Стратегия стабилизации экономики региона '94: Библиография (поз.113-142)
Навигация
ССЭР'94Стратегия стабилизации'94

Указатель
Logo

113. [65] Коротич В.И. Некоторые аспекты основ ценовой политики в регионе // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.91-96.

Обвальная либерализация цен привела к их резкому росту, падению жизненного уровня значительной части населения. Очевидные диспропорции ценообразования, отсутствие механизмов сдерживания роста цен требуют соответствующих корректировок в проведении реформ. Следует предусмотреть использование госрегулирования инвестиций, ценообразования, совершенствование кредитно - финансовой системы, антимонопольных мер и т.д. Особенно важно установление паритетных отношений с аграрным сектором экономики. В самостоятельных подразделах статьи автор предлагает комплекс мероприятий по сдерживанию инфляции, регулированию цен и поддержанию соответствующих ценовых пропорций в промышленности, сельском хозяистве, на транспорте, в бытовом и коммунальном обслуживании, торговле и общественном питании. Мероприятия рассчитаны на период перехода к рыночным отношениям (1993 - 95 гг.), преимущественно на примерах экономической и социальной ситуации в Нижегородской обл. Среди предлагаемых мер: продолжение установленного в области порядка согласования и регистрации свободных цен на нефтепродукты, определения повышающих коэффициентов к тарифам на электро- и теплоэнергию; установление предельных нормативов рентабельности на различные товары и услуги и т.п.

114. [121] К разработке прогноза на 1994 г.: В Министерстве экономики Российской Федерации // Экономист. - 1993. - N 9. - С.18 - 28.

Представлены материалы совещания, проведенного в середине июля 1993 г. в Минэкономике РФ с членами Совета при министерстве и руководителями экономических органов субъектов Федерации. На совещании отмечались тенденции, обеспечивающие переход к рынку и, вместе с тем, указывались причины негативных процессов в экономике - разрыв хозяйственных связей бывшего СССР, переоценка возможностей самонастройки экономики, ослабление государственного воздействия. В публикации приводятся базовые принципы, на основе которых Минэкономики разрабатывало прогноз на 1994 г.(индикативное планирование, рациональная система мер государственного воздействия, реорганизация неэффективных производств и т.д.) Особое внимание на совещании уделялось региональной специфике: материальным (натурально - стоимостным) балансам, оценке платежеспособного спроса в регионах (балансы спроса и предложения), бюджетам и финансовым балансам территории, региональной ценовой политике и т.д. Приводятся высказывания на совещании руководителей Омской, Новосибирской обл., Алтайского края, Башкирии, Хакассии, Ингушской республики о проблемах регионов (энергетика, налоги, материальные резервы, экспортно - импортные вопросы и пр.). Главный итог встречи - выработка механизмов взаимодействия Минэкономики РФ и регионов.

115. [123] Львов Д.С. Реальный курс экономических преобразований // Экономика и мат. методы. - 1994. - Т.30, вып.1. - С.5 - 18: 2 табл.

В статье рассмотрены подходы к формированию концепции экономических реформ в России и обобщаются предложения по повышению эффективности управления экономикой переходного периода (в материале использованы разработки В.Пугачева, В.Дементьева и др. сотрудников ЦЭМИ и Института энергетических проблем РАН под руководством А.Макарова). Неудачи в ходе реформ связываются прежде всего с кризисом в экономической науке и теоретической неподготовленностью процесса преобразований. В результате вместо стратегических исследований и критериев истинности господствует популизм; к лозунгам рыночного романтизма - "либерализация, стабилизация, приватизация" - добавились и другие "письмена" - "инфляция, стагнация, спекуляция". Для теоретической базы реформирования, по мнению автора, сегодня характерно игнорирование обширного зарубежного и отечественного опыта, не сводимого к либерально - монетаристским методам. Несправедливо игнорируется, например, теория оптимального функционирования экономики (ТОФЭ) - детище ЦЭМИ с начала 60-х гг. Среди особенностей российской экономики не учитываются два специфических обстоятельства: 1) главная причина инфляции, лежащая в монополизме, и 2) особенности структуры нашей экономики (приводится недавно осуществленный расчет эффективности отраслей в мировых ценах, показывающий, что 70% народнохозяйственной прибыли обеспечивает ТЭК). Автор анализирует стратегическую линию реформ (3 критерия успешности реформирования) и намечает ориентиры (определяющий замысел) ценовой политики, налоговой реформы, промышленной политики.

116. [71] Метла С.Т., Стулов С.В. Конверсия социальной сферы Нижегородской области // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.129 - 132.

В статье поднят вопрос о содержании социальной инфраструктуры, находящейся на балансе предприятий. В связи с либерализацией цен содержание объектов социальной сферы становится убыточным, затраты предприятий на эти объекты в десятки раз превышают темпы роста расходов населения на оплату жилищно - коммунальных услуг. Не спасают и льготы, предоставленные предприятиям по действующему законодательству. Многие из них уже тратят на финансирование указанных объектов от 50 до 100% собственной прибыли. Удельный вес ведомственного жилого фонда, находящегося на балансе акционируемых предприятий, достигает до 80% всего благоустроенного жилья. Решение многих проблем, по мнению авторов, лежит на путях конверсии социальной инфраструктуры. Необходимо проведение институционных преобразований, связанных с изменением формы собственности объектов социальной сферы, с одновременным реструктурированием доходов населения и снятием дотаций жилищно - зксплуатационным службам. Конверсия включает в себя два блока: 1) изменение формы собственности жилого фонда (передача его на баланс муниципальных органов) и акционирование (приватизация) жилищно - эксплуатационных служб; 2) перевод дотаций по содержанию жилого фонда в доходы граждан. По обоим направлениям произведены необходимые расчеты, подготовлены рекомендации.

117. [124] Мороз А. Инфляцией нужно управлять // Человек и экономика. - Минск, 1993. - N 11. - С.12 -16: табл.

Публикация заведующего гродненским областным отделом НИЭИ Госэкономплана, к.э.н. А.Мороза посвящена проблемам ослабления инфляционных процессов в Гродненской области (Белоруссия). Для области характерны диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, преобладание средств производства и промышленной продукции в составе общественного продукта, замораживание значительных ресурсов в избыточных производственных фондах и т.д. Анализируя инфляционные процессы, автор выделяет три формы инфляции - подавленную, скрытую и открытую; при этом он проводит различие между двумя первыми формами, существующими при централизованном контроле за ценами. Основные причины инфляции связаны с низкой эффективностью производства, с диспропорциями в структуре народнохозяйственного комплекса. Наряду с внутренними, существуют и внешние факторы раскручивания инфляции (разрыв хозяйственных связей и т.д.). Приводится статистика развития отраслей Гродненской области в 1993 г., констатируется нарастающий спад производства, изложены способы определения уровня инфляции (по индексу потребительских цен), методика исчисления сводного индекса потребительских цен, сводного индекса подавленной инфляции (неудовлетворенного спроса). В заключение предлагаются различные антиинфляционные мероприятия.

118. [84] Суринов Е.А. Социальные процессы и экономическая реформа // Общество и экономика. - 1993. - N 6. - С.21 - 30.

Глобальные социально - экономические преобразования всегда серьезно отражаются на уровне жизни населения и требуют постоянного и пристального изучения. Мониторинг должен отслеживать уровень доходов, их соотношение с ценами, равномерность распределения тех и других, изменения в потребительском поведении населения, количество бедных и границу бедности, динамику процессов воспроизводства населения, уровень адаптации к переменам и т.д. Центр экономической конъюнктуры при СМ - правительстве РФ ведет исследования социально - демографических изменений в России в ходе реформ, и в статье представлены некоторые обобщения полученных результатов. Отмечается усиление региональных различий в показателях жизненного уровня населения, в уровне денежных доходов на душу населения различных территорий. В 1992 г. происходило перемещение денежной массы в виде легальных доходов населения из центра России на восток и север, усиливалась дифференциация "богатых" и "бедных" территорий. Не менее сильно развивалось и расслоение внутри экономических районов (особенно в азиатской части). Анализ региональных уровней потребительских цен значительно изменяет общую картину обеспеченности.

119. [85] Суслов В.И. Межрегиональные связи: прошлое, тенденции, перспективы // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.69 - 74.

Экономическая система, созданная в рамках жесткой централизации управления и планирования, сформировала сильную взаимообусловленность структуры, производственных мощностей и межрегиональных связей. Разрушение этих связей может привести и приводит к катастрофическим последствиям. Спад производства, наблюдаемый в последние годы, в значительной степени вызван развитием дезинтеграционных процессов. Рыночная ситуация изменяет характер межрегиональных связей (в них вовлекаются производители, традиционно замкнутые на местный рынок); то же происходит и в кредитно - финансовой сфере - ярко проявляются инфляционные процессы, срабатывают эффекты монополизации российской экономики, выделяются центры притяжения денег и роста инфляции (крупные города, порты, центры добычи топливно - энергетических ресурсов). Автор делает попытку прогнозирования ситуации, указывая одновременно на большую сложность, в силу неопределенности действий правительства и множества влияющих факторов. При сближении структуры внутренних цен с мировыми возможно развитие опасного волнообразного инфляционного процесса, препятствием которому может служить государственное регулирование (поддержка внутренних цен) тарифными методами.

120. [23] Татаркин А. Социально - экономические проблемы формирования рыночных отношений региона // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.107 - 113.

Автор исходит из посылки, что истинная причина замедления реформ заключается в чрезмерном затягивании их на территориальном (региональном) и микроэкономическом (локальном) уровнях. После "запуска маховика" реформ на макроэкономическом уровне необходимо было обеспечить их необратимый характер путем перенесения реформирования на уровни территорий, республик, активного формирования региональных рынков. В связи с этим рассмотрены вопросы: 1) понимание рынка и его роли на уровне территориальных структур (автор поддерживает необходимость государственного планирования наряду с рыночными регуляторами, указывая, что крах потерпел лишь определенный деформированный способ планирования); 2) опасность абсолютизации универсальности рыночных механизмов; 3) признание территорий в качестве полноправных субъектов экономических реформ (в качестве примера анализируется положение Уральского экономического района); 4) механизм превращения территорий в субъекты рыночных отношений.

121. [116] Шайдуллин Б. Сага о новых компрадорах, которые томскую нефть превращают в навоз, дым и кое-что еще // Сибирская газета. - 1993. - N 25. - С.8.

Все фактические утверждения этого материала подкреплены документами. Версии - на ответственности автора - председателя комитета по внешнеэкономическим связям администрации Томской области. Он вполне готов к бурному опротестованию изложенных фактов, т.к. затрагивает интересы местных "нефтяных королей" и их покровителей в Москве. Суть материала в том, что квоты и лицензии, получаемые в Москве на экспорт нефти, не используются в интересах населения региона, а служат своекорыстным интересам узкого круга лиц, причем вырученные от продажи нефти средства оседают на счетах зарубежных банков. Автор констатирует, что несмотря на все декларации о радикальных реформах, в России сохранились все атрибуты унитарного государства: 75% всех бюджетных средств находится в руках федерального правительства, 70% всех банковских операций идет через Москву, основной поток экспорта природных ресурсов направляется через столичных спецэкспортеров. Основной тезис: "колониализм - внутри нас. Мы сами даем поводы и аргументы Московской чиновной рати." В настоящее время формируется прослойка новых компрадоров - части финансово-промышленно-номенклатурной олигархии, наживающей доходы на посредничестве между центром и территорией в ушерб интересам территории - явление характерное для слаборазвитых стран.

122. [48] Шнипер Р.И. Региональные проблемы рынкообразования // Регион: Экономика и социология: Известия СО РАН. - 1993. - Вып.1. - С.3 - 18: 3 табл.

В работе рассмотрены рынкообразующие факторы, влияющие на территориальные различия формирования и функционирования системы региональных рынков. Под этими факторами понимаются те, которые влияют на емкость и товарную структуру рынка, на схему движения товаров и капитала, на экономические отношения субъектов рынка, на уровень развития рыночной инфраструктуры, на степень учета региональных "рынкообразующих факторов" в правовых нормах и правовых взаимоотношениях субъектов рынка. Рынкообразующие факторы классифицированны на: климатические, природно - ресурсные, демографические, структурные, транспортные, расселенческие и градообразующие. Подробно рассмотрена каждая группа, воздействие их на рыночную конъюнктуру (по типам рынков - потребительского, средств производства, труда, капитала и т.д.), взаимосвязи между различными факторами, между различными типами региональных рынков (прямые и косвенные). Автор подчеркивает важность первоочередного инфраструктурного обустройства рыночного пространства, формирования объектов инфраструктуры на уровне международных стандартов.

123. [70] Местная власть: инициатива и здравый смысл // Экономика и жизнь. - 1993. - N 52. - С.1.

Аннотацию см. в разделе 2

124. [109] Повилейко Р. Кто разворовывает Сибирь? // Земля сибирская, дальневосточная. - 1993. - N 3/4. - С.8 - 11, 22 - 23.

Аннотацию см. в разделе 11

125. [83] Суринов А. Как мы живем? // Свободная мысль. - 1993. - N 6. - С.3 -9: 4 табл.

Аннотацию см. в разделе 11

126. [94] Экономические проблемы регулирования региональных агросистем // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.75 - 85: табл., 3 рис.

Аннотацию см. в разделе 4

127. [95] Явлинский Г.А. Экономические проблемы: региональный аспект // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.18 - 26.

Аннотацию см. в разделе 3


Раздел 6. Построение системы поддержки развития здорового предпринимательства, страхования бизнеса от коммерческих и других рисков, защиты предпринимателей от преступных посягательств на их собственность и результаты деятельности.

128. [51] Баткилина Г., Скамейкина Т. Поддержка малого предпринимательства: региональные аспекты // Экономика и жизнь. - 1994. - N 6. - С.18.

Разработчики рекомендаций по созданию региональных программ поддержки малого предпринимательства представляют подготовленные ими материалы (разработку готовило Министерство экономики РФ совместно с ГКАП и Госкомпромом России). Усиление роли регионов диктует необходимость создания практически самостоятельных, независимых от Федеральной программы, программ региональной поддержки малого бизнеса. Инициаторами выступают здесь и областные администрации, и различные региональные ассоциации и центры. Опыт Пермской, Тульской, Томской, Ярославской и других областей свидетельствует, что качество региональной программы напрямую зависит от четкой организации разработки и управления ею. В Псковской области программа была создана на конкурентной основе (Обладминистрацией и ассоциацией предприятий). В рекомендациях затронуты вопросы согласования программ с др. документами, выделения блоков функциональных подпрограмм и т.п.

129. [7] Ефименков В. Экономическая реформа в регионе // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.121 - 123.

Тяжесть негативных тенденций, охвативших функционирование народного хозяйства страны, по регионам распределилась весьма неравномерно. В более выгодном положении оказались регионы, в которых имеются значительные природные ископаемые, а доля хозяйственного производства невелика. В статье рассмотрен пример противоположного свойства. Анализируется ситуация в Курганской области, где деформированная структура народного хозяйства, ориентированного на потребности других территорий, с началом реформ резко ухудшила социально - экономическое положение. Предлагается освободить обрабатывающие предприятия от налогов или значительно их уменьшить (особенно для предприятий, удаленных от источников сырья). Для структурных изменений необходима государственная поддержка малых предприятий. Реформы необходимо переносить на микроэкономический уровень - в регионы. Также предложен ряд мер для поддержки сельского хозяйства.

130. [8] Каджая В. Олег Лобов: сегодня главное - региональные программы // Деловой мир. - 1993. - 17 июля. - С.12.

В статье представлены взгляды О.Лобова, который, в частности, отрицательно оценивает концепцию обвального характера экономических реформ. Отпуск цен требовалось осуществлять по частям, союзные органы - не разрушать одним махом, а последовательно адаптировать к новой роли в независимой России. То же - с отраслями, которые складывались десятилетиями. Основа концепции нового вице-премьера - необходимость государственного контроля за хозяйственной жизнью в стране, но не путем жесткого директивного планирования, а через концентрацию экономической политики и экономическое регулирование рыночных отношений. Минэкономики должно определять экономическую политику на основе учета региональных программ и региональных интересов. Необходим путь индикативного планирования.

131. [22] Румянцев А., Щербаха В. Активизация инновационной деятельности в крупном индустриальном центре // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.77 - 82.

Рассматривается проблема реализации инновационного потенциала крупных индустриальных центров в формирующейся рыночной среде (на примере Санкт-Петербурга). В условиях углубления структурного кризиса в стране это позволит перейти на принципиально новый путь развития хозяйства - инновационный, где научно - технические нововведения приобретут качества товара и будут ориентированы на спрос на рынке. Особенности инновационной деятельности - в сфере инвестиций (большой риск, долгосрочные вложения капитала), по исследованию рынка, бизнес-планированию и т.п. предлагается решать посредством создания свободных функциональных зон научно - технических нововведений. Формированием благоприятных условий (финансовых, правовых) должны заняться региональные органы управления. Предложены организационные мероприятия по созданию зон.

132. [112] Савватеева И. Провинция: вместо бартера - Гайдар // Комсомольская правда. - 1993. - 23 июля. - С.2.

Беседа корреспондента с руководителем Института проблем переходного периода посвящена экономике регионов и продвижению в них рыночных реформ. Институт подключился к консультированию властей Ярославской обл., помогает формулировать разумную рыночную политику и проводить ее в жизнь. На вопрос корреспондента, не есть ли ярославские проекты - простая консервация административно - командной системы (принудительное налогообложение в пользу строительной отрасли, бартер в промышленности, сельское хозяйство - на огромных бесконечных дотациях из облбюджета), Гайдар отмечает, что действия ярославцев вполне типичны в ситуации, сложившейся после 1.01.1992 г., а точнее - типично - инновационны. Но реформирование в регионах идет гораздо быстрее, чем можно было ожидать. В 1993 - 94 гг. адаптация должна привести к формированию новых региональных экономических политик. Все регионы - очень разные, со своими проблемами, но о продвинутости реформ можно судить: 1) по срокам размораживания цен на базовые продукты питания в 1992 г. (этого нельзя было сделать сразу на федеральном уровне) и 2) по успехам в региональной приватизации. Индивидуальные особенности приватизации могут быть, конечно, очень различны: в Петербурге тщательно готовили правовую базу, медленно начинали, но сейчас - в лидерах; а в Нижнем Новгороде приватизация пошла сразу, благодаря единству и взаимопониманию властей. Замедление реформ в регионах происходит там, где существует жесткий коммунистический контроль.

133. [91] Шуров Б.В. Принципы и условия формирования рыночных отношений в регионе // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.116 - 118.

Исторически концепции реформирования эволюционировали от идей "ускорения" и "обновления социализма" (А.Аганбегян, Т.Заславская, А.Гранберг и др.) к программам по расширению самостоятельности госпредприятий и хозрасчету (Н.Рыжов, Л.Абалкин, С.Ситарян), радикализации преобразований (Г.Явлинский, С.Шаталин, М.Задорнов) и "шокотерапии" (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.). В настоящее время сформировался общий взгляд на реформирование, несмотря на различные подходы к решению проблем. Основа - это формирование рыночных отношений, базирующихся на трех принципах: свободе предпринимательства, разных формах собственности и свободном ценообразовании. Свобода товаропроизводителя подкрепляется соответствующими нормативными документами, устраняющими массу существовавших ограничений. Однако фискальная налоговая политика (предел налоговых изъятий, определенный за рубежом по модели "нового федерализма" в 34%, в России перекрыт в 2,5 раза) подрывает основы предпринимательства. Основные меры по формированию рынка мало зависят от территорий. Они должны включать: единые и стабильные "правила игры" (пакеты законов), доверие к центру (президенту, правительству), оздоровление финансов, накопление капиталов, развитие систем социальной защиты, становление рыночного мышления.

134. [64] Королев Е.А., Ромашова И.Б. Определение общих принципов бюджетной системы и налогообложения в Российской Федерации // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.89 - 91.

Аннотацию см. в разделе 2


Раздел 7. Интенсификация отношений на рынке государственной (региональной) и муниципальной собственности, в первую очередь земли и недвижимости.

135. [97] Бойко И.В. Рыночные реформы в России: региональный аспект // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 7. - С.101 - 109.

Реформы российской экономики идут по тупиковому сценарию. С одной стороны, утеряна перспектива командно - административных методов. С другой - канонизация рыночных методов, слепое следование им (при отвержении их хозяйственной практикой) лишь обостряет противоречия и переводит их в политическую сферу. Автор ставит задачу максимально приблизиться к реалиям и определить стратегически верное направление для проявления стихийно действующей частной инициативы. Избранный правительством курс жесткой антиинфляционной политики понятен, пишет автор, и доказывает, что этот курс не приносит необходимого результата: "зажим" денежной массы ограничивает спрос, это ведет к падению объема продаж, цепному кризису неплатежей и т.п. Второй приоритет правительства - приватизация с ваучеризацией - лишь разрушают прежнюю систему хозяйствования и плодят наивные представления о возможностях частника накормить, обуть и компьютеризировать страну. Между тем, уровень и динамику развития определяет не доля приватизированных объектов, а соотношение между частными сбережениями и инвестициями. Благоприятную ситуацию создает рост накоплений у населения и предприятий, который предполагает разработку и реализацию структурной политики. Базируясь на опыте структурной перестройки в Японии после II Мировой войны, автор предполагает сосредоточить усилия на региональной структурной политике (подробно рассматривается пример Приморского края), причем с акцентами на технологическое изменение структуры экономики региона. В Японии повышение степени переработки сырья и переход к капиталоемким и наукоемким производствам привели к значительному снижению темпа роста цен. У нас же идет обратный процесс - "вымывание" указанных производств, что в результате дает мощный инфляционный заряд. Приморье, испытывая трудности с рабочей силой, финансами транспортом, могло бы сосредоточиться на производстве и экспорте наукоемкой продукции.

136. [52] Васильев Д.В. Задачи и содержание приватизации // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.27 - 33.

В статье председателя Госкомимущества России поднимаются проблемы приватизации, осуществляемой в ходе реформ. Важный успех состоит в том, что приватизация принята обществом: 721-й Указ Президента заинтересовал в ходе приватизации и трудовые коллективы, и администрацию. Успешно развивается и малая приватизация (в том числе и в Нижнем Новгороде). В 1993 году возможен выход на рубежи в 60-70% приватизированных предприятий торговли и сферы услуг, но в республиках показатель будет меньше - 35-40%, хотя важны не цифры, а обыденность процесса. Идея приватизационных чеков появилась под огромным давлением трудовых коллективов, и этот вариант отличен от пути, избранного в Румынии, Монголии, на Украине. Автор излагает свой взгляд на проблемы акционирования средних предприятии; на закрытую подписку на акции; на чековые аукционы, проводимые в различных регионах, и их перспективы в 1993 году. Среди важных задач: защита мелкого инвестора, укрепление доверия к чековым аукционам (составление графиков аукционов, информирование о них), заинтересованность предприятий в проведении чековых аукционов. Регионализация должна подразумевать: развитие нормативной базы приватизации, поддержка регионов - лидеров чековой приватизации, дифференцированный подход к регионам.

137. [11] Коломейчук А.Л. Региональное развитие // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.106 - 109.

Автор ставит вопросы совершенствования законодательной базы в интересах регионов. В настоящее время законодательство сковывает инициативу регионов в недропользовании, в ипотечном залоге земельных участков, а система налогообложения тормозит, а подчас и блокирует развитие местного предпринимательства. Регионы серьезно ущемляются в отношении внешнеэкономической деятельности, не имеют возможности предоставлять реальные залоговые гарантии как российским, так и иностранным контрагентам, привлекать инвестиции. Эксперименты со "свободными экономическими зонами" не проработаны, носят временный характер и, в отрыве от единых региональных программ, обречены на неудачу. Автор, представляющий АО "Региональное развитие", рассказывает о направлениях деятельности АО в сфере научно - технических экспертиз, обучения специалистов,содействия внешнеэкономической деятельности и конверсии на уровне сибирских регионов.

138. [12] Концепция управления федеральной собственностью // Вопросы экономики. - 1993. - N 10. - С.4 - 29.

Концепция разработана авторским коллективом под руководством Л.Абалкина и Б.Мильнера при участии Российского фонда федерального имущества. В разделе о распределении полномочий между органами федерального и регионального управления по объектам федеральной собственности (с.21-29) отражены вопросы: 1) характер и формы участия регионов в управлении федеральной собственностью; 2) условия и принципы распределения полномочий; 3) организация взаимодействия федеральных и региональных органов. В документе сформулированы критерии выделения федеральных предприятий, в управлении которыми могут участвовать региональные органы, предложены меры, стимулирующие участие регионов в развитии федеральной собственности.

139. [19] Пахомов В., Козаков Е., Игнатьева М. Региональное регулирование недропользования // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.114 - 120.

При переходе к рыночной экономике требуется рациональное сочетание двух подходов к недропользованию: с одной стороны, собственником недр выступает государство, делегируя часть своих прав на места; с другой - законным собственником недр и земли становится народ, а распорядителями выступают власти территорий. Социально - экономические и политические условия, а также возможности формирования местных бюджетов определяют необходимый баланс между двумя подходами. Ориентация на постепенную передачу недропользования территориям ведет к усилению социальной направленности процесса, когда наряду с экономическим выигрышем обязательно должны удовлетворяться социальные стандарты (приоритет - качеству жизни), сохраняться экологическое равновесие и т.д. Территориально-производственные комплексы, где приоритетна производственная специализация, необходимо трансформировать в систему социально-промышленных комплексов (СПК). С привлечением зарубежного опыта (в частности - США) освещены также вопросы государственного регулирования.

140. [126] Федоров С. Если хотим достойно жить...: Пять условий экономической стабилизации // Труд. - 1994. - 17 марта. - С.1 - 2.

Известный врач-офтальмолог профессор Святослав Федоров предлагает методы, способные, на его взгляд, вывести экономику России из кризиса и обеспечить гражданам достойную уверенную жизнь. Основных условий успеха - пять: 1) самое главное - справедливая оценка труда каждого работника; принудительный труд не способен быть производительным, а максимальную отдачу может дать только "связь с прибылью от совместного труда". Следовательно, необходима аренда коллективом орудий производства или полная их передача в коллективную собственность. Акционирование должно осуществляться на основе стажа работы и зарплаты за последние 3-4 года; по другому варианту - собственность, оставаясь государственной, передается за символическую плату в аренду коллективу. Таким образом, хозяин собственности получит возможность жить своим трудом, распоряжаться прибылью, а, значит, повысятся производительность и качество труда; 2) необходимы справедливые налоги, которые бы не подрывали богатство производителя, потому что богатые люди - основа бюджета страны; 3) требуется максимально поощрять инвестиции в производство, в том числе - иностранные (для этого: принятие закона об инвестициях; создание стабильных надежных условий для бизнеса (что будет препятствовать бегству капитала); символические таможенные пошлины на новые технологии и т.п.; 4) необходимо поддерживать достаточно низкие цены на энергию и сырье, т.к. они должны согласовываться с уровнем развития технологии и инфраструктуры страны; 5) требуется всемерно развивать инфраструктуру (транспорт, связь, банковскую систему и т.п.)

141. [112] Савватеева И. Провинция: вместо бартера - Гайдар // Комсомольская правда. - 1993. - 23 июля. - С.2.

Аннотацию см. в разделе 6

142. [116] Шайдуллин Б. Сага о новых компрадорах, которые томскую нефть превращают в навоз, дым и кое-что еще // Сибирская газета. - 1993. - N 25. - С.8.

Аннотацию см. в разделе 5


1-17 | 18-45 | 46-71 | 72-112 | 113-142 | 143-170 | 171-200 | Оглавление | Указатель | ССЭР'95

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 67,027 bytes.
Посещение N ;10891 с 03.10.1998