Отделение ГПНТБ СО РАН - 50 лет на службе науки. Межбиблиотечный абонемент

  Начало Библиотека Академгородок Новости Ресурсы Выставки Библиография Партнеры ИнфоЛоция Поиск English  
Отделение ГПНТБ СО РАН
 
  История Сотрудники Хроника Документы Отзывы Пресса Фото Видео Презентации  
 
 
С юбилеем
 
 
Межбиблиотечный абонемент

Отделение ГПНТБ СО РАН, являясь центральной библиотекой Академгородка, одной из важнейших своих задач считало формирование единого информационного пространства научного Академгородка посредством создания сводного справочно-библиографического аппарата. Для ее решения в период с 1967 по 1973 гг. в Отделении были созданы:

  • сводный алфавитный каталог иностранных книг и продолжающихся изданий, отражающий фонды ГПНТБ и всех научных библиотек Академгородка;
  • сводная картотека на иностранные журналы, находящиеся в фондах академических библиотек НИУ;
  • сводный алфавитный каталог на отечественные журналы и продолжающиеся издания, формирующийся на основе централизации процессов комплектования и каталогизации.

Сводный справочно-библиографический аппарат стал предпосылкой для создания и развития централизованной системы межбиблиотечного обслуживания. Межбиблиотечный абонемент (МБА) - это система взаимоиспользования фондов библиотек, созданная в целях всестороннего и своевременного удовлетворения информационных потребностей читателей. МБА обеспечивает читателям получение необходимой литературы, отсутствующей в фондах обслуживающей их библиотеки, путем доставки из других фондов, располагающих данной информацией. Первые попытки были сделаны еще в 1968 г., когда запрошенная литература доставлялась из фондов ГПНТБ и ее Отделения в библиотеки НИУ три раза в неделю.

Централизованная система МБА предполагает выполнение следующих задач:

  • оперативность и полноту удовлетворения запросов ученых и специалистов на фонды ННЦ СО РАН;
  • взаимодействие фондов библиотек внутри системы, повышение обращаемости фондов;
  • высвобождение рабочих рук в библиотеках НИУ за счет сокращения времени на поиск и обработку заявок на литературу, хождение по библиотекам.

После проведения ряда экспериментов по отработке и внедрению централизованной системы МБА, составления инструктивно-методических материалов, отражающих направления в работе, права и обязанности, а также схему взаимодействия различных звеньев системы, началось практическое внедрение и отработка элементов технологии обслуживания.

Централизованное обслуживание по МБА осуществлялось по следующей схеме: ежедневный прием запросов от библиотек, регистрация их в диспетчерской сетке (таблице), проверка и шифровка запросов на литературу по сводным каталогам Отделения, их доработка, отметка в диспетчерской сетке о возможных направлениях в библиотеки НИИ или передача требований в оперативную группу ГПНТБ, заказ и получение литературы, доставка литературы в библиотеки НИУ, возврат литературы в основное хранилище.

Внедрение централизованной системы началось с 1976 г. У ее истоков стояли Л.П.Павлова, Г.Л.Толкунова, В.В.Жданова. Нельзя сказать, что процесс централизации проходил легко. Согласование с отделом МБА ГПНТБ часто давало сбои, но, в конце концов, новая технология нашла свое место в системе обслуживания. Централизованная система позволила увеличить использование фондов внутри ННЦ на 52% и лишь 48% доставлялось из основных фондов ГПНТБ, что сохраняло единственный экземпляр для удовлетворения читательского спроса для всего сибирского региона.

В 1980-е гг. на централизованном обслуживании по МБА состояло 28 абонентов, среди которых 23 академических института и конструкторских бюро, 5 НИУ других ведомств. Кроме фондов ГПНТБ СО РАН и научных библиотек сети Академгородка использовались фонды крупнейших библиотек Новосибирска: Государственной научной областной, Центральной научно-технической и областной медицинской, а также Медицинского института и Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГМС). Централизованную систему МБА обслуживало тогда 6 человек (4 - в Отделении и 2 - в ГПНТБ). Большой вклад в развитие централизованной системы внесли Ёлкина Клара Ивановна, Кибалова Людмила Иосифовна, Алексеева Татьяна Анатольевна, Павлова Ирина Аркадьевна, Белоносова Любовь Николаевна, экспедиторы Лобова Зоя Прокопьевна (1970-е гг.), Глебова Татьяна Викторовна, Гаус Ирина Викторовна, Нелюбова Наталья Валерьевна, Великоруссов Владимир Ильич, Силантьев Игорь Витальевич (1980-1990-е гг.), Селяков Валерий Николаевич (2000-е гг.). В первые годы централизации МБА за Отделением было закреплено 2 автомашины. В академической системе библиотек - это первый опыт ежедневного оперативного обслуживания по МБА. Данная технология была внедрена и в других научных центрах СО РАН, в частности в Иркутском научном центре.

В 1990-е гг. произошли коренные изменения во многих сферах жизни общества. С одной стороны, в результате революционного развития электронно-вычислительной техники появились новые виды и каналы связи, которые обеспечили переход к автоматизированной обработке и передаче информации; что, в свою очередь, привело к радикальным изменениям в технологии производства, распространения, хранения и обмена информации. С другой стороны, произошли социально-экономические изменения: развитие рыночных отношений, реформа науки, перемены в структуре занятости населения. Все это оказало огромное влияние на технологию и организацию многих библиотечных процессов.

Отделение ГПНТБ СО РАН, оставаясь центральной библиотекой Академгородка, продолжало выполнять основные задачи, присущие академической библиотеке, - формирование книжного фонда по профилю институтов, библиотечно-информационное обслуживание научных сотрудников, развитие централизованной системы МБА. В это непростое время начинают закладываться основы автоматизации многих библиотечных процессов: ведение электронных каталогов книг, продолжающихся изданий, журналов; организация сайта библиотеки; организация баз данных; автоматизация рабочих процессов по МБА.

В соответствии с требованиями времени в 1995-1997 гг. в работу МБА была внедрена программа на языке ISIS-Pascal под управлением операционной системы MS-DOS. Программа поддерживала функции импорта и экспорта заказов в файле специального обменного формата. Обмен файлами такого формата между различными службами МБА выполнялся, как правило, по электронной почте (путем создания нового сообщения и вложения в него необходимых файлов).

Программа на ISIS-Pascal проработала в Отделении ГПНТБ СО РАН больше 10 лет.

В 2008 г. в автоматизированную систему МБА были внесены существенные изменения. В качестве базового программного обеспечения применяется автоматизированное рабочее место (АРМ) МБА системы автоматизации библиотек ИРБИС32. АРМ МБА, как и система ИРБИС, - это разработка ГПНТБ России.

Система ИРБИС, изначально ориентированная на работу в локальной вычислительной сети, включала доступный и простой пользовательский интерфейс и имела:

  • сервисные средства для работы с базами данных (БД): ведение словарей по наиболее характерным структурным элементам записи, использование списков и словарей при вводе информации, возможность экспорта и импорта данных в форматах ISO и TXT, возможность копирования записей в БД, статистический анализ БД;
  • возможности настройки на конкретное применение (задание структурных элементов при описании абонентов и заказов, создание рабочих листов для ввода информации и выходных форм).

Основным требованием к внедрению ИРБИС в МБА Отделения было использование единой базы данных для абонентов и заказов всех подразделений МБА ГПНТБ СО РАН. В рамках одной конфигурации была совмещена действующая технологическая схема по обработке заказов абонентов иногороднего сектора МБА ГПНТБ СО РАН и новая технологическая схема по обработке заказов абонентов ННЦ СО РАН.

Специфическая особенность работы МБА Отделения ГПНТБ СО РАН заключается в том, что при выполнении заказов, работники сектора ориентированы на следующие информационные ресурсы:

  • собственный фонд Отделения;
  • фонды ГПНТБ СО РАН;
  • фонды библиотек НИИ Академгородка;
  • удаленные полнотекстовые БД.

Внедрение системы ИРБИС, понимание ее технологических особенностей, грамотное их использование и настрой на дальнейшее развитие этой системы потребовали от сотрудников МБА и всех участников централизованной библиотечной системы ННЦ СО РАН напряженного труда, учебы, встреч и обсуждений. Эффективным информационным и навигационным инструментов в этой работе стала страничка сектора МБА (http://www.prometeus.nsc.ru/mba/), организованная в октябре 2008 г. на сайте Отделения (http://www.prometeus.nsc.ru/.

Проводимая сектором МБА активная политика и установление по-настоящему действенного сотрудничества с библиотеками ННЦ позволяет в полной мере использовать имеющиеся информационные возможности и констатировать следующее:

  1. Услуги МБА позволяют абонентам расширить информационное пространство для поиска требуемых документов и получить необходимую информацию из различных источников, зачастую территориально значительно удаленных друг от друга, тем самым способствуя наиболее полному удовлетворению информационных потребностей обслуживаемых научных коллективов.
  2. Обслуживание по МБА помогает организации выставочной работы.
  3. Аккумулируемые сведения служебных БД МБА достаточно объективно отражают информационные потребности обслуживаемых НИУ ННЦ СО РАН, анализ которых может послужить одной из основ для организации работы по комплектованию и доукомплектованию фондов, приобретению различных электронных ресурсов и доступов к удаленным полнотекстовым БД, а также как элемент формирования рекомендаций для организации деятельности научных библиотек.
  4. Работа с удаленными полнотекстовыми БД и получение полных текстов в электронном виде расширяет возможности в более полном и оперативном удовлетворении информационных потребностей научных сотрудников и выводит работу МБА на новый уровень обслуживания.

На 1 января 2016 г. на централизованном обслуживании, осуществляемом сектором МБА отделения ГПНТБ СО РАН, состоит 33 абонента: 26 библиотек НИУ, четыре библиотеки конструкторских бюро, Опытно-метрологическая Саянская экспедиция, проектная организация «ГИПРОНИИ» и ФГУН ГНЦ «Вектор» Роспотребнадзора.

Можно с уверенностью сказать, что при должной организации работы служба МБА играет значительную роль и занимает одно из ведущих мест в системе обслуживания. Представляется, что выполнение взятой на себя задачи - формирование единого информационного пространства Академгородка: создание сводных каталогов, приобретение в общее пользование электронных ресурсов и доступов к БД, создание центров по обслуживанию, организация консультативных и обучающих мероприятий будет служить базовой основой и способствовать развитию и переходу обслуживания по межбиблиотечному абонементу на новый современный уровень.

Централизованная система МБА Новосибирского научного центра СО РАН имеет богатый опыт работы. Пример ее создания и функционирования показывает эффективность централизованной системы по обслуживанию информационных запросов коллективов НИУ крупных научных центров.

Н.С.Лисовская,
Л.П.Павлова

 

[О библиотеке  | Академгородок  | Новости  | Выставки  | Ресурсы  | Библиография  | Партнеры  | ИнфоЛоция  | Поиск  | English]
  Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2019 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

 
Документ изменен: Wed Feb 27 14:19:16 2019. Размер: 28,654 bytes.
Посещение N 601 с 29.09.2016

 

РАН. СО РАН. Сибирь.
Дайджест о науке
Новости сибирской науки
СО РАН: год за годом
Календарь памятных дат
Научные школы ННЦ
Мемориальная библиотека
В. А. Коптюга
Мемориальная библиотека
Н. Н. Яненко
Лауреаты сибирской науки
SciGuide