году никаких притязаний на авторство по Кривощековскому варианту не имел. Более того, он оказался впервые в районе расположения будущего города Новосибирска лишь в 1898 году. Он проехал в этом году через уже построенный Обской мост и станцию Обь в качестве пассажира, направляясь на восток в одно из своих путешествий. Сделана в это время Н.Г.Михайловским в своем дневнике известная запись в связи с его воспоминаниями о событиях, происшедших в 1891 году при изысканиях места мостового перехода через Обь. Трудно, конечно, выяснить причины, побудившие его к этому. Попытаемся понять видного к тому времени писателя и инженера – ведь еще в 1897 году имели место претензии министерских чиновников к Н.Г.Михайловскому. От него требовали возвращения в казну денег, якобы неоправданных им в связи с финансовым отчетом по итогам его работы на изысканиях в Сибири в 1891 году.

Симпатии новосибирцев к Н.Г.Михайловскому – выдающемуся русскому писателю и видному инженеру путей сообщения – нисколько не ослабнут от того, что он займет в истории Транссибирской железнодорожной магистрали свое, достойное место. Сибиряки всегда будут признательны Н.Г.Гарину-Михайловскому, выдающемуся сыну России, за то, что он посвятил Сибири одну из страниц своей жизни.

Подводя некоторые итоги, можно отметить следующее.

К славной когорте основателей Новосибирска принадлежат сотни, тысячи рабочих, которые построили первый железнодорожный мост через Обь. К ним относятся и те немногие строители, фамилии которых известны достоверно. Это бывший крестьянин И.А.Волконогов, пришедший пешком из Петропавловска строить мост на Оби в 1892 году. Это - кузнец-клепальщик на строительстве моста Е.А.Грознов, организатор первого социал-демократического кружка на станции Обь. Нет никаких сомнений, что удастся восстановить имена многих других рабочих-мостостроителей и путейцев, свершивших на берегах Оби свой трудовой подвиг.

Восстанавливая историческую справедливость, нельзя не вспомнить и славную когорту русских инженеров путей сообщения: К.Я.Михайловского, В.И.Роецкого, Л.И.Березина, В.Ф.Николаи, Н.Г.Михайловского (Н.Г.Гарина-Михайловского), Н.П.Меженинова, Н.А.Белелюбского, Н.Б.Богуславского, Г.М.Будагова, Н.М.Тихомирова.

Вернусь к началу статьи. Что же можно было бы предпринять, чтобы увековечить память основателей города.

  1. Создать при Новосибирском горисполкоме ассоциацию «Монумент». Для этого избрать оргкомитет, разработать проект устава ассоциации и план ее деятельности, провести учредительное собрание.
  2. Объявить конкурс на выбор места для монумента и лучший проект монумента. Информировать горожан о деятельности ассоциации «Монумент», о ходе творческих конкурсов, обеспечивая гласность и демократичность при выборе лучших проектных решений.
  3. Открыть монумент в дни празднования 100-летия со дня основания Новосибирска.
В.КИРИЛЕНКО, доцент НИИЖТа,
почетный железнодорожник.
    Гонорар за публикацию автор попросил передать в будущий фонд строительства монумента в честь основателей города.
 Храм
*
 
Источник публикации: Кириленко В. Так кого же считать основателем города? // Веч. Новосибирск. - 1990. - 14 мая, N 109. - С.3; 15 мая, N 110. - С.3. - (К 100-летию Новосибирска).
 
Вечерний Новосибирск
 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
Уголок Уголок
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:00 2013. Размер: 19,284 bytes.
Посещение N 4885 с 12.01.1999