Стереотипные единицы в научных текстах: учебный словарь-справочник (Пермь, 2013) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаСтереотипные единицы в научных текстах: учебный словарь-справочник / сост.: М.П. Котюрова, Н.В. Соловьева, Л.С. Тихомирова. - 2-е изд. - Пермь, 2013. - 75 с.
Оглавление книги
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3

I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ ........................................ 10
1  Определение области исследования ............................ 10
   (исследование; внимание; изучение; информация;
   направление; путь)
2  Зарождение идеи ............................................. 12
   (идея; мысль; замысел; знание)
3  Презентация объекта и предмета исследования ................. 13
   (презентация объекта; условная квалификация объекта;
   квалификация объекта по функции; квалификация объекта
   как системы; наличие предмета; демонстрация предмета;
   структура предмета)
4  Постановка проблемы ......................................... 15
   (проблема; вопрос; цель; задача)
5  Выдвижение гипотезы ......................................... 18
   (гипотеза)
6  Материал и методы исследования .............................. 18
   (материал; метод; выбор способа решения: наблюдения,
   анализ)
7  Поиск аргументов ............................................ 20
   (порядок следования мысли; факт; эксперимент)
8  Создание концепции .......................................... 21
   (концепция; теория; закон)
9  Формулировка выводов ........................................ 22
   (вывод; результат)

II. КАТЕГОРИИ ТЕКСТА ........................................... 23
1  Логичность речи ............................................. 24
   (понятие; категория; свойства; признак; случай;
   характеристика предмета: по составу и включенности в
   состав / исключенности из состава, по устойчивости —
   изменению / развитию; логико-семантические отношения:
   "основания-следствия", иллюстративные, обобщения,
   модальности возможности / необходимости; сравнение и
   сопоставление объектов; описание условия исследования;
   описание противоречий и путей их преодоления; причинно-
   следственные связи; связи; условие; компоненты; элементы;
   данные; закономерности; дефиниция; классификация;
   особенность; принцип; совокупность)
2  Рациональная оценка ......................................... 30
   (общая оценка исследования: вклад, труд, роль, значение,
   влияние, интерес, место, уровень, признак, внимание,
   описание; оценка проблемы; количественная оценка; оценка
   анализа; оценка подхода; оценка материала; оценка вывода
   (результата); оценка личности автора)
3  Диалогичность научной речи .................................. 34
   (согласие с автором; частичное согласие с автором;
   согласие с автором при условии; несогласие с автором;
   частичное несогласие с автором; несогласие с трактовкой
   понятия; несогласие как совет, пожелание; несогласие как
   констатация спорных моментов; несогласие как возражение и
   упрек; несогласие как смягчение категоричности; несогласие
   как недоумение, удивление и досада; авторизация мысли;
   авторизация чужой мысли; неавторизованные формы изложения)
4  Связность речи .............................................. 42
   4.1  Композиционный аспект .................................. 42
        ("трафаретный" зачин; активизация мысли; логическое
        выделение мысли; связь с вышесказанным; связь
        с последующим; порядок изложения; указание на итог,
        обобщение)
   4.2  Конструкции связи ...................................... 45

ПРИЛОЖЕНИЕ

III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО НАУЧНОГО
ТЕКСТА ......................................................... 55
1  Образцы клишированных аннотаций ............................. 56
2  Модель реферата научной статьи .............................. 57
3  Список конструкций для реферативного изложения .............. 60
4  Типовой план для написания рецензии и отзывов ............... 61
5  Композиция и языковое оформление рецензии ................... 62
6  Список глаголов, употребляющихся при аннотировании,
   реферировании и рецензировании .............................. 64
7  Список оценочных конструкций ................................ 66
8  Схемы построения вводной и заключительной части научного
   произведения (автореферата, дипломной работы, проблемной
   статьи и т.п.) .............................................. 67
ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 69
CIMCOK ЦИТИРУЕМЫХ ТЕКСТОВ ...................................... 70


Словарь-справочник посвящен типичным речевым единицам, необходимым для выраження особого содержания научного текста - научного знания, знакомит с общенаучными словосочетаниями и синтаксическими конструкциями, позволяющими оформить связный научный текст, предоставляя пользователю материал для выбора целесообразных единиц из совокупности вариантов.
Для студентов, аспирантов, молодых ученых и всех желающих повысить уровень владения научным стилем речи.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:26:14 2019. Размер: 11,495 bytes.
Посещение N 1693 c 25.03.2014