Навигация
 
 
 
100 лет. События. Люди (1993)из книги: НОВОСИБИРСК. 100 ЛЕТ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ: 1893-1993* 
ПОСЕЛОК НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ. 1893
 
---
Предисловие • 1893 • 1894 • 1895 • 1896
Литература • Приложение
 
---
 
 
 
1893
30 АПРЕЛЯ. Для строительства железнодорожного моста через Обь близ устья Каменки прибыл первый отряд мостостроителей - квалифицированных рабочих, инженеров и техников, участвовавших в возведении Самаро-Златоустовской железной дороги. С открытием навигации они приплыли на судах «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли».

1 МАЯ. Из Колывани в Кривощеково приехал конным поездом Г.М.Будагов, главный инженер строительства железнодорожного моста.

**
*
 К.Я.Михайловский
Константин Яковлевич
Михайловский

Этим событиям предшествовали изыскания по трассе Челябинск-Мариинск в начале 1890-х гг. Начальник изысканий Западно-Сибирской железной дороги (а позже начальник строительства этой дороги) К.Я.Михайловский-первый решил организовать особую изыскательскую партию (пятую, Обскую, как она названа в документах) для определения местоположения железнодорожного моста через Обь. Во главе этой партии был поставлен инженер В.И.Роецкий, а начальником шестой, Колыванской, партии назначен Н.Г.Михайловский-второй (Гарин-Михайловский), инженер-изыскатель, известный в России писатель.

Перед шестой партией ставилась задача определить направление линии на восток от р. Оби в сторону Мариинска и обследовать трассу возможной железнодорожной ветки на Томск. Однако ввиду недостатка средств, выделенных Министерством путей сообщения, Обскую партию В.И.Роецкого включили на правах отдельного изыскательского отряда в состав партии Н.Г.Гарина-Михайловского, назвав последнюю пятой, Колыванской. Приказом министра путей сообщения от 8 апреля 1891 г. В.И.Роецкого назначили старшим инженером и помощником начальника этой партии.

Отряду В.Роецкого предстояло провести детальное изучение возможного перехода Оби и на основе изысканий предложить окончательный выбор. 19 июня основные силы изыскательской партии во главе с Николаем Георгиевичем двинулись из Колывани на восток, а 20 июня участники отряда В.Роецкого приступили к изучению района Оби. Выполняя поручение Гарина-Михайловского не ограничиваться «пределами инструкции», они тщательно обследовали участок около 100 верст вверх и вниз от Колывани, выделив возможные переходы в самых узких местах Оби у селений Ташаринского, Дубровинского, Орского, Скалинского и Кривощековского. Обследования показали, что переход у Кривощеково имел явные преимущества перед другими: наименьшую ширину русла реки (360 саженей против 706 у Скалинского, 468 - у Орского и 444 - у Дубровинского и Ташаринского), наименьшую ширину разлива - 550 саженей против 1500 саженей у Скалинского и Ташаринского, 2200 - у Орского и 2400 - у Дубровино.

Примерно 16-18 августа 1891 г. Н.Г.Гарин-Михайловский, в связи с завершением основных изыскательских работ, выехал из Томска в Самару. В.Роецкий, оставшийся за начальника пятой партии, завершил изыскания и представил материалы с обоснованием перехода Оби у с. Кривощеково. К.Я.Михайловский, прибывший туда, осмотрел переход в районе Кривощеково и одобрил его. 2 октября 1891 г. министерство утвердило итоги изыскательской деятельности, включая Кривощековский вариант, и решило представить вопрос о начале строительства Западно-Сибирской железной дороги на утверждение Комитета министров.

В спешном порядке К.Я.Михайловский уже 11 декабря 1891 г. подал проект сооружения этой дороги с Кривощековским вариантом как единственно возможным. В пояснительной записке к проекту он писал, что переход Оби у «Кривощеково представляется наиболее удобным и стоимость моста наиболее дешевою». К 20 февраля К.Я.Михайловский подготовил материалы изысканий В.И.Роецкого для составления проекта моста: план перехода, профиль по линии и эскиз моста, профиль по линии выше и ниже мостового перехода и др. На их основе проф. Н.А.Белелюбский разработал проект моста через Обь. 5 мая 1892 г. Комитет министров утвердил строительство Западно-сибирского участка Сибирской железной дороги.

Двумя месяцами позже начались работы от Челябинска, а с июня 1893 г. они велись по всей линии до Оби. Благодаря деятельности пятой изыскательской партии и непосредственно отряда В.И.Роецкого было выбрано место для строительства железнодорожного моста через Обь. Отмечая большое значение этого варианта, Н.Г.Гарин-Михайловский в пояснительной записке от 11 ноября 1891 г. писал, что «согласно распоряжения начальника работ (К.Я.Михайловского. - Л.Г.), направление на Кривощеково представляется как магистральное направление».
 
В.И.Роецкий 
Викентий Иванович
Роецкий

Скупые сведения о нем хранит «Формулярный список коллежского секретаря, теперь коллежского асессора Викентия-Игнатия Роецкого». Он родился 1 февраля 1861 г. в Польше в семье мещан римско-католического вероисповедания. В 1884 г. окончил Петербургский университет «по математическому разряду физико-математического факультета со степенью кандидата» и в 1887 г. - Институт инженеров путей сообщения со званием «гражданского инженера, с правом производства строительных работ». После окончания двух вузов в течение полугода служил рядовым в 145-м Новочеркасском пехотном полку и уволен в запас в чине унтер-офицера.

С мая 1889 г. Роецкий - штатный инженер IX класса, исполняющий обязанности младшего помощника делопроизводителя технического отдела Управления казенных дорог. Видимо, на этой скромной должности блестяще образованный Викентий Иванович Роецкий (русский вариант его имени-отчества, фигурирующий в переписке) показал себя с наилучшей стороны - К.Я.Михайловский-первый в своей просьбе к председателю Временного управления казенных железных дорог назвал его в числе 12 лучших инженеров, которым с 15 апреля 1891 г. поручалось проведение изысканий по трассе Челябинск-Мариинск, и назначил его начальником изыскательского отряда для определения местоположения железнодорожного моста через Обь. Рассмотрев варианты, Роецкий, по словам Гарина-Михайловского, «остановился на переходе на Кривощеково».

После изысканий Викентий Иванович Роецкий остался на строительстве Сибирской железной дороги - работал начальником дистанции первого разряда близ ст. Полуденной Петропавловского уезда Акмолинской области. В марте 1896 г. в возрасте 35 лет он скоропостижно скончался.

**
*
 
 Н.Г.Гарин-Михайловский
Николай Георгиевич
Гарин-Михайловский

Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним - Н.Гарин) родился 8 февраля 1852 г. в Петербурге в дворянской семье военного. Закончив Ришельевскую гимназию в Одессе, поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре перешел в Институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1878 г. со званием «гражданского инженера путей сообщения, с правом производства строительных работ». Через всю жизнь он пронес два горячих увлечения, сочетавшихся в его деятельности: строительством железных дорог и литературным творчеством. Сразу же после завершения учебы вместе с другими выпускниками отбыл в Болгарию в распоряжение главнокомандующего российской армией, действовавшей против Турции в войне 1877-1878 гг., на должность старшего техника по строительству шоссейной дороги до Бургаса.

Затем - участие в строительстве железных дорог Бендеры-Галац и Батум-Самтредиа, проектирование участка Уфа-Златоуст, узкоколейной северной дороги Кострома-Вятка, изыскания в Сибири, работа на Казань-Малмыжской, Самаро-Кротовской (узкоколейной) и Южно-Бережной (электрической) железных дорогах. Характерные черты деятельности Николая Георгиевича - творческое отношение к проектированию и строительству, рациональное использование государственных средств, их экономия при осуществлении проектов, применение передовых методов управления (выборность администрации, общественный контроль, гласность и др.), широкое освещение в прессе вопросов проектирования и железнодорожного строительства. Оценивая деятельность Гарина-Михайловского, начальник изысканий и строительства Западно-Сибирской железной дороги К.Я.Михайловский-первый писал об его «способностях и полном желании служить пользе дела».

В 1891 г. Гарин-Михайловский, возглавляя пятую изыскательскую партию, исследовал трассу от Колывани до ст. Почитанской, наметил место для строительства железнодорожного моста через р. Томь у с. Тутальского и направление железнодорожной ветки, соединившей Томск с основной трассой. Он писал: «В инструкции, полученной мною, предполагалось сделать изыскания от ст. Ов-чинниково на Колывань до соединения у ст. Почитанки с линией инженера Меженинова. Сверх того требовалось провести ветку на Томск, по инструкции до 60 верст, а всего 470 верст». В отличие от других инженеров-изыскателей, оставшихся на строительстве Сибирской железной дороги, Гарин-Михайловский в стройке не участвовал и впервые увидел поселок Новониколаевский в 1898 г. по пути в Корею, где собрал и впервые издал корейские сказки.

Он широко известен как автор автобиографической тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты»; и «Инженеры», многих рассказов и очерков, в том числе и о Сибири. Был связан с большевиками, через A.M.Горького передавал им денежные средства на революционные мероприятия, был членом Харбинского комитета. Николай Георгиевич умер от паралича сердца 27 ноября 1906 г. в Петербурге. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища. В Новосибирске его именем названа площадь у вокзала Новосибирск-Главный.

**
*

МАЙ. Под руководством инженеров Г.М.Будагова и Н.П.Меженинова начались подготовительные работы по сооружению моста и железнодорожной станции. На правом берегу Оби рабочие, поселившиеся в быстро возведенных домах и землянках, готовили строительную площадку, подвозили и обрабатывали необходимые материалы. Непосредственным производителем работ назначен инженер Е.Е.Зенкевич, его помощником - инженер В.А.Линк. В районе нынешнего железнодорожного вокзала расчищали лес под будущую станцию, депо и мастерские для ремонта подвижного состава. Началось сооружение железнодорожной ветки от пристани до будущей станции. Работы по строительству ст. Обь возглавил инженер В.К.Жандр. Одновременно рабочие строили жилье, преимущественно бараки и землянки.

 Н.П.Меженинов
Николай Павлович
Меженинов

Николай Павлович Меженинов (1838-1915) - крупный строитель железных дорог в России. После учебы на физмате МГУ закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Работал начальником дистанции пути, участвовал в изыскании новых железных дорог Витебск-Конотоп, Нежин-Витебск, Конотоп-Москва, Конотоп-Минск. Строил Самаро-Златоустовскую железную дорогу. В июле 1887 г. назначен начальником изысканий, а потом - руководителем строительства Среднесибирского участка железной дороги. В сентябре 1889 г. выезжал в США для изучения опыта железнодорожного строительства. Многое сделал для сооружения железных дорог в Сибири, посвятив этому делу 13 лет. Руководил строительством ст. Обь, собора Александра Невского и т.д. Жители Новониколаевска назвали в его честь одну из улиц Межениновской (ныне ул. Челюскинцев), а под Томском его имя и сегодня носит станция Межениновка.

МАЙ - ИЮЛЬ. В процессе подготовительных работ возникли ячейки будущего города. В устье Каменки, впадавшей в Обь, рабочие-мостостроители основали «Поселок при строительстве моста через Обь», как его называли в официальных документах. Ниже по течению возник «Поселок при станции Обь». На огромной стройке, раскинувшейся по берегам Оби от Каменки до Ельцовки, работы велись круглый год.

«...На месте, где образовался поселок, был огромный бор и лишь только одиннадцать домов выселившихся из села Кривощековского крестьян-пермяков ютились на берегу Оби». (Из письма первого старосты пос. Новониколаевского военному министру).
 
Грузовая пристань на Оби 
Грузовая пристань в районе строительства
железнодорожного моста

27 СЕНТЯБРЯ. Вступила в строй железнодорожная ветка длиной около 3 км, соединившая пристань со строительной площадкой депо и ст. Обь.

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ. По инициативе и на средства Г.М.Будагова в поселке у моста открылась первая одноклассная с тремя отделениями бесплатная школа для детей строителей. Недалеко от устья Каменки Г.М.Будагов выделил барак под школу, пригласил для работы А.Трубина и А.Посельскую, а затем штатных учителей С.П. и Н.В.Козловых. При школе, в которой обучались 80 мальчиков и девочек, действовали библиотека дешевых изданий и воскресная читальня. В 1896/97 уч. году число учащихся увеличилось до 150 чел.

Григорий Моисеевич Будагов родился 2 января 1852 г. в Петербурге в семье служащих. Закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Институт инженеров путей сообщения, после окончания которого в 1874 г. был направлен в распоряжение Министерства путей сообщения «сверхштатным инженером без содержания», а затем - в Общество Оренбургской железной дороги помощником инженера по строительству железнодорожного моста через Волгу. Ко времени появления в Сибири Будагов уже имел большой опыт железнодорожного строительства и сооружения мостов.
 
 Г.М.Будагов
Григорий Моисеевич
Будагов

В мае 1893 г. приказом министра путей сообщения Г.М.Будагов назначен в распоряжение контрагентов по строительству больших железнодорожных мостов в Западной Сибири. При возведении моста через Обь он фактически выполнял обязанности главного инженера стройки. Специалист высокой квалификации, болевший за порученное дело, Будагов обеспечил успех масштабной стройки (только непосредственно на сооружении моста было занято около 400 чел.).

С июля 1895 г. в течение четырех лет Будагов работал младшим, затем старшим помощником и заместителем начальника строительства Среднесибирского участка железной дороги, а осенью 1899 г. направлен в Общество Московско-Казанской железной дороги и утвержден его главным инженером. Все эти и последующие годы не порывал связей с Новониколаевском, в котором (или в окрестностях города) более десятка лет проживала его семья. В 1911 г. состоялась новая встреча с Сибирью и Новониколаевском: действительный статский советник Г.М.Будагов возглавил строительство Алтайской железной дороги.

В годы советской власти Григорий Моисеевич - член Инженерного совета и Технического комитета Народного комиссариата путей сообщения. Участвовал в разработке плана железнодорожного строительства в России на 1917-1924 гг., который предусматривал, наряду со многими другими, сооружение Южно-Сибирской железной дороги (Барнаул - Павлодар - Орск), дороги Барнаул-Кузнецк, Томск-Енисейск с веткой на Ачинск и др. Умер в 1921 г. в Петрограде, где и похоронен. В память о талантливом инженере жители Новониколаевска назвали одну из первых улиц города Будаговской (теперь Большевистская), в начале которой, у р. Каменки, находилась школа, основанная им.

Покидая Новониколаевск, Г.М.Будагов обратился в городское управление со следующим письмом, напечатанным в газете «Алтайское дело» за 10 ноября 1915 г.: «Уезжая по окончании постройки Алтайской железной дороги в Петроград и расставаясь с Новониколаевском, считаю долгом своим принести вам, Городскому управлению и городской думе, глубокую признательность за все оказанные мне знаки внимания и за доброе ко мне расположение. Не оставляя надежды, что мне еще придется побывать в вашем городе, позвольте выразить искренние пожелания его дальнейшего роста и развития во всех отношениях».

Деятельность Г.М.Будагова отмечена наградами. Указом Сената от 18 марта 1891 г. Г.М.Будагов награжден орденом Святого Владимира 4-й степени «За отлично-усердную службу и особые труды по постройке Екатерининской железной дороги и Екатеринославского, через р. Днепр, моста». Позже он был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени (1890 г.) за успешное участие в сооружении Самаро-Златоустовской железной дороги и орденом Святой Анны 2-й степени (1897 г.) за успехи в строительстве Сибирской железной дороги.

Николай Васильевич Козлов родился 4 декабря 1896 г. в г. Усть-Каменогорске в семье мещан, перечислившихся из сибирских казаков. Окончив школу и Омскую учительскую семинарию, с 1890 г. работал в начальных школах в Семипалатинской области, а с сентября 1896 г. - первым штатным учителем в пос. Новониколаевском (школа Г.М.Будагова). В качестве младшей учительницы ему помогала его жена Стефанида Павловна, окончившая в Семипалатинске женскую прогимназию. С середины 1890-х гг. и до конца своей жизни служил учителем русского языка и математики в начальных училищах и гимназии Новониколаевска, бесплатно преподавал в воскресной школе для рабочей молодежи, открывшейся в 1910 г., активно участвовал в деятельности Новониколаевского общества попечения о народном образовании. С июля 1913 г. по август 1914 г. был учителем в мужской гимназии г. Каинска Томской губернии. С декабря 1918 г. заведовал шестым высшим начальным училищем, был членом Новониколаевского отдела Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры.
 
 р. Каменка
Район города у р. Каменки

НОЯБРЬ. Жители Кривощековского выселка, оказавшегося в полосе отчуждения, отказались принять предложенный им управлением Алтайского округа земельный надел и самовольно переселились в рабочие поселки строителей моста и ст. Обь.

ОСЕНЬ. В поселках насчитывалось 764 жителя и более 500 землянок, шалашей и других строений.

«Первые пришельцы и начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков». (Из статьи А.Трубина «Новониколаевский поселок», опубликованной в ж. «Нива», 1898, N 31).
 
«Строились бесконтрольно, кто где вздумает». (Из письма первого старосты пос. Новониколаевского военному министру).

КОНЕЦ ГОДА. Старший лесничий, прибывший из Барнаула в поселок строителей моста, после неудачной попытки выселить самовольных засельщиков установил обязательную арендную плату за усадебное место в 250 кв. саженей (10 саженей по улице и 25 саженей вглубь) по 1 руб. в год. Позже она выросла до 2,5, а затем и до 10 руб. в год.

 
Источник: Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993 / Отв. ред. Л.М.Горюшкин. - Новосибирск: Наука, 1993. - С.17-24.
Шифр ГПНТБ СО РАН: Г94-900 кх
Храм

 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 
[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Thu May 23 16:15:57 2013. Размер: 27,681 bytes.
Посещение N 3906 с 03.04.2009