Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации от клинописи до Интернета (Москва, 2009). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаМечковская Н.Б. История языка и история коммуникации от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. - М.: Флинта; Наука, 2009. - 582 с.
Оглавление книги
Предисловие .................................................... 11

                        Часть первая (вводная)
         КОММУНИКАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
          ОСНОВНЫХ КЛАССОВ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. ЯЗЫК И ДРУГИЕ
            СЕМИОТИКИ КАК ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Лекция 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ (ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИХ)
          ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ............ 14
          1. Лингвокоммуникативное измерение всемирной истории . 14
          2. Основные классы знаковых систем в природе и обществе17
          3. Филогенетическая систематизация основных классов
             семиотик .......................................... 36
          4. Срединное положение и посредническая ("переводческая")
             роль естественного языка в биолого-социальном
             континууме семиотик ............................... 40

Лекция 2. ЗНАЧЕНИЕ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ
          ЯЗЫКА ................................................ 45
          5. Изменчивость как фундаментальное свойство языка.
             Приоритет исторического знания в гуманитарных науках45
          6. Системность диахронии ............................. 47
          7. Синхронное состояние языка как результат диахронии.
             Диахроническая информация в синхронном описании
             языка ............................................. 48
          8. Объяснительная сила историко-лингвистичсского знания50
          9. Сходство истории языка и индивидуального развития
             речи (Биогенетический закон в лингвистике: корреляции
             между фило- и онтогенезом языка и деградацией речи
             при речевых расстройствах) ........................ 52
          10.История языка и ареальная лингвистика. Единство
             выводов синхронного и диахронического языкознания . 54
          11.Структура диахронической лингвистики: направления
             и дисциплины ...................................... 55
          12.Сравнительно-историческое языкознание
             (компаративистика) ................................ 56
          13.Диахронические исследования языка за пределами
             компаративистики .................................. 67

                            Часть вторая
       ПРИРОДА ИЗМЕНЧИВОСТИ ЯЗЫКА И ПРИЧИНЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Лекция 3. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ИСТОРИИ
          ЯЗЫКА ................................................ 76
          14.Значение проблемы причинности в историческом
             языкознании ....................................... 76
          15.Аспекты и уровни причинно-исторических объяснений
             в лингвистике ..................................... 77
          16.Предпосылки языковой изменчивости, связанные
             с синергетической природой языка .................. 80
          17.Вариативность речевых реализаций структуры языка как
             предпосылка языковой изменчивости ................. 81
          18.От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к
             изменениям в узусе, норме и языковой системе ...... 84

Лекция 4. ЯЗЫКОВЫЕ АНТИНОМИИ КАК ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ
          ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ .................................... 87
          19.Антиномии мысли и языковые антиномии как
             противоположные начала в языке и в коммуникации ... 87
          20.Асимметрия означающего и означаемого в языковом
             знаке ............................................. 88
          21.Антиномия возможностей языковой системы и
             избирательности нормы (узуса) ..................... 89
          22.Антиномия кода и текста ........................... 91
          23.Антиномия говорящего и слушающего ................. 93
          24.Антиномия информационной и экспрессивной функций
             языка ............................................. 94
          25.Антиномии в кругу других факторов языкового
             саморазвития ...................................... 96

Лекция 5. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
          В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ..................................... 97
          26.Какие события социальной истории особенно значимы
             для истории языков? ............................... 98
          27.Как отражается в языках эволюция мышления? ....... 100
          28.Какие языковые изменения можно объяснить "фактором
             экономии"? ....................................... 104
          29.Кто из говорящих более других склонен "экономить
             усилия" в своей речи? (М. Минский о генетических
             барьерах, мешающих экспансии "детского лепета"
             в речь родителей) ................................ 106
          30.Сознательное ("договорное") начало в истории языков108

                               Часть третья
           ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВ

Лекция 6. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ДИАЛЕКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТНИЧЕСКИХ
          МИГРАЦИЙ И ДИВЕРГЕНТНО-КОНВЕРГЕНТНЫХ ЯЗЫКОВЫХ
          ПРОЦЕССОВ ........................................... 122
          31.Диалектика дивергентных и конвергентных процессов
             и концепции образования языков ................... 123
          32.Важнейшие дивергентные процессы в истории
             индоевропейских языков ........................... 128
          33.Конвергентные процессы в истории языков .......... 136
          34."Языковой союз" как результат конвергенции
             языков-соседей ................................... 145
          35.Какие социальные обстоятельства определяют результаты
             контактирования и насколько симметричны
             взаимовлияния языков? ............................ 147
          36.Что определяет судьбы языков:
             дивергентно-конвергентные процессы или геополитические
             обстоятельства? .................................. 151

Лекция 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА .............. 153
          37.Классы звуковых изменений ........................ 153
          38.Артикуляционно-акустичсские условия речи и экономия
             произносительных усилий. Закон "восходящей звучности
             слога" в истории славянских языков ............... 160
          39.Внутрисистемные (фонетико-фопологические) факторы
             в истории звуковой организации языка ............. 164
          40.Грамматический фактор в изменениях звукового строя 167
          41.Изменения в лексике как предпосылка
             фонетико-фонологических инноваций ................ 169
          42.Как фонетическая стилистика связана с социальной
             стратификацией общества? ......................... 171

Лекция 8. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ .............................. 173
          43.Классы изменений в морфологии и синтаксисе ....... 173
          44.Аналогическое выравнивание как основной механизм
             морфологических изменений ........................ 181
          45.Аналогия в истории управления .................... 183
          46.Внутрисистемные (морфолого-синтаксические) факторы
             в истории грамматики: "давление системы" и "заполнение
             пустых клеток" ................................... 185
          47.Лексический фактор в истории грамматики .......... 190
          48.Языковой контакт в его грамматических аспектах. Бывают
             ли в грамматике заимствования? ................... 192

Лекция 9. ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ................... 196
          49.Своеобразие диахронии на лексико-фразеологическом
             уровне языка ..................................... 196
          50.Формирование и перестройка номинативных подсистем
             как основное содержание лексической диахронии .... 198
          51.Классы изменений на лексико-фразеологическом уровне
             языка ............................................ 200
          52.Зависимости способов создания новых обозначений
             от типологического своеобразия языка ............. 213
          53.Социальные и внутриязыковые предпосылки и ограничения
             в процессах заимствования ........................ 228
          54.Языки-источники лексических заимствований:
             социолингвистические константы и историческая
             динамика ......................................... 231

Лекция 10.ТЕМПЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
          В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ .................................... 234
          55.Различия в скорости звуковых, грамматических
             и лексических процессов .......................... 234
          56.Неравномерность развития родственных языков ...... 237
          57.Неравномерность развития отдельного языка в разные
             исторические периоды ............................. 239
          58.Неравномерность развития функциональных стилей ... 242
          59.О количественных оценках скорости языковых изменений.
             Идеи глоттохронологии ............................ 243
          60.Вероятностный характер языковой динамики:
             необходимость и случайность в языковых изменениях  244
          61.Различия в вероятностях осуществления
             фопетико-фонологических, грамматических и лексических
             тенденций развития ............................... 247

Лекция 11.ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВЫХ
          СТРУКТУР ............................................ 249
          62.Классы типолого-диахронических сходств ........... 249
          63.Универсальное в "природе" и "технике" диахронии .. 252
          64.Типологически значимые системные изменения в группах
             языков ........................................... 254
          65.Элементарные диахронические универсалии .......... 256

Лекция 12.ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ? (ОБ ОЦЕНКАХ ЗВУКОВЫХ,
          ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ) ............. 262
          66.О возможных "преимуществах" и "неудобствах" в
             звуковой организации языка ....................... 263
          67.Гипотезы единого "глоттогонического" процесса
             в грамматической эволюции языков. О "регрессе"
             и "прогрессе" в истории грамматического строя .... 265
          68.О "порче" и "позитивных процессах" в истории
             лексики .......................................... 269
          69.В чем совершенство языка? ........................ 271

                          Часть четвертая
           ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКАХ

Лекция 13.ОБЩЕНИЕ, ЯЗЫКИ И ЯЗЫКОВЫЕ СИТУАЦИИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ
          СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ........ 277
          70.Языковое существование в первобытных сообществах.
             Черты племенных языков ........................... 278
          71.Языки ранних государств. Языковые ситуации феодальной
             поры ............................................. 283
          72.Тенденции в развитии языковых ситуаций и языков
             в послефеодальное время .......................... 291

Лекция 14.ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЮ
          ЯЗЫКОВЫХ СИТУАЦИЙ ................................... 297
          73.Какие события и процессы составляют этнонациональмую
             историю человечества? ............................ 297
          74.О терминах, определяющих язык по типу этнической
             общности коллектива говорящих: языки племенные,
             этнические, национальные, мировые, международные,
             полигосударственные, региональные, а также
             национальные варианты языка ...................... 299
          75.Насколько значим фактор языка в истории образования
             наций и государств? .............................. 304
          76.Великие географические открытия и их последствия для
             языковой карты мира .............................. 309
          77.Модели сложения языков-посредников в межэтнической
             коммуникации ..................................... 313
          78.Этничность и космополитизм в языковой идеологии и
             политике. Тенденция к интернационализации общения
             и языков ......................................... 321

Лекция 15.КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ КОММУНИКАЦИИ.
          ЯЗЫКОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ....... 323
          79.Семиотические предпосылки воздействия религиозного
             сознания на язык: неконвенциональная трактовка знака
             в религиях Писания ............................... 324
          80.Становление религиозной коммуникации ............. 329
          81.Языковые коллизии в истории священных текстов .... 338
          82.Судьбы языков в религиозной истории народов. Языковые
             изменения, связанные с религиозными факторами .... 343
          83.Религия как коммуникативная система и ее место в
             истории коммуникации ............................. 355

Лекция 16.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ (СТАНДАРТНЫХ)
          ЯЗЫКОВ .............................................. 364
          84.Свойство "литературности" (нормативности) языка как
             результат продолжительной коллективной метаязыковой
             рефлексии говорящих .............................. 365
          85.Литературный язык в истории письменной культуры
             народа. Хронологические разграничения смежных
             явлений .......................................... 368
          86.Когда в истории письменности появляется феномен
             "литературности" (нормированности)? Н.И. Толстой о
             текстологическом и грамматическом нормировании
             литературных языков .............................. 377
          87.Основные модели сложения литературных языков ..... 380
          88."Молодые" и "зрелые" литературные языки. Когда
             начинается "современный" этап в истории литературного
             языка? ........................................... 385
          89.О "традиционных" литературных языках и прерванных
             традициях ........................................ 389
          90.Две линии развития литературных языков в Новое время:
             демократизация и усложнение ...................... 392

                           Часть пятая
  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЯЗЫКИ И ОБЩЕНИЕ

Лекция 17.РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР
          ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .................................. 400
          91.О воздействии средств и способов коммуникации
             на содержание общения и на этнические языки ...... 401
          92.Сколько "информационных революций" было в истории
             коммуникации? .................................... 404
          93.Пять столетий ускорения в развитии информационных
             технологий ....................................... 407
          94.Первая информационная революция. Влияние письменности
             на общение и на языки ............................ 408
          95.Вторая информационная революция. Книгопечатание
             как ранняя предпосылка массовой коммуникации ..... 414
          96.Коммуникационные технологии в формациях, использующих
             машины. Возникновение массовой коммуникации и
             массовой культуры ................................ 426
          97.Третья информационная революция: Массовая коммуникация
             диверсифицируется ................................ 435

Лекция 18.ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРЫ И КОММУНИКАТИВНОЕ
          СВОЕОБРАЗИЕ ......................................... 439
          98. Жанры речи, возникшие в Интернете ............... 439
          99. Электронная почта ............................... 442
          100.Электронные доски объявлений .................... 443
          101.Чаты, онлайновые текстовые тусовки по группам и
              "в привате" ..................................... 444
          102.Онлайновые конференции и форумы ................. 448
          103.Интернет-пейджер: мгновенный обмен текстовыми
              сообщениями (ICQ, аська) ........................ 448
          104.Сетевые офлайновые конференции и форумы ......... 450
          105."Живой журнал". Блоги. Движение блоггеров ....... 451
          106.Википедия (Wikipedia). Движение Wiki ............ 453
          107.Художественная литература в Рунете ("Сетература").
              Американский интерактивный роман Дугласа Рашкоффа 456
          108.Интернет как гипертекст ......................... 461
          109.Интерактивность Интернета. Роль компьютерных
              технологий в расширении диалогичности публичного
              общения ......................................... 472
          110.Виртуальность общения в Интернете: насколько
              эта черта нова? ................................. 477

Лекция 19.ЯЗЫК И СТИЛЬ ИНТЕРНЕТА. КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНТЕРНЕТНЫЕ
          ИННОВАЦИИ В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ ...................... 482
          111.Субкультура компьютерщиков. Языковые стихии,
              вносимые в общий язык интернет-коммуникацией .... 483
          112.Расцвет метаязыковой рефлексии у пользователей
              Интернетом ...................................... 488
          113.Интернет-инновации в естественном языке ......... 494
          114.Компьютерные англицизмы. Языковые игры с
              интернет-заимствованиями ........................ 503
          115.Черты стиля интернет-коммуникации. Вольности
              и правила ....................................... 511

Лекция 20.ИНТЕРНЕТ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В
          КОММУНИКАТИВНОМ УКЛАДЕ ОБЩЕСТВА ..................... 516
          116.Аспекты общения, важные для характеристики
              коммуникативного уклада жизни ................... 516
          117.Что сокращает общение в семье и как влияют на
              общение Интернет, мобильные телефоны и пейджеры?  519
          118.Компьютер и Интернет в школе и университете:
              расширение образовательных технологий и углубление
              демократизма в образовании ...................... 521
          119.Интернет-реклама и ее влияние на несетевую рекламу523
          120.Будущее слияние интернет-журналистики с теле-и
              радиовещанием и печатными СМИ: двустороннее
              сближение ....................................... 529
          121.Мультимедийный мир и художественная коммуникация  535

Заключение. Основные тенденции в истории языков и общения ..... 540

Литература .................................................... 550

Именной указатель ............................................. 568

Указатель таблиц и схем ....................................... 581

Впервые в пособии для филологов и лингвистов показано воздействие информационных технологий (от письма до Интернета) на языки и общение; рассмотрена роль религии и церкви в истории коммуникации и языков. Лекции основаны на материале русского и других славянских языков, а также латыни, английского, немецкого, французского, итальянского языков.
Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:20:52 2019. Размер: 33,236 bytes.
Посещение N 14755 c 09.03.2010