Стратегия стабилизации экономики региона '94: Библиография (поз.1-17)
Навигация
ССЭР'94Стратегия стабилизации'94

Указатель
Logo

Раздел 1. Выработка приоритетов в экономической и социальной политике, проводимой в регионе в условиях кризиса и выхода из него, заключение внутрирегиональных и межрегиональных картельных соглашений, направленных на выживание региона и смежных территорий.

1. [76] Прогнозирование экономического роста и территориально - отраслевые проблемы народного хозяйства: Сб. науч. тр. / Совет по изучению производительных сил; Редкол.: Б.М.Штульберг(отв.ред.)и др. - М., 1991. - 112 с.: ил.

В сборнике рассматриваются организационно - методические вопросы прогнозирования экономического роста и территориально - отраслевые проблемы народного хозяйства. В статьях отражены, главным образом, методические особенности решения данной проблемы в целом, а также в отраслевом и территориальном аспектах. Рассматриваются вопросы развития агропромышленного комплекса, машиностроительного и металлургического производства, некоторые проблемы повышения эффективности производства заготовок. Отдельно подняты проблемы создания и функционирования совместных предприятий в стране, региональной политики при размещении СП. на примере зоны влияния г.Кемерово освещаются задачи экологически ориентированного развития территориальных структур. В сборнике помещены: диаграмма уровня загрязнения воздушного бассейна в металлургических центрах страны и картограмма дифференциации регионов страны по уровню коэффициента опасности загрязнения атмосферы (при современном размещении предприятий черной металлургии). Сборник подготовлен по материалам исследований и выступлений аспирантов, молодых ученых и специалистов СОПСа.

2. [69] Малов В.Ю. Локальные территориальные системы / АН СССР. Сиб. отделение. Институт экономики и орг. пром. пр-ва; Отв. ред. М.К.Бандман. - Новосибирск: Наука, 1992. - 149 с.: ил. - Библиогр.: в примеч., с.142-146.

В монографии предлагается анализ закономерностей формирования локальных территориальных систем. Теоретически рассматривается подход к исследованию данных систем (объект и метод исследования; измерение общественно необходимых затрат на основе использования моделей локальных территориальных систем); методические вопросы исследований. Наряду с теоретическими выкладками содержится инструментарий проведения расчетов и примеры его практического использования - решение серии взаимосвязанных задач развития локальных территориальных систем Восточной Сибири (задачи оптимизации пространственных структур хозяйства региона в целом, локальных территориальных систем (Нижне-Ангарского ТПК, Верхне-Ленского ТПК), отдельных систем в старопромышленных регионах (Кузбасс, Владимирская область), размещения меднохимического завода на базе руд Удоканского месторождения. В решении указанных задач рассматривается все хозяйство территории, хотя и с разной степенью детализации. Основные итоги решения данного типа задач: 1) сопоставимость результатов избранных вариантов развития территории с необходимыми затратами (минимально возможными); 2) получение "картины" пространственной структуры хозяйства, с ее "разворачиванием" во времени.

3. [56] Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - 165 с.: табл.

Материалы сборника посвящены проблемам экономической реформы на Дальнем Востоке и в России, формированию рыночных отношений, оценке хозяйственной ситуации в регионе и путям выхода из кризиса. Эти темы были предметом острых дискуссий на двух крупных международных конференциях, проведенных в 1992 г. Институтом экономических исследований ДВО РАН. В соответствии с тематикой докладов в сборнике выделяются 4 блока: 1) макроэкономические проблемы реализации реформы в регионе и ее особенности; 2) международное сотрудничество на Дальнем Востоке и в АТР (переход к открытой модели развития); 3) демографическое развитие и проблемы управления трудовыми ресурсами; 4) природно - ресурсный потенциал региона и его трансформация в условиях перехода к рынку, а также проблемы развития отдельных сфер и отраслей Дальнего Востока, где в ходе реформ складывается кризисная ситуация (транспортный и топливно - экономический комплексы, конверсия оборонных отраслей). Текст снабжен большим количеством статистических таблиц. Тираж сборника - всего 100 экземпляров.

4. [42] Региональная экономика: новые подходы / Рос. акад. наук. Совет по размещению произв. сил и эк. сотруд-ву; Сост.: Козлов Л.А. (отв. ред.), Ильин И.А., Штульберг Б.М. и др. - М.: Наука, 1993. - 127 с.

Одной из причин кризисной ситуации и торможения перехода к рынку является недооценка, а иногда просто игнорирование территориального фактора социально - экономического развития. Стабилизация ситуации и углубление реформ все больше связываются с перенесением их тяжести на региональный уровень. Для этого необходимо изменить содержание, методологию и методы региональных зкономических исследований. Приоритетными должны стать разработка Комплексного прогноза развития и размещения производительных сил страны и ее регионов, а также научное обоснование региональных программ. Конечные цели подобных разработок - углубление территориального и международного разделения труда, развитие региональных рынков, поддержание общего экономического пространства, структурная перестройка экономики, разгосударствление и приватизация, демонополизация производства, конверсия, вопросы занятости (рынков труда) и ряд других. В книге рассматриваются: 1) проблемы методологии региональных исследований в новых хозяйственных условиях; 2) методы и проблемы прогнозирования регионального социально - экономического развития (в том числе вопросы формирования рынка топливно - энергетических ресурсов); 3) новые принципы управления региональным развитием (включая природопользование, инвестиции, социальную сферу).

5. [1] Абалкин Л. Доминирующий фактор: экономический кризис и пути его преодоления // Деловой мир. - 1993. - 24 июля. - С.10-11.

В общих принципиальных чертах описаны последствия "шоковой терапии" как средства "подхлестнуть" ход экономических реформ в России. Основные ее итоги: 1) начался процесс физического распада производительных сил, разрушения научно - технического и интеллектуального потенциала страны; 2) произошла глубокая деформация финансово - воспроизводственной структуры и всей системы распределительных отношений; 3) почти полная потеря управляемости экономикой приобрела угрожающий характер. На основе анализа происшедшего делается взгляд в будущее - представлена логическая схема развития реформы в России и ее основные этапы (на краткосрочную, среднесрочную (до 2005 г.) и долгосрочную (до 2020 г.) перспективу. Формулируются приоритеты, в том числе - опора на национально - государственные интересы.

6. [2] Бахчиев А.3. Сибирь имеет все предпосылки стать цементирующим звеном державы // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.53-57.

С привлечением исторических данных рассматриваются тенденции развития Сибири, при этом упор сделан на зкономико - географических аспектах проблемы. В связи с перспективой ускоренного развития регионального сибирского рынка и его естественной дальнейшей интеграцией с другими региональными рынками делается попытка оценить положение Сибири на трех уровнях: 1) формирование внутрирегионального сибирского рынка; 2) формирование общероссийского рынка; 3) активное включение в систему мирохозяйственных связей. Анализируются вопросы транспортной освоенности, трудовых ресурсов (миграционные процессы) и возникающие дисбалансы общероссийских и региональных интересов. В итоге сделан вывод о перспективах интегрирующей роли Сибири в системе общероссийского рынка, что во многом будет зависеть от возможностей реализации зкономико-географического потенциала.

7. [53] Где? Что? Почем?: Региональные аспекты оптовой торговли // Экономика и жизнь. - 1993. - N 51. - С.1.

Публикуемый материал раскрывает причины отсутствия паритета в ценах на региональных товарных рынках, без чего навозможно вообще функционирование единых рынков. Огромная территория РФ, высокомонополизированный характер производства, деформированная структура их размещения обусловливают значительную дифференциацию объёмов и структуры товарного спроса, емкости рынков, уровня цен, состояния запасов по товарным группам в различных регионах. Мониторинг показывает, что разброс в ценовой коньюнктуре между регионами может быть по группам товаров в 10 и более раз. В материале приводятся соответствующие примеры по Центральной России, Поволжью, Уралу и Сибири (Тюменская область). Приведена таблица ранжирования регионов - поставщиков продукции для осуществления закупок (в порядке убывания предпочтения), на основе которой возможна организация и проведение торгово-закупочной политики, поиск необходимых поставщиков. Эти данные могут служить исходной базой для принятия мер по развитию конкуренции с учетом сложившихся условий размещения производства.

8. [101] Горбунов Э. Не мерить рынок уездными мерками: Хозяйственная интеграция краев и областей - залог успеха реформ // Независимая газета. - 1993. - 26 авг. - С.4.

Пространственную структуру общероссийского рынка можно представить как систему координат, где по горизонтали отражены товарно - денежные отношения товаропроизводителей на уровне основного звена, а по вертикали - оборот рыночных ресурсов по территории. Оптимум интересов располагается на пересечении горизонтали и вертикали, где, собственно, и осуществляется процесс производства. Имеющиеся 88 субъектов Федерации отнюдь не самодостаточные территориальные факторы функционирования рынка, так как исходным условием должно являться наличие необходимого ресурсного потенциала. Три известных условия функционирования региональных рынков (самообеспеченность, самофинансирование, самоуправление) базируются на указанном основном (исходном). Однако по статистике примерно 1/3 российских субъектов не обеспечивает не только расширенного, но и простого воспроизводства (среди них - не только Калмыкия, Карелия, Тува, но и Камчатка, и даже Тюмень). Уровень жизни всегда определяется не предоставлением каких-либо прав, а именно уровнем достигнутого экономического развития. Автор предлагает формировать единый всероссийский рынок за счет хозяйственной интеграции субъектов Федерации в более весомые рыночные структуры на основе исторически сложившихся крупных экономических районов (КЭР), которые могли бы продолжить перспективные идеи системы совнархозов 60-х годов. Такие региональные объединения уже складываются (ассоциации "Большая Волга", "Уральское зкономическое сообщество", Сибирское соглашение ). В рамках предложенной концепции автор намечает принципы, на которых будут действовать КЭР, механизм их создания, взаимодействия с центром.

9. [55] Григорий Явлинский: "Это ваши реформы, господа, ваши!" / Беседовал В.Юкечев // Сибирская газета. - 1993. - N 44. - С.7.

В беседе с главным редактором "Сибирской газеты" В. Юкечевым Г. А. Явлинский формулирует основные положения предвыборной программы своего блока, а также собственный взгляд на некоторые актуальные вопросы. Давая оценку тенденции регионализации в России, Явлинский отмечает, что "проблема российских земель - это ключевой вопрос будущего России". Федеральный договор не давал решения этого вопроса, т. к. был построен "странным бюрократическим образом", когда губернатор подписывал договор со спикером парламента; на уровне каждого из 89 регионов такая форма договоров просто "неработоспособна". "Политика хаотической раздачи прав" регионам, по мнению Явлинского, носила крайне неравноправный, субъективный характер (достаточно сравнить среднюю зарплату в Новосибирской и Кемеровской областях). Сложилась ситуация, чреватая дезинтеграцией, которая категорически отлична от разумной децентрализации. Последняя подразумевает передачу прав на места, формирование новых отношений с центром. Интересы регионов разнонаправлены, и это - объективно. Но необходим поиск вектора общих интересов, взаимодополняемость.

10. [60] Единство реформы и реформа единства: (Доклад Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей) // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.34-55: табл.

В докладе, авторами которого являются С.Алексащенко, А.Нещадин и С.Косаренко (директор Экспертного института Е.Ясин), проанализированы причины распада СССР ("гибель империи") и перенесения центробежных тенденций на Россию. Констатируется развитие процесса децентрализации России путем перераспределения властных полномочий на места (не сопровождаемого передачей соответствующей ответственности). Этот процесс развивается стихийно, федеральная власть теряет возможности управления (при отсутствии механизма реализации своих решений), мероприятия территориальных властей часто не соответствуют общей идее реформы, но почти всегда отвечают интересам местного "истеблишмента". Опираясь на исследования Ю.Глазьевой и М.Кокуриной, материалы исследований Ленинградского финансово-экономического института, данные Госкомстата России и др., делается вывод об огромных стартовых различиях регионов России(классифицированы по шкале У.Ростоу, занимая весь спектр от "аграрной" до "индустриальной" стадии развития). Анализируется характер зкономической трансформации в регионах (по темпам, по избранной региональной модели), тенденции экономического поведения регионов. Приводятся возможные версии выхода из кризиса.

11. [103] Казанцев С. Сибирь милостыню просить не будет: Ее будущее - в руках тех, кто в ней работает // Федерация. - 1993. - 23 марта (N 32). - С.6.

В статье заместителя директора института экономики и организации промышленного производства СО РАН поднимаются вопросы социально - экономического положения Сибири на этапе перехода к рынку. Располагая богатейшим потенциалом, ресурсами общенациональной и планетарной значимости (озеро Байкал, сибирские леса ), Сибирь находится в состоянии кризиса, испытывает значительные трудности в экономике и социальной сфере. Эдесь обострены все сложившиеся в стране противоречия и диспропорции, особенно отношения между центром и регионами. Позиция центра по отношению к периферии: все брать (налоги, валюту, продукцию, информацию, ценных специалистов) и ничего не давать. Степень государственной поддержки регионов убывает пропорционально их удаленности от Москвы. Переход к финансированию не регионов, а отдельных проектов еще более усугубит ситуацию: породит массу посредников - бюрократов (для оценки, сортировки проектов и т. п.) нарушит межрегиональные связи, целостность территориальных образований. Автор ставит задачу не просить милостыню "ни деньгами, ни продуктами, ни советом". Он формулирует совокупность факторов, благоприятствующих внутрисибирской интеграции (наличие общих интересов, единых хозяйственных связей и т. д.), определяет: а) источники получения средств (предприятия добывающих отраслей, транспорт, туризм, экспорт наукоемкой продукции и ноу - хау); 6) основные направления использования средств (главное:на ослабление тех ограничений, которые сдерживают решение проблем); в) опасности, которые подстерегают (преступность, экология, передел мира, диктат, чужие советники).

12. [63] Козлов В.Д., Сорокин Г.К. Согласованность научной, инновационной и промышленной политики на региональном уровне: системный подход // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.76-79.

В статье рассматриваются существенные черты, характеризующие систему научной, инновационной и промышленной политики как объекта мезоэкономики. Восстановление единства системы, в которой предельная централизация нарушила взаимосвязь элементов на уровне регионов, предполагает следование следующим принципам: 1) системе приоритетов: а) создание интеллектуальной инфраструктуры и региональной системы экспертной деятельности (построенных на решающем звене - "отдельно взятой интеллектуальной личности"); б) обеспечение "мер безопасности" в интересах сохранения региональных научно - технических комплексов и их инновационного потенциала; в) интеллектуальное и финансовое сопровождение конверсии; 2) усилению внутрирегиональных системных связей при постепенном ослаблении централизованного влияния; з) системному использованию технологического потенциала региона для перехода на интенсивные модели развития. Предлагаемые в рамках указанных подходов меры, по мнению авторов, должны преследовать цель не столько выбора приоритетных научных направлений, сколько сохранения научно - технического комплекса, капитала, вложенного в науку, а также создание благоприятного экономического климата путем эффективной поддержки инновационной деятельности.

13. [106] Концепция и стратегия: К каким выводам пришел Институт социально-политических исследований Российской академии наук // Российская газета. - 1993. - 3 июля. - С.4.

Данный доклад продолжает и логически развивает положения документов: "Основные направления дальнейшего осуществления социально - политических и экономических реформ в России" (подготовлен комиссией РАН в 1992 г.) и "Социальная и социально - политическая ситуация в России: анализ и прогноз" (доклад института социально - политических исследований РАН, 1992 г.). Анализируя практику реформирования и ее последствия, авторы приходят к выводу, что "программа "шоковой терапии оказалась неудачной". Сложилась система, функционирующая по своим собственным имманентным законам, расширенно воспроизводящим негативные процессы. Во всех регионах фиксируется низкая степень удовлетворенности населения своей жизнью, наглядно проявляется кризис нравственности, усиливается процесс отчуждения человека от производительного труда. Неправильно в концептуальном смысле были избраны стратегия и тактика реформ. Не было принято во внимание вхождение России в постиндустриальную фазу развития. Это означает переход от форсированного технологического развития к экологически чистому и энергосберегающему, основанному на долгосрочных прогнозах, децентрализации и горизонтальных сетевых структурах управления. В докладе выдвигается и обосновывается интеграционная концепция реформирования, предполагающая отказ от "шоковых" (либеральных) методов реформ; обоснованное в условиях рыночных отношений государственное регулирование; создание единого экономического и правового пространства (противодействие распаду России, последовательная реализация принципа федерализма); плюрализм форм собственности (структуры смешанной собственности) и т.д.

14. [13] Кулешов В.В. Регион не временных, а постоянных интересов России // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.48-52.

В статье директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН проанализированы: геополитическая роль Сибири; социальные последствия реализации на территории Сибири концепции временного присутствия; смена социально - экономических ориентиров развития сибирских регионов. Курс на создание "сверхрентабельных" предприятий за Уралом (с сопутствующим "гигантизмом", разработкой "дешевого" сырья, использованием спецконтингента и т.д.) имел целью создание "оборонного щита" страны и использование Сибири по необходимости. Ныне для решения многочисленных проблем, вызванных изменением обстановки, требуется: разграничение ответственности государства и регионов; развитие самостоятельной международной инвестиционной деятельности региона; использование транзитной роли Сибири; внутрирегиональная интеграция.

15. [74] Немцов Б.Е. Основные направления региональной политики // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.8-17.

Автор статьи - губернатор Нижегородской обл. - исходит из положения, что "ячейками стабильности государства, общества становятся регионы". Серьезные перемены на федеральном уровне, в целом, будут мало сказываться на жизни регионов, если не считать, конечно, таких важных процессов как раскручивание инфляции или изменения в инвестиционной политике. Прогнозируется нарастание дезинтеграционных процессов, подстегиваемых политической борьбой. Увеличится давление центра на региональные бюджеты (в связи с перспективой инвестирования добывающих отраслей). В этих условиях положительную роль может сыграть начатая в области совместная с Г.А.Явлинским работа по укреплению межрегиональных горизонтальных связей, причем, не только экономических, но и политических ( о беспошлинной торговле, взаимном лицензировании). Подписанные межрегиональные соглашения и договоры содержали бы гарантии "прозрачности" границ, единых правил, хождение единого рубля и единых товаров и т.д. Все эти меры укрепляли бы единое экономическое пространство и сохраняли единство России. Автор подчеркивает, что главная причина успехов области лежит в политической сфере, в сфере согласия на всех уровнях. Приводится опыт области по решению вопросов бюджета, приватизации, защиты социальной сферы.

16. [21] Полежаев Л.К. Конверсия. И танки тоже // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.58-62.

Проблемы конверсии оборонного производства оказались намного серьезнее, чем первоначально предполагалось. На взгляд автора, настоящая конверсия должна включать следующие основные этапы: 1) разработка военной доктрины как основы перестройки ВПК; 2) определение номенклатуры военной техники на достаточно протяженную перспективу; 3) выработка приоритетов в производстве гражданской продукции на конверсируемых предприятиях и поддержка соответствующих госзаказов материальными и финансовыми ресурсами; 4) самостоятельно перепрофилирующиеся предприятия должны хотя бы 5 лет иметь необходимые льготы, дотации, государственные гарантии поддержки (в том числе - во внешнеэкономической деятельности). В статье рассматриваются проблемы оборонной промышленности омского региона, где разработали собственную программу региональной ("малой") конверсии, с учетом возможностей торговли оружием.

17. [79] Савалей В.В. Экономическое развитие Приморского края // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.150-158.

На основе анализа внутренних исходных условий (политической ситуации; экономического положения) и внешнего политико - экономического фона (идеи создания "экономического кольца" вокруг Японского моря, нарастающей торгово - экономической мощи Китая) автор предлагает собственный взгляд на модели будущей роли Приморья, отраслевые приоритеты развития и территориальные приоритеты. По его мнению, возможны три модели участия Приморья в разделении труда: 1) инерционный вариант - сохранение сложившейся специализации на поставках сырья (лес, рыба, полезные ископаемые), обеспечении базы флота и т.п.; 2) радикальный внешнеориентированный вариант - экономический отход от российских регионов, ориентация на связи с государствами Японского моря, Китаем, координация с проектом "Туманган" (обустройство рядом государств зонального комплекса вдоль реки Туманган; 3) умеренный сбалансированный - активная кооперация с территориями Сибири и Дальнего Востока, другими частями России и СНГ в качестве посредника между ними и Азиатско - Тихоокеанским регионом (АТР). Последняя модель, по мнению автора, наиболее перспективна. В связи с нею и должны быть построены отраслевые и территориальные приоритеты развития.


1-17 | 18-45 | 46-71 | 72-112 | 113-142 | 143-170 | 171-200 | Оглавление | Указатель | ССЭР'95

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 49,812 bytes.
Посещение N 894 с 03.10.1998