Кондауров В.И. Процесс формирования научного знания (онтологический, гносеологический и логический аспекты) (М., 2013) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаКондауров В.И. Процесс формирования научного знания (онтологический, гносеологический и логический аспекты). - М.: ИНФРА-М, 2013. - 128 с. - (Научная мысль. Философия).
Оглавление книги
РАЗДЕЛ 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС АКТИВНОГО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО
ОТРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТОМ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ..................... 5

ВВЕДЕНИЕ ....................................................... 5

ГЛАВА 1  ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ............... 7
1    Объект .................................................... 7
1.1  Объект как чувственная вещь ............................... 7
1.2  Объект как чистая духовность ............................. 10
1.3  Объект как атрибут субстанции ............................ 13
2    Субъект .................................................. 16
2.1  Субъект как трансцендентальный субъект ................... 16
2.2  Субъект как абсолютный субъект ........................... 20
2.3  Субъект как субъектно-объектное тождество ................ 23
3    Субъект как субъект-объектное отношение .................. 31
3.1  Формальное тождество ..................................... 31
3.2  Формальное различие ...................................... 32
3.3  Конкретное тождество ..................................... 34

ГЛАВА 2  ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ............ 39
1    Отражение ................................................ 39
1.1  Непосредственное отражение ............................... 39
1.2  Опосредованное отражение ................................. 42
1.3  Научно-познавательное отражение .......................... 44
2    Преобразование ........................................... 46
2.1  Материальное преобразование .............................. 46
2.2  Идеальное преобразование ................................. 48
2.3  Научно-практическое преобразование ....................... 52
3    Исследование ............................................. 55
3.1  Эмпирическое исследование ................................ 55
3.2  Абстрактно-теоретическое исследование .................... 58
3.3  Конкретно-теоретическое исследование ..................... 62

ГЛАВА 3  ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .................. 65
1    Познавательная ситуация .................................. 65
1.1  Вопрос ................................................... 66
1.2  Проблема ................................................. 68
1.3  Задача ................................................... 70
2    Исследовательский процесс ................................ 72
2.1  Аналитический процесс .................................... 72
2.2  Синтетический процесс .................................... 75
2.3  Диалектический процесс ................................... 78
3    Результат ................................................ 81
3.1  Принцип .................................................. 81
3.2  Система .................................................. 83
3.3  Метод .................................................... 85
3.4  О единстве (тождестве) диалектики, теории познания и
     логики ................................................... 87

РАЗДЕЛ 2  ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ .. 91

ГЛАВА 1  ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ ..................... 94
1.1  Эмпирическое понятие ..................................... 94
1.2  Абстрактно-теоретическое понятие ......................... 96
1.3  Конкретно-теоретическое понятие ......................... 100

ГЛАВА 2  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ................................. 104
1    Номинальные определения ................................. 109
1.1  Остенсивное определение ................................. 110
1.2  Вербальное определение .................................. 113
1.3  Дескриптивное определение ............................... 117
2    Аналитические определения ............................... 120
2.1  Формальное определение .................................. 122
2.2  Функциональное определение .............................. 125
2.3  Рефлексивное определение ................................ 127
3    Синтетические определения ............................... 129
3.1  Генетическое определение ................................ 131
3.2  Субстанциональное определение ........................... 133
3.3  Номологическое определение .............................. 135

ГЛАВА 3  ДЕЛЕНИЕ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ ............................ 138
3.1  Дихотомическое деление .................................. 139
3.2  Атрибутивное деление .................................... 140
3.3  Рефлексивное деление .................................... 141
3.4  Трихотомическое деление ................................. 143
3.5  Классификация ........................................... 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................... 147
ЛИТЕРАТУРА ................................................... 149


Монография представляет собой попытку подробного анализа процесса формирования научного знания методом восхождения от "абстрактного к конкретному". В ней ставится задача развернуть системно, в восходящей форме многоаспектное содержание данного процесса.
Монография адресована не только тем, кто занимается научными исследованиями, но и студентам вузов, изучающих философию и логику.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:26:10 2019. Размер: 11,124 bytes.
Посещение N 2040 c 04.02.2014