Навигация
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ НОВОСИБИРСКА 
Горшенин А. Основатели (часть 2)
 
*
 
Советская Сибирь
---
Н.А.Белелюбский
Белелюбский Николай Аполлонович
(1845-1922)
 
 
Поэт мостостроения

«Пишу тебе, дорогая мамочка, еще раз с дороги... Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял билеты до Красноярска...» – писал, пристроившись в маленьком вокзальчике станции Обь, молодой Владимир Ульянов, направлявшийся в сибирскую ссылку. Рано утром 2(15) марта 1897 года прибыл он в Кривощеково и вот теперь, переправившись на правый берег, ждал отправления поезда N 4, который должен был везти его дальше, в Красноярск.

Между прочим, В.И.Ленин оказался одним из первых российских пассажиров, едущих из Европейской России к берегам Енисея сквозным железнодорожным путем. Всего лишь днем раньше от станции Обь до Красноярска открылось временное движение поездов.

Но при чем тут лошади, о которых упоминал в письме Ленин? А дело в том, что мост через Обь был уже хоть и готов, но еще окончательно не принят комиссией, и пассажиры с левого берега на правый переправлялись на лошадях. К прибытию поезда на станцию Кривощеково собиралось много ямщиков. К станции Обь они везли пассажиров по льду реки рядом со строящимся мостом.

Пройдет месяц – и первый из мостов-гигантов Великого рельсового пути (Енисейский и Амурский войдут в эксплуатацию позже) навсегда свяжет два самых крупных и значимых участка Транссиба – Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Ну а сам обской мост войдет в историю как крупнейшее сооружение Западно-Сибирской магистрали, которому своим рождением будет обязан один из крупнейших российских городов.

Строился же мост через Обь по проекту знаменитого русского инженера-мостовика, выдающегося ученого в области строительной механики и мостостроения Николая Апполоновича Белелюбского.

Родился он в 1845 году в Харькове. Окончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию, а следом и Петербургский институт путей сообщения, где за отличные успехи его имя было занесено на мраморную доску. Он был оставлен преподавать в институте, а параллельно читал лекции в Институте гражданских инженеров, Горном институте и: Академии художеств.

Лично Н.А.Белелюбским и под его руководством разработано более сотни проектов больших мостов, общая длина которых составляет почти два десятка километров. Это мосты практически через все крупные реки Российской империи. Кстати говоря, по проектам Н.А.Белелюбского построены и все крупнейшие мосты Западно-Сибирской железной дороги, в частности, через Обь, Иртыш, Ишим, Томь.

Николай Апполонович обладал чувством нового и всегда старался воплотить в жизнь самые прогрессивные и новые идеи. Поэтому все сооружения Н.А.Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью и высокой надежностью. Он и студентов призывал: «Стройте рачительно, бережно, экономично, проч-но. И ново. Это дело на века».

Как ученый Н.А.Белелюбский представлял русскую науку на многих международных железнодорожных конгрессах и выставках. О его мировом признании свидетельствует тот факт, что он избирался почетным доктором инженерных наук Германии, Франции, Англии, его творчество было представлено на многих международных выставках (на Парижской он был удостоен высшей награды).

Деятельность Н.А.Белелюбского была вообще чрезвычайно широка и многогранна. Современники даже говорили, что он не человек, а целое министерство, а то и два.

Умер Н.А.Белелюбский 4 августа 1922 года в Ленинграде. И одним из памятников ему стал сооруженный по его проекту мост через Обь, отличавшийся оригинальностью, как один из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. В проекте Обского моста Н.А.Белелюбский применил и другие смелые технические решения, которые позволили этому грандиозному сооружению верой и правдой служить без всякой передышки почти сто лет.
 Г.М.Будагов
Будагов Григорий Моисеевич
(1852-1921)

Главный строитель обского моста

В конце февраля 1893 года проект обского моста был утвержден, а уже 30 апреля, с открытием навигации, на правый берег Оби, напротив села Большое Кривощеково (чуть ниже речки Каменки), высадился первый отряд мостостроителей, прибывших сюда после завершения Самаро-Златоустовской железной дороги на судах «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Днем позже конным поездом в шесть экипажей из Колывани прибыл с группой специалистов инженер Г.М.Будагов, которому было поручено руководить строительством моста.

Григорий Моисеевич Будагов – инженер-путеец, начальник работ по постройке обского моста – был, как и другие «отцы-основатели» нашего города, личностью заметной и неординарной.

Родился он в 1852 году в Петербурге. Окончил с серебряной медалью гимназию и Петербургский институт путей сообщения. Работал на изысканиях железнодорожной линии на участке Сызрань – Самара. Был инспектором на постройке моста через Волгу, помощником начальника строительства моста через Днестр, начальником участка на строительстве железной дороги Уфа – Златоуст. Здесь, кстати, он подружился с Н. Г. Гариным-Михайловским. Отсюда Г.М.Будагов был направлен на берега Оби. Так что к постройке обского моста он приступил уже опытным инженером.

С мая 1893 года начались подготовительные работы, а спустя год, 20 июля 1894 года, «в полдень, в присутствии губернатора, тайного советника Тобизена, строителей Михайловского и Меженинова, многочисленной публики и при огромном стечении народа состоялась торжественная закладка железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково».

Строительство моста сразу же приняло широкий размах: заготавливали лес, рыли котлованы, тесали камень, подвозили и собирали кессоны. На реке с огромных плотов-барж возводились каменные опоры. Вместе с мостом активно строилось все, что прямо или косвенно было связано с ним или с Транссибом: примыкающие с востока и запада участки железной дороги, трехкилометровая ветка от пристани к станции Обь, депо, ремонтные мастерские, вокзальное здание, водонапорная башня, лесопильный завод...

Мост, как магнит, притягивал к себе большие массы людей. На строительстве мостовых объектов трудилось около пяти тысяч человек, да еще летом прибавлялись десять тысяч сезонных рабочих. Этот бурный переселенческий поток привел к образованию двух новых поселков: один – в устье Каменки, где селились в основном мостовики, другой – в районе станции, где жили преимущественно путейцы. Поселки росли стремительно и стихийно, обрастая, как валежины опенками, халупами, полуземлянками, разного рода «балагашками». Чтобы упорядочить этот процесс и закрепить рабочих на строительстве, по распоряжению Г.М.Будагова за рекой Каменкой строили ускоренными темпами общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками. К 1896 году возникло здесь более двадцати таких жилых кварталов. Возникли и первые улицы: Кривощековская, Каинская, Колыванская, Александровская – в поселке у Каменки; Михайловская, Вокзальная – в пристанционном поселке.

Прекрасный специалист и организатор, Г.М.Будагов сумел сплотить собравшихся из разных концов России людей многих профессий в единый трудовой коллектив, возводивший в рекордные сроки и огромный мост, и станцию, и подъездные пути, и жилые кварталы, и многие другие необходимые объекты.

Г.М.Будагов пользовался среди рабочих огромным уважением и авторитетом. И не только как хороший руководитель. За строительством моста он не забывал о создании нормальных условий жизни для своих рабочих. Он открыл бесплатную школу для детей рабочих-строителей, содержавшуюся на его же средства. При школе была библиотека с залом для любительских спектаклей и концертов. Школа эта находилась около реки Каменки, в самом начале нынешней улицы Большевистской. Днем там обучались ребятишки, а вечером – взрослые. В этой школе дети получали учебные пособия бесплатно, а в зимние каникулы, у елки, им раздавались подарки. Школьные педагоги, приглашенные на работу самим Будаговым, не только учили детей, но и вели культурно-просветительскую работу: проводили воскресные чтения для взрослых, организовали хор и драмкружок, ставили пьесы русских классиков. Любопытно, что декорации к пользовавшимся большим успехом любительским спектаклям изготавливали и рисовали инженеры и техники, работавшие под началом Г.М.Будагова.

С легкой руки Георгия Моисеевича подобная школа появилась и в Кривощеково. Г.М.Будагов был попечителем обеих этих школ и заботился о них несколько лет, пока велось строительство моста. Народ так и называл их – «будаговские».
Строительство моста

Хороший пример заразителен, и в 1896 году на станции Обь на частные средства, собранные по подписке, открыли еще одну школу.

В 1896 году Г.М.Будагова назначили помощником начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги, и он переехал в Томск. Но жители Новониколаевска его не забыли: в знак глубокого уважения и признания его заслуг одна из улиц города (нынешняя Большевистская) с 1894 по 1920 годы называлась Будаговской.

После революции 1917 года Г.М.Будагов был членом технического комитета Комиссариата путей сообщения и членом Всероссийского совета народного хозяйства.

Свою жизнь Г.М.Будагов закончил в родном городе на Неве в 1921 году.

Алексей ГОРШЕНИН,
(Начало в N 106. Окончание следует)
 
---
* Источник публикации: Горшенин А. Основатели // Советская Сибирь (Новосибирск). - 2003. - 7 июня, N 110. - С.3: ил. - (Лица сибирской столицы).
 
Храм
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 
 
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:16:00 2013. Размер: 15,073 bytes.
Посещение N 4554 с 01.09.2003